Игра «Поле чудес» для 7 класса

Игра «Поле чудес» для 7 класса

Сценарий игрового классного часа для 7 класса

Игра «Поле чудес», 7 класс. Сценарий

Сценарий классного часа построен по мотивам телевизионной игры «Поле чудес». Эта игра имеет множество преимуществ перед другими интеллектуальными играми. Во-первых, в процессе поиска слов-заданий дети могут постоянно «общаться» с толковым словарем. Во-вторых, достаточно легкие задания создают необходимую для подростков ситуацию успеха. В-третьих, каждый ребенок может выступить в роли ведущего: задавать вопросы сильным ученикам, оценивать их ответы. Особенно важно это для слабых учеников, которые боятся выходить к доске на уроках, боятся насмешек одноклассников. Участие в игре помогает им преодолеть неуверенность в себе.

Авторы по своему опыту знают, что подростки без устали готовы играть в эту игру. Желательно объяснить ребятам, что при составлении вопросов необходимо пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями или учебниками, так как дети не всегда могут подобрать слово и правильно сформулировать вопрос.

По условиям игры класс делится на две команды. Каждая команда готовит по 5 слов-заданий.

Ход игры.

Дети сидят на своих местах. К доске выходит один игрок от первой команды. Он становится ведущим, так как будет загадывать свое слово (сколько слов, столько и ведущих). Ведущий вызывает на поединок любого игрока из команды соперников и задает ему вопрос. Соперник может назвать три буквы и отгадать слово. После третьей попытки игрок может попросить помощи у своей команды. Если слово не угадано с трех попыток, команда проигрывает и платит штраф песней или полезным делом для класса. Ведущий записывает в клеточки буквы слова и садится на свое место. К доске выходит второй представитель той же команды и загадывает второе слово. Если слово угадано, игра переходит на поле второй команды, ведущие которой загадывают свои слова.

Каждое слово оценивается в 1 балл. Если соперники угадали слово, этот балл идет в пользу их команды, если не угадали, этот балл идет в пользу команды, задававшей вопрос.

Штрафы: если команда не смогла угадать слово после трех попыток, она исполняет один куплет песни (или выполняет работу, назначенную классным руководителем, и т. п.).

Награды: если игрок угадал слово, ведущий награждает его комплиментом. Чтобы преодолеть свою застенчивость и избежать повторения, ведущий может читать комплименты из коллекции, предложенной в сценарии.

Учитель осуществляет общее руководство игрой: вызывает ведущих, суммирует баллы, следит за соблюдением правил. Игру по этому сценарию можно проводить еженедельно. Можно заранее определить тематику: биология, литература, география, история, математика, «обо всем на свете» и т. п. При этом нужно обязательно подсказать детям, что слова для заданий они могут найти в толковом словаре, в энциклопедии и т. п.

Можно организовать настоящий турнир «Поле чудес» для б команд (по рядам). Сначала играет первая пара команд. Победители играют со следующей командой до тех пор, пока не определится последний победитель. При недостатке времени на подготовку учитель может сам загадывать слова, пользуясь дополнительным материалом к данному сценарию.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа:

1. Разделить класс 2 на команды по 5 человек (остальные ученики будут болельщиками).

2. Предложить каждому участнику подобрать по одному слову для команды соперников. Объяснить, что слова для такой игры нужно искать в толковом словаре, где объясняется значение каждого слова (можно использовать слова из дополнительных материалов к сценарию).

3. Дать детям речевые штампы для ведения игры, для этого желательно сделать ксерокопию соответствующей страницы сценария, чтобы ведущие во время игры могли пользоваться ею по очереди.

Оформление:

• на перемене перед классным часом каждая команда чертит пустые квадратики для загаданных слов;

• на свободном месте классной доски начертить таблицу результатов обеих команд; в эту таблицу каждый игрок будет записывать баллы, которые ему удалось добыть для команды.

«Зеленые»

«Белые»

 

 

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Сколько слов человеку нужно?».

II. Правила игры.

III. Игра «Поле чудес».

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Сколько слов человеку нужно?»

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, много ли слов нужно человеку?

(Дети высказывают предположения: 200,300,1000 и т. п.)

Попробую теперь и я ответить на этот вопрос. По наблюдениям ученых, в повседневной речи мы обычно используем не более 700 слов. А.С. Пушкин в своих произведениях использовал 24 тыс. слов. В словаре Даля 200 тыс. слов. Какой из этого можно сделать вывод? Как вы считаете, нужно ли пополнять свой словарный запас или можно обойтись 30-40 словами, как Эллочка-людоедка из «12 стульев»?

