Этическая беседа для 7 класса

Этическая беседа для 7 класса

Конспект этической беседы для семиклассников

Беседа с элементами практикума для 7 класса «Словарь добрых слов и выражений»

Цель: учить ребят культуре речи, вежливости в разговоре.

Ход классного часа

1. Актуализация опорных знаний о культуре речи.

Поговорим о речевых секретах.

Классный руководитель. Мы рассказываем о своих мыслях другому человеку, можем написать то, о чем думаем. Как вы считаете, то, что пишут и читают, - это речь или нет? Как называется речь, с помощью которой мы привыкли говорить, а как - с помощью которой пишем?

Слово «устная» образовалась от слова «уста» - губы. Речь, которую мы говорим и слышим, называется «устной».

Но умеем ли мы владеть устной речью? Послушайте, как брат рассказал сестре о кинофильме.

СИЛЬНОЕ КИНО

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им - раз!

- А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им - раз! Они ей - раз!

По тут как раз ее он спас,

Ведь он был с нею заодно,

Ух, ну и сильное кино!

Нет, видно, я еще мала,

Я ничего не поняла.

Классный руководитель. Как вы думаете, почему сестра ничего не поняла?

Надо уметь рассказывать.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

- Объясните смысл слово «внятно».

- Подберите к нему синонимы. (Отчетливо, четко, ясно.)

- А как нужно вести себя во время разговора? Помните простые правила.

Памятка «Как вести себя во время разговора»

1. Смотреть в сторону говорящего, внимательно слушать его; если беседа ведется двумя партнерами, лучше смотреть друг другу в глаза.

2. Не есть во время разговора, чтобы брызги не летели в лицо говорящего.

3. Не кричать, не размахивать руками (от громкой речи быстро устаешь).

4. Не переминаться, не качаться, не ходить во время разговора (чтобы не отвлекать внимание говорящего).

5. Не перебивать друг друга во время разговора.

6. На уроке внимательно слушать своих товарищей. Умение слушать ответ товарища или рассказ, объяснение учителя говорит о культуре вашего поведения.

У С. Маршака есть песенка: «А ежели вы вежливы, вы, сидя на уроке, не будете с товарищем трещать, как две сороки».

2. Чтение и обсуждение стихотворений о формах речевого общения.

Классный руководитель. Народная пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». Вот так-то иногда необдуманным словом можно обидеть человека.

Давайте поучимся вежливости в разговоре. Всем известны выражения речевого этикета: здравствуйте, извините, спасибо, которые мы должны употреблять ежедневно.

Послушайте стихотворение «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Солнцу и птицам - доброе утро,

Улыбчивым лицам и каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Классный руководитель. Но как бывает иногда грустно и обидно, когда ребята утром проходят мимо, не произнося ни единого слова.

У поэтессы А. Барто есть стихотворение, которое прочитает ученик.

Друзья, послушайте на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «До свиданья»

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

«Ну я пошел... Пока! Всего!»

- А какие слова приветствия вы употребляете?

- Кого вы можете приветствовать словом «Здорово!» («Привет!»)?

- Кому вы скажете при прощании «Пока!»?

- Слова «Здравствуйте», «До свидания» - очень интересные, добрые, их всегда приятно слышать. Давайте вдумаемся в их значение. Что можете сказать по этому поводу?

- «Здравствуйте» - желаем здоровья.

- «До свидания» - надеемся еще раз увидеть. Поэтому людям приятно слышать эти слова.

Здравствуйте! -

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Ученики читают стихотворение.

Опережающее задание. Подумайте, почему свирепый Гусь вдруг подобрел, кивнул головой.

ЗДРАВСТВУЙ, ГУСЬ

Ко мне бежит огромный гусь.

Я говорю себе: не трусь.

Быть может, этот Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной.

Но у Гуся свирепый вид –

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет? Ну и пусть!

Я улыбнулась: «Здравствуй, Гусь!».

Он головой кивнул в ответ

И мне послышалось: «Привет».

Вывод. Если ты идешь навстречу людям с улыбкой, добрым словом, - это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть.

Вопросы к беседе:

1. Встречаются учительница и ученик, кто должен поздороваться первым? (Ученик.)

2. Какие слова можно употреблять при приветствии утром, днем, вечером? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

3. Встречаются мальчик и девочка. Кто первым должен здороваться? Как могут поздороваться ровесники? (Привет.)

