--

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: Птицы

Занятие по экологическому воспитанию в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: Птицы вокруг нас

* * *

Педагог. Птица — это животное или нет?

Дети отвечают.

Это позвоночное животное.

Что есть у птиц?

Дети. Перья, пух, крылья, две лапы, клюв.

Педагог. По месту обитания птиц делят на: древесно-кустарниковых, болотных, водных, открытых пространств.

На занимаемой территории одни птицы живут оседло, другие после сезона размножения (выведения птенцов) совершают групповые кочевки (перелетают на другое место). Многие птицы совершают сезонные перелеты (миграции).

Как птицы приспосабливаются к окружающей среде?

Дети. Вьют гнезда, запасают пищу и т.д.

Педагог. Места и способы гнездования у птиц очень разнообразны.

Все «лишнее», мешающее полету природа постаралась устранить. Кости у птиц очень легкие (полые). В их организме есть воздушные мешки, которые заполняют пространство между внутренними органами. Они не только облегчают вес птицы, но и помогают ее дыханию и полету.

Какую роль играют перья?

Дети. Они служат легкой и прочной «одеждой».

Педагог. А клюв?

Дети. Он заменяет птице руки.

Педагог. С его помощью она захватывает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими действует (манипулирует). Клюв служит и инструментом — молотком, долотом, клещами, кусачками, щипцами для колки орехов, крюком, копьем, ситом и даже (у пеликанов) кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают пищу и обороняются.

Не перегружать организм птицам помогает и быстрое пищеварение, хотя пернатые поглощают довольно много пищи.

У птиц есть третье веко — мигательная перепонка. Для чего она?

Дети. Она защищает птичьи глаза от пыли, попадающей во время полета.

Педагог. Яркость перьев характерна не самкам, а самцам. Яркость самкам не нужна. Почему?

Дети. Когда они сидят в гнезде, им желательно быть как можно незаметнее.

Педагог. Окраска птичьих яиц, как правило, тоже маскирующая. У птиц, гнездящихся на земле или в открытых гнездах, она пестрая. А яйца, которые насиживаются в темноте — в дуплах, норах, закрытых гнездах — белые.

Если птица гнездится на уступах скал, то ее яйца имеют грушевидную форму. Почему?

Дети. Чтобы не скатывались.

Педагог. Где птицы строят гнезда?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы.

Некоторые птицы просто откладывают яйца на земле; другие роют для этого ямку; некоторые строят гнезда на деревьях, под крышами домов.

Чем птицы утепляют гнезда?

Дети. Мхом, пухом.

Педагог. Каково значение птиц в природе?

Дети. Они уничтожают насекомых, гусениц, грызунов; распространяют семена.

Педагог. Велико эстетическое значение птиц, оживляющих своим присутствием и пением леса и парки. Однако численность многих видов птиц с каждым годом сокращается.

Помните! К птицам нужно относиться бережно: не истреблять их, подкармливать, особенно в зимний период.

«Птичья» викторина

Вопросы для викторины.

• Чем отличается птица от других животных?

• Для чего птице:

— перья,

— клюв,

— третье веко?

• Почему у самца оперенье более яркое?

• Какие у птиц яйца?

• Где птицы строят свои гнезда?

«Письмо в газету»

Дети (можно вместе с родителями) сочиняют письмо в газету, где указывают на необходимость заботы о птицах. Начинаться письмо должно с обращения.

Например: «Ребята! Охраняйте птиц — наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом».

Автор: Чернякова Валентина Николаевна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Комнатные растения

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Земля - наш дом

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ на тему: Детский сад

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Лекарственные растения

Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ на тему: Любовь и дружба

Нет комментариев. Ваш будет первым!