Примерные ответы детей:

- Если мы не будем узнавать новые слова, не сможем понимать Пушкина.

- Если мы не будем расширять свой словарный запас, забудем родной язык и перестанем понимать друг друга.

- Нужно узнавать новые слова, чтобы читать научную и художественную литературу, а не только общаться в быту.

- Конечно, нужно узнавать новые слова, потому что каждое слово - это новое понятие, значит, ты начинаешь больше понимать.

- Человек, который знает много слов, не боится общаться с другими людьми, он всегда поймет другого человека.

- Чем больше слов знаешь, тем больше понимаешь.

- 700 слов достаточно для бытового общения, но если хочешь чего-то добиться в жизни, нужно знать больше слов.

- Человек, который знает не больше 700 слов, не сможет понять многих документов, а значит, не сможет выполнять сложную современную работу.

- Кто знает мало слов, может выполнять только простую, примитивную работу. В современной жизни ему будет трудно найти достойное место.

Классный руководитель. Как же можно расширить свой словарный запас?

Примерные ответы детей:

- Нужно читать книги: художественные, научно-популярные, работать с учебником.

- Спрашивать у родителей и учителей значение непонятных слов.

- Разгадывать кроссворды.

- Значение незнакомых слов смотреть в толковом словаре русского языка.

- Нужно посещать разные кружки по интересам, там тоже можно узнать много нового, получить всестороннее развитие.

II. Правила игры

Классный руководитель. Да, ребята, самый лучший источник новых слов - это книга. Другой источник - это специальные словесные игры, самая распространенная из которых - кроссворд. Вариант этой игры - хорошо знакомая вам телепередача «Поле чудес». Эта игра не только пополняет наш словарный запас, но и позволяет открыть много нового, интересного. Сегодня мы начинаем турнир «Поле чудес». В этом турнире будут участвовать две команды - «Зеленые» (первый ряд парт) и «Белые» (второй ряд парт). Остальные будут выступать в роли болельщиков. Команды подготовили по 5 слов для соперников. Напоминаю, что каждое слово - это имя существительное в именительном падеже. Клеточки для всех слов уже нарисованы на доске.

Как будет проходить игра? Вначале к доске выходит представитель «Зеленых». Он вызывает на поединок любого члена команды соперников. Ведущий загадывает слово, и соперник трижды пытается угадать буквы, которые есть в этом слове. Перед третьей попыткой он может попросить помощи у своей команды, но тогда, в случае удачи, он теряет право на награду - комплимент.

После трех попыток соперник должен угадать слово. Если игрок угадал слово, ведущий дарит сопернику комплимент из нашей коллекции комплиментов. Если с трех попыток слово не угадано, команда соперников платит штраф - исполняет 1 куплет любой песни. Каждое слово оценивается в 1 балл. Если соперники не угадали ваше слово, этот балл остается в вашей команде, угадали - отдали этот балл команде соперников. На следующих классных часах мы продолжим эту игру. Команда-победительница будет играть с командой третьего ряда и так далее, до полной победы. Итак, начинаем.

III. Игра «Поле чудес»

Классный руководитель. Чтобы никому не было обидно, игроки будут выходить по порядку (называет имя, фамилию ученика, который сидит за первой партой в первом ряду).

(Ведущий от команды «Зеленые» выходит к доске.)

Ты можешь вызвать на поединок любого представителя команды соперников.

Ведущий. Я вызываю на поединок (имя, фамилия ученика).

(Представитель команды «Белые» выходит к доске.)

Послушай, пожалуйста, первое задание. (Читает значение слова.) Можешь назвать любую букву. Первая попытка.

(Соперник называет букву.)

Речевые штампы для ведущего

Если буква угадана

Ведущий. Есть такая буква в этом слове. (Вписывает букву в соответствующую клетку.) Вторая попытка.

(Соперник называет букву.)

И такая буква есть. Можешь назвать слово? Тогда третья попытка.

(Соперник называет букву.)

Третья буква угадана. Пришло время назвать слово целиком.

Если буква не угадана

Ведущий. Нет такой буквы в этом слове. Вторая попытка.

(Соперник называет букву.)

И такой буквы нет. Третья попытка.

(Соперник называет букву.)

Увы, ты ошибся, такой буквы в этом слове тоже нет. Попробуй угадать слово. Имеешь право просить помощи у команды, но тогда на комплимент ты уже можешь не рассчитывать.

