Нравственный классный час, 7 класс

Нравственный классный час, 7 класс

Методическая разработка конспекта классного часа для 7 класса

Классный час в 7 классе на тему «Святые заступники народа русского»

Современные семиклассники совершенно не знают имен величайших подвижников своего народа. Эти имена - память о нравственных идеалах, на которых воспитывалось не одно поколение наших предков. Честность, добросовестность в труде, любовь к Родине, презрение к богатству, забота об общественном благе, правдолюбие, общественная активность - всему этому учат нас жития святых. Сергий Радонежский и Серафим Саровский - два великих святых подвижника Земли Русской. Не знать этих имен неприлично для русского человека.

Знакомство с именами великих подвижников будет полезно и детям других национальностей - это расширит их представление об истории и культуре России. Учитель может предложить этим детям подготовить рассказы о древних святых и героях своего народа (или о национальных традициях своего народа).

В ходе классного часа семиклассники услышат отрывки из житий святых, выскажут свое отношение к нравственным ценностям современной молодежи, подумают о защите национального достоинства. Важно отметить, что рассказ ведется не в религиозном, а в нравственном, историко-культурном ключе.

Цели: расширить представления детей о православных традициях; способствовать формированию позитивной нравственной оценки жизни святых подвижников; способствовать развитию у детей интереса к духовным традициям своего народа, формированию позитивного отношения к обычаям и культуре братских народов; воспитывать положительное отношение к нравственным ценностям своих народов, критическое отношение к потребительским ценностям; побуждать детей к углубленному изучению нравственного опыта своих народов.

Подготовительная работа:

1. Создать творческую группу (4 ученика), которая подготовит информационный блок классного часа (по материалам сценария). Детей нужно предупредить, что пересказывать тексты нужно своими словами, а если читать, то не спеша, выразительно.

2. Поручить детям принести на классный час иконы (св. Сергия Радонежского, св. Серафима Саровского). Иконы можно купить в церковной лавке или принести из дома.

3. Если в классе учатся представители других национальностей, предложить им подготовить рассказы о святых и героях своего народа (или о национальных традициях своего народа).

Оформление:

• иконы Сергия Радонежского и Серафима Саровского;

• на доске записать стихотворение (его учитель будет читать в конце классного часа):

Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Иеромонах Роман

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Быть русским - значит быть православным».

II. Информационный блок «Наши святые заступники».

1. Игумен земли Русской.

2. Батюшка Серафим.

III. Заключительная беседа.

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Быть русским - значит быть православным»

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, американцы, французы, англичане празднуют дни памяти наших святых: Бориса и Глеба, Сергия Радонежского, Серафима Саровского? (Нет, скорее всего, иностранцы даже не знают этих имен.)

- А как вы думаете, знают ли они имена и праздники своих святых?

(Дети высказывают свои мнения.)

А вот в России, к сожалению, не все интересуются историей и культурой своих предков, предпочитая заимствовать чужие праздники и традиции. В России, по данным переписи 2002 г., проживают 160 национальностей. И каждый народ - это свои традиции, своя культура, свои святыни. Все эти народы составляют единую нацию - народ России. И если мы хотим, чтобы нас уважали, нужно научиться уважать свою историю и культуру. А она складывается из многообразия культур народов, живущих в России. В этом уникальность нашей страны.

Сегодня мы будем говорить о русской национальной традиции. Русские в нашей стране, по данным переписи 2002 г., составляют 80% всего населения. И 62% русских называют себя православными. Но называться и быть - это разные вещи. Я обращаюсь сейчас к русским ребятам.

- Празднуете ли вы православные праздники?

- Знаете ли вы имена русских святых? (Дети отвечают.)

- Как бы вы ответили на вопрос: что значит быть русским?

Примерные ответы детей:

- Носить одежду русского производства.

- Девочкам заплетать косы, носить сарафаны, мальчикам - косоворотки.

- Говорить по-русски, иметь русское имя, гражданство, жить в России.

- Надо, чтобы родители были русскими.

