Занятие по эмоциональному развитию в подготовительной группе по ФГОС

Конспект занятия по развитию эмоций для детей 6-7 лет на тему: «Приласкай, ветерок, облачко»

Цель: развивать умение самостоятельно решать проблемы.

Задачи:

— развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и свое поведение;

— тренировать умения распознавать эмоциональное состояние по схеме-пиктограмме;

— снижать уровень тревожности, формировать адекватную самооценку;

— проводить психомышечную тренировку, развивать коммуникативные навыки, воображение, речь.

Материалы: колокольчик, музыкальная шкатулка, аудиокассета «Одинокий пастух», иллюстрация «Три облака», три стакана с водой, листы, фломастеры, гуашь, рамка (волшебное зеркало).

* * *

Вводная часть

Педагог. Здравствуйте! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне. Я рада вас видеть. Можно ли грустить, когда улыбаешься? Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение?

Дети. Да!

Педагог. Когда улыбаешься, настроение меняется само собой в лучшую сторону. Поэтому улыбка может помочь справиться с плохим настроением? Что еще может помочь справиться с плохим настроением?

Дети. Игра!

Педагог. Выполним игровое упражнение «Скучно, скучно так сидеть».

У двух противоположных стен, напротив друг друга, стоят стульчики. У одной стены — по числу детей, у другой — на один стульчик меньше. Дети садятся около одной из стен.

Скучно, скучно так сидеть

И друг на друга все глядеть.

Не пора ль нам пробежаться

И местами поменяться?

После этих слов дети бегут к противоположной стене и стараются занять стульчики. Проигрывает тот, кому оказалось некуда сесть.

Вариант. Дети сидят в кругу. Психолог предлагает опустить ребятам глазки и посмотреть вниз, а потом посмотреть на товарищей и договориться взглядом за 2—3 с, с кем они хотели бы поменяться местами.

Раз, два, три! Поменяйтесь местами.

Дети выполняют.

Основная часть

Педагог. Вы помните, у нас с вами появилась знакомая Фея. Она может многое. Так, прикоснувшись к человеку, Фея способна перенести его в любое место, на любое расстояние. Но этого надо очень сильно захотеть.

Звенит колокольчик. Из-за ширмы появляется Фея.

А вот и Фея.

Фея. Здравствуйте, ребята! Вы хотите попасть в Сказочную страну? Там все может меняться, в этой стране можно позволить себе превратиться в любой предмет, любого героя. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до вас пушинкой. Почувствовав прикосновение, вы должны присесть на ковер. И в тот же миг сразу окажетесь в Сказочной стране.

Звучит тихая музыка, дети стоят на ковре. Фея нежно прикасается пушистым мехом к щечке каждого ребенка, после этого он открывает глаза и садится на коврик, называют в уменьшительно-ласкательной форме свое имя.

А сейчас пройдем через эти воротики, сверху над ними подвешены колокольчики.

Дети проходят, дотрагиваясь до них, колокольчики тихонько позванивают.

Мы переносимся в Сказочную страну, где возможно все, любые превращения! Присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы все — воздушные, легкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь все выше и выше, плывете по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует теплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики... Но вот пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь все ниже и ниже. Вы опустились. Раз, два, три, открыли глаза. Вам понравилось путешествие?

Дети. Да!

Фея. Теперь нарисуйте свое облачко. Какое у облачка настроение?

Дети. Хорошее.

Фея. А нам поможет это волшебное зеркало и ваша фантазия?

Дети. Да!

Детям предлагают взять цветные картонные рамки, оклеенные блестящей (самоклеящейся) пленкой (это волшебные зеркала), и по листу бумаги, рамка накладывается на листок.

Фея. «Проявите» волшебное зеркало: то, что было в вашем воображении, то, что вы представляли, — изобразите, нарисуйте свое облачко. Какое у облачка настроение?

Дети отвечают.

Какие облака плыли по небу?

Дети отвечают.

Покажите, как смеялось веселое облачко. Как оно щурило глазки? Дети выполняют.

Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?

Дети отвечают.

Что за Страшилище летало еще по небу? А если бы ветер не дунул на это облако, что могло бы случиться?

Дети отвечают.

Каким было последнее облако? Чему оно удивилось?

Дети отвечают.

Кто же это был такой: пушистенький, мягонький, лохматенький?

Дети отвечают.

Покажите схему-личико (пиктограмму) с соответствующим настроением каждого облачка.

Для этого потребуется: два набора карт-пиктограмм, один целый, другой — нарезанный (для каждого ребенка).

Дети находят и определяют «настроение» каждой пиктограммы по общей таблице чувств-эмоций, а затем находят пиктограмму соответствующего эмоционального состояния в своем наборе карт-пиктограмм.

Молодцы, дети. А теперь игровое упражнение «Приласкай, ветерок, облачко».

Один ребенок — это ветерок, у него в руках мишура. Остальные дети — облака на небе. Вначале ветерок озорничает и быстро «гоняет» облака по небу. Потом он стихает, тихонько «дует» (машет мишурой), облака медленно и плавно движутся.