(Соперник называет слово или просит помощи у команды.)

Если слово угадано

Ведущий. Поздравляю! Получай комплимент: ты очень умный, догадливый и сообразительный! Ты заработал для своей команды 1 балл.

(Соперник записывает на доске цифру 1 в таблицу результатов своей команды.)

Классный руководитель. Команда «Белые» победила в этом туре, а значит, получила право загадывать слово. (Вызывает первого игрока из команды «Белые».)

(Выходит игрок из команды «Белые».)

Если слово не угадано

Ведущий. Нет, к сожалению, ты не угадал! А значит, я заработал для своей команды один балл. А твоей команде придется платить штраф. Я хочу послушать песню «Катюша».

(Команда выходит к доске, исполняет первый куплет песни.)

Классный руководитель. «Зеленые» победили, а значит, они вновь ведут игру и загадывают слово. [Вызывает второго игрока из команды «Зеленые».)

(Выходит игрок из команды «Зеленые».)

(Игра повторяется.)

Коллекция комплиментов

(Ведущий дарит комплимент за угаданное слово, его команда награждает соперника аплодисментами.)

Комплименты мальчикам

1. Потрясающе! Ты сегодня превзошел себя!

2. (Имя), ты, как всегда, очень догадлив!

3. (Имя), ты, как всегда, умен и сообразителен!

4. (Имя), ты сегодня очень быстро соображаешь.

5. (Имя), ты замечательный игрок! Я бы с удовольствием взял тебя в нашу команду!

6. (Имя), ты поразительно догадлив!

7. (Имя), мне было очень приятно общаться с тобой. Ты очень умный и воспитанный человек!

8. (Имя), ты так умен и эрудирован!

9. (Имя), сегодня ты особенно догадлив!

10. (Имя), просто не верится, что с первого раза можно разгадать такое трудное слово!

11. (Имя), ты наблюдателен и умен, как сам Шерлок Холмс!

12. (Имя), ты воистину обладаешь умом и сообразительностью!

13. Замечательно! Этот юноша необычайно умен и догадлив!

14. (Имя), твоей эрудиции позавидовал бы даже Ломоносов!

15. Блестяще! Боюсь, что с такими игроками нам не справиться!

16. (Имя), я не могу сказать, что ты сообразителен... Ты просто невероятно умен!

17. Превосходно! Вот настоящий эрудит!

Комплименты девочкам

1. Умница! Пообщавшись с тобой, (имя), я и сам становлюсь умнее, благороднее!

2. Потрясающе! (Имя), ты сегодня блистаешь не только красотой, но и умом!

3. (Имя), приятно было убедиться, что ты не только красива, но и умна!

4. (Имя), я уверен, что ты могла бы с успехом сыграть роль Василисы Премудрой!

5. (Имя), с твоим умом и красотой тебе давно пора участвовать в конкурсе «Мисс школа»!

6. Знаешь, (имя), я не могу тебя назвать сообразительной, потому что ты на самом деле просто умна!

7. (Имя), твоя красота и ум просто восхитительны!

8. (Имя), ты наблюдательна и умна, как Софья Ковалевская!

9. (Имя), ты на самом деле очень умна. Ни у кого в нашем классе нет таких умных и ясных глаз!

10. (Имя), к сожалению, ты не простая девчонка... Ты очень умная девчонка!

11. Отлично! Я дал бы тебе первый приз в номинации «Мисс эрудиция»!

12. {Имя), ты не только самая красивая, но и самая умная девочка в нашем классе!

13. Чудесно! Ты не только красавица, но и умница!

14. Очень жаль, что такие разумные девчонки, как ты, не попали в нашу команду!

15. Великолепно! Ты просто умница!

16. Прекрасно, (имя)! В твоем присутствии я сам становлюсь умнее!

17. Молодец, (имя)! Рядом с тобой я особенно остро ощущаю свою необразованность!

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Я поздравляю победителей, желаю им постоянно обогащать свой словарный запас, потому что с новыми словами приходят новые знания, а значит, человек становится богаче. Понравилась ли вам сегодняшняя игра? Какие моменты особенно запомнились?

Примерные ответы детей:

- Самые запоминающиеся моменты - это комплименты.

- Да, мы редко делаем комплименты друг другу, а тут почти каждый получил комплимент. Это прекрасно!

- Понравилось, как ведущие держались у доски - как настоящие артисты!

