Формирование экологической культуры у детей с помощью сказок

Формирование экологической культуры у детей с помощью сказок

Формирование экологической культуры детей начиная с самого раннего возраста — важнейшая задача, от решения которой зависит жизнь всего человечества. Знакомство с экологическими вопросами необходимо начинать с расширения

знаний детей об окружающей нас природе. Ведь у малышей в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны.

Содержание сказок служит прекрасным материалом для расширения знаний детей о природе, природных явлениях. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в направлении «Сказка и экология».

Например, во многих сказках в сюжете задействовано яблоко. И вам вместе с ребенком можно проследить цепочку: семя — дерево — цветущее дерево — плоды — варенье и т. д. Не менее важно изучить путь oт конечного результата к началу, то есть от варенья, которое так любит Карлсон, до семени. Для взрослых это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и находится в развитии.

Важно детям показать эту взаимосвязь в природе. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т. д. Когда ваш ребенок это поймет, то сможет помогать своим любимым сказочным героям в их бедах, например предложит Колобку поменять цвет на зеленый, чтобы не быть видимым на траве, и т. д.

Для развития у детей понимания природы, природных явлений вы можете использовать игру «А если бы...», которая ставит ребенка в позицию исследователя:

• А если бы не наступила зима?

• А если бы не выпадали осадки?

• А если бы пропал ветер?

• А если бы погасло солнце?

• А если бы не росли на Земле растения? и т. д.

Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща вместе с вами, взрослыми.

Игра «Хорошо — плохо» (аналогия «Вред — польза») поможет вашему ребенку лучше уяснить взаимосвязь вещей в при­роде. Да, болото — это плохо: можно увязнуть, много комаров,

пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото — это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем, они служат кормом для птиц, живущих возле этого болота, и т. д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки, вы, родители, можете знакомить детей с природой во всем ее многообразии.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка и «нравственный урок» воспитания ребенка

Как работать со сказками

Воспитание сказкой, или сказочное воспитание

Воспитание добрых чувств у детей

Как надо читать сказки детям

Нет комментариев. Ваш будет первым!