Затем ветерок их спрашивает по одному: «Ты сегодня веселое (облачко) или грустное? Почему?» Игру повторить с другим «ветерком».

• Вы снова стали детьми. Я приготовила три стакана с волшебной водой. Что же в этих стаканах?

Дети отвечают.

Когда человек чувствует себя хорошо, когда все у него получается, он всем доволен, а в это время его настроение похоже на чистую воду, а мысли у него ясные, лучистые, «чистые» (эмоция — спокойствие: показ стакана с чистой водой). Когда в голову человека приходят идеи, словно озарение, то настроение у него бывает радостным, прекрасным, и мысли становятся похожими на салют. Они блестят и переливаются (эмоция — радость: во второй стакан с чистой водой бросаются блестки и размешиваются). С вами так происходило?

Дети. Да!

Фея. Но бывает и по-другому — мысли у человека становятся грустными и, порой, не очень хорошими. Особенно так бывает, если кто-то сделал что-то плохое человеку. Бывают грустные мысли и тогда, когда у человека что-то не получается и все валится из рук. Тогда мысли становятся туманными, похожими на темную мутную воду.

Педагог бросает кусочек глины в третий стакан и размешивает (показ стакана с мутной водой).

С вами случалось такое, что ваши мысли были грустные и не очень хорошие? Когда? Из-за чего? Что вы чувствовали при этом? Что хотели сделать?

Дети отвечают.

А что вы делали, чтобы справиться с грустными мыслями?

Дети отвечают.

А вот и секрет Феи: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Если твои плохие мысли приносят тебе неприятности, то твои хорошие мысли всегда помогут тебе, они самые верные твои помощники. Хорошие мысли никогда не покидают тебя. Возможно, тебе иногда кажется, что их нет, но на самом деле они всегда с тобой, ты просто забыл про них. Давайте выполним упражнение «Хорошее и плохое настроение». Сейчас я озвучу некоторые мысли, создающие хорошее или плохое настроение. Если я скажу слова, поднимающие настроение, вы должны поднять руки, а если создающие плохое настроение — вы должны опустить руки, скрестив их.

«Я плохой», «у меня все получится», «я не умею», «я не справился», «я научусь», «я смогу», «меня обидели», «я не буду бояться», «я справлюсь», «я помирюсь», «я боюсь», «все будет хорошо».

Дети выполняют.

Ситуация. Мальчик испугал девочку, выбежал из-за угла и прокричал «страшным» голосом: «А-а-а!» Девочка испугалась, обиделась. У нее испортилось настроение. Но девочка потом подумала: «А почему он так сделал? Не нарочно же, а просто он так играл с другим мальчишкой в игру "Казаки-разбойники". Не буду бояться, я же не трусиха! И вообще, я тоже иногда поступала нехорошо, всякое бывало». Настроение у девочки улучшилось. А тут и мальчик подошел, попросил у девочки прощения. Мальчик спросил: «А хочешь играть с нами?» Она согласилась. Дети стали играть вместе. Настроение у всех веселое, радостное. Вот так каждый может быть чуть-чуть волшебником, может сам исправить ситуацию в лучшую сторону, исправить свое настроение, посмотреть на мир «другими глазами» — глазами человека не «буки», не «бурчалки», сварливого такого и неулыбчивого, а доброго, веселого, отходчивого, разумного человека. Если ты сам довольный и счастливый, то и рядом с тобой людям будет веселее и радостнее! А теперь домашнее задание от Феи. В течение нескольких дней до нашей следующей встречи проследите за своим настроением, каким чаще всего оно бывает? Если настроение станет плохим, попытайтесь его «исправить» при помощи хороших мыслей!

Заключительная часть

Фея дарит сказку «Фламинго».

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которых называют фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, взлетают к небу и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видел это зрелище, никогда этого не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились фламинго? Тогда слушай.

Жило-было маленькое Облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на закат. Однажды мимо Облачка пролетали маленькие цветные птички. Они ему очень понравились, ему захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками. «Куда вы летите?» — спросило Облачко. «Мы, птички, куда хотим — туда и летим», — сказала одна. «Да, мы можем летать, куда нам хочется»,— сказала другая. «Возьмите меня с собой», — попросило Облачко. «Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое, глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер», — сказали птички и улетели.

Облачку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое облако».

Домашнее задание

Нарисовать картинки к сказке.

Ребята выходят из воротиков, сверху которых подвешены колокольчики, дотрагиваются до них, и те мелодично позванивают.

Проходя через воротики, дети возвращаются в реальность детского сада.

Педагог. Раз, два, три! Мы переносимся из сказки домой. Мы здесь, мы в этой комнате.

Дети, взявшись за руки, передают как эстафету рукопожатие. Пусть дружба греет и не покинет вас! До встречи, ребята!

Автор: Юрчук Екатерина Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ на тему: Любовь и дружба

Конспект занятия в подготовительной группе. Государственные символы России

Конспект занятия на тему «Семья» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ на тему: Детский сад

Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе

Нет комментариев. Ваш будет первым!