Классный руководитель. Наша история, наш духовный опыт неотделим от православия. Возможно, кто-то из вас сейчас исповедует другую религию или пока не определился в своих мировоззренческих ценностях, однако, я уверена, всем без исключения будет полезно и интересно знакомство с православными традициями, с великими личностями, чья жизнь может служить нам нравственным примером.

II. Информационный блок «Наши святые заступники»

Классный руководитель. Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - это человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых, составляет жизнеописания святых подвижников. Сегодня мы расскажем о двух великих подвижниках Русской земли. Сергий Радонежский и Серафим Саровский - к их именам прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени монаха, который признан святым. Рассказ о святых подвижниках подготовила творческая группа учеников нашего класса (имена, фамилии членов творческой группы). Я даю им слово.

(К доске выходят члены творческой группы.)

1. Игумен земли Русской

Ученик 1. Сергий Радонежский - один из наиболее почитаемых русских святых. Игумен земли Русской - так называют его в народе. Игумен - это настоятель православного монастыря. Значит, можно сказать, что Сергий Радонежский является духовным наставником всех русских людей.

Ученик 2. Он родился 3 мая 1314 или 1320 г. в селе Варницы под Ростовом. Его родители были глубоко верующими людьми. При крещении он был наречен Варфоломеем. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными предзнаменованиями. Так, уже с первых дней жизни Варфоломей удивил всех постничеством: по средам и пятницам он не принимал молока матери, а также отказывался от молока и в другие дни, если его мать употребляла в пищу мясо.

Ученик 1. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться, но, несмотря на усердные занятия, он отставал в учении от сверстников. Однажды Варфоломей встретил на дороге святого ангела в образе старца и попросил его: «Помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Старец помолился - и желание благочестивого отрока исполнилось, с этого момента науки давались отроку Варфоломею легко. Поэтому в православной традиции святой считается помощником в учении.

Ученик 2. В 1328 г. родители Варфоломея переселились поближе к Москве, в селение Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном поселился недалеко от Радонежа в густом лесу. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевой лавре.

Ученик 1. Варфоломей принял монашество с именем Сергий и два года провел один в лесу, претерпев много искушений и опасностей. Слава о подвижнике распространялась, и к нему стали приходить люди, ищущие спасения в монашестве. Вскоре по просьбам учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Преподобный Сергий не оставил после себя ни единой строчки. Он избегал назидания, учительства. Он учил других примером своей жизни.

Ученик 2. Перед кончиной он оставил братии такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.

Память преподобного Сергия Радонежского православная церковь чтит 8 октября. Это день смерти святого. Он умер 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1392 г. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, которые и поныне пребывают в Троице-Сергиевой лавре.

В 1452 г. преподобный Сергий Радонежский был причислен клику святых.

Ученик 1. Деятельность преподобного Сергия имела огромное значение для Отечества: он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении Руси. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, предсказав ему победу; два монаха из его обители - Пересвет и Ослябя - участвовали в сражении. Вот уже шестьсот с лишним лет русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества.

2. Батюшка Серафим

Ученик 3. Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник, родился 19 июля 1754 г. в купеческой семье. При крещении ему дали имя Прохор. Отец его был купцом и брал подряды на строительство. Перед смертью он начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру.

В детстве с Прохором произошло чудо. Однажды мать привела его с собой на строительство собора, который заложил его отец. Мальчик забрался на колокольню и, оступившись, камнем полетел на землю. Только чудом можно было объяснить то, что ребенок остался жив.

Ученик 4. Прохор с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор их усадьбы прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

Ученик 3. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Мать не препятствовала этому и благословила его распятием, которое сын всю жизнь носил на груди. В 1776 г. он совершил паломничество в Киев, где старец Досифей благословил его спасаться в Сарове. Так назывался город в Тамбовской области, где был монастырь. Сейчас город Саров находится в Нижегородской области. В 1778 г. Прохор стал послушником. Любимым подвигом его стала Иисусова молитва в окрестном лесу. Через 8 лет он принял монашество с именем Серафим.

Ученик 4. Он продолжал трудиться в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье.

После смерти настоятеля монастыря преподобный ушел в пустынную келью в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Серафим проводил жизнь в суровых подвигах. Ни на минуту не прекращал он молитвы. Сам себе добывал пропитание. Около кельи он развел огород и устроил пчельник. Преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи.

