Как работать со сказками

Как работать со сказками

Сказка была и остается одним из самых доступных средств для воспитания и развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и вы, родители. Но не все родители представляют, как надо работать со сказками.

Для самостоятельной творческой работы родителей со сказкой, в целях гармонического развития детей, предлагаем использовать при работе со сказками специальную универсальную схему. Эта схема работы со сказками состоит из семи воспитательно-развивающих направлений, над которыми можно работать с ребенком при чтении сказок. Она выглядит следующим образом:

1. Сказка и нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Сказка и речь.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка-рукодельница.

Эти семь пунктов выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений, их может быть меньше или больше. Однако важно затронуть эти семь проблем. В каждой сказке выдвигается на первый план лишь одна-две поставленные проблемы, остальные являются второстепенными, сопутствующими. То есть вы можете самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся вам важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.

Необязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи направлений. Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «Экология» или «Математика». Важно, чтобы тот, кто использует методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это могут быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т. д. Можно сформировать бесконечное множество направлений.

В большинстве мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы: лиса всегда хитрая, жаль Колобка, но что поделать, не болит у нас сердце и от того, что поссорились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед вами, взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, инсценировать... Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Дж. Родари и рекомендации Г. Альтшуллера, М. Шустермана и др. авторов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание добрых чувств у детей

Как надо читать сказки детям

Как с помощью сказки развивать речь ребенка

Сказка и «нравственный урок» воспитания ребенка

Воспитание сказкой, или сказочное воспитание

Надя # 29 марта 2013 в 08:07 0

Отличная статья, тема достаточно ясно и полно раскрыта. Хорошо когда человек знает о чем говорит