- Запомнилось, как команда болела за меня, подсказывала.

- Интересно было, когда проигравшие платили штраф и пели песню.

- Хоть и волновался у доски, но чувствовал себя уверенно.

Дополнительный материал

Банк вопросов к игре

Биология

1. В переводе с французского языка название этого овоща переводится как «любовное яблоко». (Помидор.)

2. Этот овощ древние греки называли «яблоко бешенства». (Баклажан.)

3. Этот овощ по количеству содержащейся в нем воды - чемпион среди овощей. (Огурец.)

4. Эта пряная зелень у древних греков обозначала горе и печаль. (Петрушка.)

5. Название этого фрукта в переводе с немецкого языка означает «китайское яблоко». (Апельсин.)

6. Эти ягоды называют «северным виноградом». (Крыжовник.)

7. Этот фрукт в Китае был доступен только богачам, отсюда и получил свое название. (Мандарин.)

8. Город, в котором находится единственный в мире памятник обезьяне. (Сухуми.)

9. Как называется гибрид ослицы с жеребцом? (Лошак.)

10. Растения, которым не нужны ни почва, ни вода, так как все питательные вещества они получает из воздуха. (Аэрофаги.)

История

1. Этот праздник христиане отмечают на 40-й день после Рождества. (Сретение.)

2. Какую землю в античном мире называли Таврией? (Крым.)

3. Это другое название яркого голубовато-синего цвета. (Электрик.)

4. Имя этого полководца в переводе с монгольского означает «владыка мира». (Чингисхан.)

5. Чтобы построить это, Петр I издал указ, который гласил, что каждый приезжающий в Москву должен сдавать в качестве пропуска у городских ворот по 3 камня. Что строилось в это время в Москве? (Мостовая.)

6. В Спарте так называли похвалу в адрес враждебных Афин, а в Средние века - заумную речь в подражание философам. Что это? (Ахинея.)

1. Титан, который держит на плечах небесный свод. (Атлант.)

8. Наука о происхождении и родственных связях людей. (Генеалогия.)

9. Наука, изучающая монеты. (Нумизматика.)

10. Наука о гербах. (Геральдика.)

География

1. Группа близко расположенных друг к другу морских островов. (Архипелаг.)

2. Малая планета диаметром от 1 до 1000 км. (Астероид.)

3. Коралловый остров кольцеобразной формы. (Атолл.)

4. Драгоценный камень, меняющий окраску: днем он изумрудный, а при свете лампы - темно-красный. (Александрит.)

5. Какой остров является крупнейшим островом планеты? (Гренландия.)

6. Ученый-сейсмолог, разработавший шкалу, по которой оценивается сила землетрясения. Шкала ныне носит его имя. (Рихтер.)

7. Древнегреческий географ, который создал первую модель земного шара - глобус. (Кратес.)

8. Знаменитый норвежский путешественник, исследователь полярных стран. (Амундсен.)

9. Пролив, соединяющий Черное море с Мраморным. (Босфор.)

10. Тип корабля, на котором плавал Колумб. (Каравелла.)

Русский язык и литература

1. Как называется игра, состоящая в написании стихов на заранее заданные рифмы? (Буриме.)

2. Кто исполнял роль полкового врача и лечил Петра Гринева после поединка со Швабриным? (Цирюльник.)

3. Существительное, образованное из усеченных частей слов. (Аббревиатура.)

4. Бессмысленный, непонятный набор слов. (Абракадабра.)

5. Как звали сказочницу, которая рассказывала сказки около трех лет? (Шахерезада.)

6. Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова так называет своего степного коня. (Аргамак.)

7. Во многих русских былинах так называют пахаря. (Оратай.)

8. «Тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком белом шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками». Назовите имя героя. (Хоттабыч.)

9. Бестолковый человек, дурак, который стал героем сказки А.С. Пушкина. (Балда.)

10. Он был приговорен к утоплению в загородном пруду как беспризорный, беспаспортный и безработный. (Буратино.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по экологии в 7 классе

Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс

Классный час в 7 классе на тему: Труд

Этическая беседа для 7 класса

Нравственный классный час, 7 класс

Светлана Анатольевна # 24 марта 2016 в 18:23 0
Отличные вопросы! Завтра использую на классном мероприятии. Я делаю все проще. Выходят по три человека, отвечают по порядку. Клеточки нарисованы прямо на доске. Победитель выходит в финал. Призы всем в тройках, а потом и победителю. Страсти всегда кипят нешуточные.