Ученик 3. К нему все чаще стали приходить люди за советом и благословением, но это мешало его уединению. По молитве Серафима, дорогу в его пустынную келью преградили огромные стволы вековых сосен. Теперь только птицы и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб. Много испытаний пришлось вынести преподобному Серафиму в лесном уединении, но он все претерпел. Главным его спасением были постоянная молитва и молчание.

Ученик 4. 15 лет пребывал он в пустыни, а когда вернулся в монастырь, избрал затвор - полное уединение и молитву. Его затворничество продолжалось еще 15 лет. В уединенной молитве он обрел способность к прозорливости и чудотворству. 25 ноября 1825 г. по благословению настоятеля монастыря он открыл дверь своей кельи для всех страждущих. К нему стали приходить люди со своими бедами и болезнями. Он видел человеческие души и исцелял их словом и молитвой. Он никого не осуждал, ко всем обращался с необыкновенной нежностью и любовью. Люди называли его «батюшка Серафим».

Умер преподобный Серафим Саровский во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Богородицы*.

III. Заключительная беседа

Классный руководитель. Я благодарю ребят за предоставленную информацию. А теперь хочу задать всем вам несколько вопросов. Сергия Радонежского и Серафима Саровского называют святыми подвижниками. Подвижник - от слова «подвиг». Как вы думаете, какой подвиг совершили эти великие святые?

Примерные ответы детей:

- Они побороли все плохое, что есть в душе у человека.

- Они воспитывали себя, боролись со своими слабостями.

- Это подвиг веры. Они показали, как нужно верить.

- Они показали другим людям образец правильной жизни.

- Они побороли свои пороки и научились излечивать от пороков других людей.

- Их жизнь стала образцом для подражания.

Классный руководитель. Действительно, великие русские подвижники давали всем людям образцы правильной жизни не словами, не поучениями и назиданиями, а собственным примером. Мир и радость в душе - вот к чему стремились они в своих молитвах. И это позволяло им спасать тысячи душ около себя. Великие праведники и подвижники, настоящие герои, их еще называют святыми заступниками нашего народа. Как вы думаете, о каком заступничестве идет речь? За кого и как они могут заступиться?

Примерные ответы детей:

- Речь идет о заступничестве перед Богом.

- Они могут молиться за весь наш народ, за прощение его прегрешений.

- Они молятся о России, которая отступила от Бога.

- Своими молитвами они заступаются за наш народ, который забыл свою веру, разрушал храмы.

Классный руководитель. Много веков рядом с русскими живут представители других народов. И каждый народ сумел сохранить свою национальную самобытность, которая корнями уходит в религию предков.

- Какие народы России вы можете назвать? (Татары, башкиры, чуваши, украинцы, белорусы, чеченцы, мордва, аварцы, казахи, удмурты, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки, азербайджанцы, армяне и др.) В нашем классе есть представители других национальностей. Попросим их рассказать о своих национальных героях и святынях. (Ученики рассказывают о святых и героях своего народа.) Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении. Завершить наше обсуждение я хотела бы стихотворением, которое написал наш современник иеромонах Роман. (Читает стихотворение, записанное на доске.)

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, вы познакомились с двумя великими русскими праведниками. Какие чувства и мысли появились у вас, когда вы слушали краткие жизнеописания этих святых?

Примерные ответы детей:

- Испытал чувство удивления, восхищения.

- Сначала испытал недоверие, а потом удивление.

- Представил себе, как можно 15 лет молчать, я бы не выдержал.

- А я представил, как Серафим Саровский 15 лет жил в глухом лесу, в окружении диких зверей, для этого нужно много мужества.

- Сейчас у нас в квартирах есть все удобства, а им приходилось и воду себе добывать, и еду, и печь топить, да еще и книги церковные читать. Нужна большая сила, выносливость.

Рекомендуем посмотреть:

Игра «Поле чудес» для 7 класса

Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс

Этическая беседа для 7 класса

Классный час по экологии в 7 классе

Классный час в 7 классе на тему: Труд

Нет комментариев. Ваш будет первым!