4. Стоят учительница и мама одного из учеников. Подходит мальчик. Кто поздоровается первым и как?

Волшебные слова произносят герои сказок, мультфильмов, стихотворений. Значит, это для чего-то нужно. Вспомните, кто, кому звонил, с какими просьбами обращался в стихотворении Корнея Ивановича Чуковского.

У меня зазвонил телефон...

- Назовите, кто звонил. (И мартышки, и медведи, и крокодил... У всех были разные просьбы.)

А потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

А потом позвонила свинья:

«Пришлите мне соловья».

- Чья просьба звучит вежливее? Какие вежливые слова вы еще знаете? (Ребята называют.)

«Будьте добры», - это еще одно этикетное клише, которое можно употреблять в своей речи.

Разыгрываются ситуации:

- Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку.

- На день рождения имениннику принесли в подарок две одинаковые машинки. Что посоветуете мальчику? Как надо повести себя в этой ситуации? (Предполагаемый ответ: «Спасибо, у меня теперь две отличные машинки. Теперь мы все вместе будем в них играть».)

- Как обратиться к незнакомому прохожему, чтобы узнать, который час?

- Вам надо передать деньги кондуктору на билет, как обратиться?

- Как спросить в булочной у продавца, свежий ли хлеб?

Учитель читает стихотворение Г. Остера.

Если ты пришел к кому-то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов пожалуйста, спасибо

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

- Как вы думаете, серьезный или шутливый совет дает поэт?

- Какие вежливые слова еще назовете?

Попал я в дедушку мячом

И закричал:

- А я при чем?

Но, досчитав до 30,

Сказал:

- Ну, дедушка, прости...

- Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки? А вы как бы извинились?

Учитель. Надо так извиняться, чтобы человеку стало легче после ваших слов, чтобы обида, которую вы нанесли, забылась, исчезла. Причем со словами прощения нельзя затягивать: почувствовали свою вину - немедленно действуйте, потому что можно опоздать сказать человеку важные слова, травмируя душу. Если причинили боль товарищу или незнакомому человеку, надо обязательно извиниться.

Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того, кто знает и употребляет вежливые слова?

Мне бы очень не хотелось, чтобы вы были похожи на «вежливого» индюка из стихотворения, которое прочитают нам ребята.

Объявился в доме вдруг

Очень вежливый индюк.

Раз по тридцать в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи.

Заходите, что ли, в гости –

Поучиться вежливости».

- Я и сам, - кричал индюк, -

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер:

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: «Приду, спасибо».

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла

Ты свое свиное рыло!»

Как ни бился он, однако

К Индюку никто не шел:

Ни Корова, ни Собака,

Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости:

Не идут, нахалы, в гости.

Зря пропали все труды.

Все они балды-балды.

И добавил с высоты

Своего величия:

Не усвоили, скоты,

Правила приличия!

3. Заключение.

Учитель предлагает детям запомнить и еще раз прочитать словарь добрых слов и выражений.

Приветствие:

Доброе утро; добрый день; добрый вечер; доброго здоровья; здравствуйте; мир вашему дому; мое почтение; очень рад вас видеть; привет; приветствую вас; приятно снова видеть вас; рад встрече с вами.

Прощание:

Будьте здоровы; всего доброго; всего хорошего; доброй ночи; доброго пути; до встречи; до свидания; до скорого свидания; до скорой встречи; желаю всяческих благ; прощайте; счастливо; спокойной ночи; счастливого пути.

Извинение:

Извините; извините; пожалуйста; не обессудьте; примите мои извинения; помилуйте; простите; пожалуйста; прошу прощения; я была не права.

Просьба:

Будьте добры; будьте любезны; если вас не затруднит; не откажите, пожалуйста; позвольте; прошу вас; не смогли бы вы; разрешите; прошу вас.

Благодарение:

Спасибо; весьма вам признателен; вы мне очень помогли; я вас благодарю.

В транспорте:

Вас не затруднит; вы выходите на следующей остановке; не могли бы вы пропустить меня к выходу; передайте на билет, пожалуйста; позвольте пройти; уступите, пожалуйста, место.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое этикет для школьников?

Дамский этикет

Правила вежливого общения для детей

Как вести себя в ссоре?

Как пользоваться столовыми приборами

лариса # 23 января 2016 в 09:23 0
понравилось использование худлитературы, а не нотаций, но возраст аудитории завышен, спасибо.