--

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Пожар. Школа России

План-конспект по окружающему миру во 2 классе на тему «Пожар!». УМК А.А. Плешакова

Цели: познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.

Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила предупреждения пожара; научатся вызывать пожарных по телефону; обсуждать рассказ; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: кроссворд (на доске или на карточках); у учащихся — книга «Великан на поляне».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Отгадайте загадки.

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без зубов, а кусается. (Электричество.)

 

Что опасного во мне,

Если супа нет на дне?

Только если суп горяч —

От детей меня ты прячь! (Кастрюля.)

 

Это тесный-тесный дом,

Сто сестричек живут в нем,

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими... (спичками).

 

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг.)

 

Как начнет говорить-разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать,

Да пальцы беречь — не обваривать. (Кипяток.)

 

Остренькая проволочка,

Дырявая головочка,

Остренький зубок —

Береги-ка свой глазок. (Иголка.)

 

Я пузатый и пыхтящий,

Ротозеев не терпящий.

Если только захочу,

Кипятком всех окачу. (Самовар.)

 

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож.)

 

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит. (Чайник.)

 

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня, как ни трудитесь,

Без обеда насидитесь. (Плита.)

 

Он целый день звенел в бору

Густом, от инея белесом.

А ночью, подойдя к костру,

Заснул, в бревно уткнувшись носом. (Топор.)

 

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь.)

(Можно использовать КИМы (тест 35, с. 50 — 51).)

III. Самоопределение к деятельности

Кроссворд

1. Дремлют в домике девчонки —

Красные шапчонки. (Спички.)

 

2. Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь.)

 

3. В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь. (Пожарный.)

 

4. Таять может, да не лед,

Не фонарь, а свет дает. (Свеча.)

 

5. Сидит на крыше всех выше

И дымом дышит. (Труба.)

— Какое слово у вас получилось в выделенном столбце? (Пожар.)

— О чем же мы будем говорить на уроке? (О пожаре.)

Да, огонь бывает разный — Очень добрый, очень злой... Злой огонь — огонь пожара, Злой огонь — огонь войны. От безжалостного жара Дни темны, поля черны.

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Учащиеся отвечают на вопросы на с. 22.)

— Огонь может быть и другом, и врагом человека. Приведите примеры, когда огонь друг человека. (На огне можно приготовить еду. С помощью огня можно осветить комнату. Огонь дает человеку тепло, обогревает его жилище.)

Ведь без доброго огня

Обойтись никак нельзя.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гасит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

— А когда огонь человеку враг? (В случае пожара дома, в лесу.)

— Прочитайте текст на с. 22—23, соотнесите его с рисунком нас. 22.

(Учащиеся читают и обсуждают памятку.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради № 1 (с. 13-14).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Беседа

— Как вы думаете, по каким причинам может возникнуть пожар? Обсудите этот вопрос в группах.

(После работы в группах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.)

1. Игра детей со спичками.

2. Удар молнии.

3. Разведение костров в ветреную погоду вблизи дома.

4. Короткое замыкание, повреждение электрического провода.

5. Зажигание свечей.

6. Неосторожное обращение с огнем.

7. Курение.

8. Выпавший из печи уголь. И т. д.

- Отгадайте загадки.

Красная корова всю солому поела. (Огонь.)

В маленьком амбаре

Лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)

Красный бык стоит, дрожит, Черный — на небо бежит. (Огонь и дым.) Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)

От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)

 

Дым увидел — не зевай,

Нас скорее вызывай. (Пожарные.)

 

Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет. (Пожар.)

 

Кто меня не бережется.

Очень скоро обожжется. (Огонь.)

 

На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок —

Развеселый огонек. (Лампочка.)

 

При пожаре не сидим,

Набираем... (01).

 

Он опасен для всех нас,

Называют его... (газ).

V. Физкультминутка

— Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете, что это может относиться к вам, хлопаете, если считаете, что сказанное не про вас, топаете.

Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня.

Бережет свой дом и садик

От огня?

 

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

Что сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

 

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

 

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол —

Еле сам живой ушел.

 

Кто, услышав запах гари,

Сообщает о пожаре?

 

Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар, горим!»?

 

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером иль днем?

 

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по 04?

 

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает?

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— А если пожар все-таки возник, что вы будете делать? Обсудите этот вопрос в группах.

— Прочитайте текст на с. 24 учебника.

— О чем еще мы не сказали? (Учащиеся дополняют свои ответы.)

2. Практическая работа

— Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу.

1. Адрес.

2. Объект (что горит - квартира, склад, школа...).

3. Что конкретно горит в квартире, школе...

4. Номер дома.

5. Номер корпуса.

6. Номер подъезда.

7. Номер квартиры.

8. Этаж. Количество этажей в здании.

9. Код (для входа в подъезд).

10. Есть ли опасность для людей.

11. Фамилия.

12. Телефон.

3. Работа по учебнику

(Выполнение заданий 1, 2 (с. 25). Работа в парах. Проверка.)

4. Творческое задание

— Послушайте сказку.

Спичка-невеличка и большой пожар

Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике — спичечном коробке, у всех сестричек были одинаковые коричневые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головкой о черный бочок домика, то вспыхнет огонек. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям.

Однажды мама пятилетнего Димы ушла и оставила мальчика дома одного. А спички забыла спрятать...

— Пофантазируйте: что могло произойти дальше, чем закончилась сказка?

(Заслушиваются две-три истории.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 25, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Объясните пословицу.

Водой пожар тушат, а умом — предотвращают.

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 14).

2. С помощью взрослых найти в Интернете информацию и подготовить сообщение о работе пожарных.

Дополнительный материал

Мертвый лес

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел...

Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта — иссякла сила,

И что ни лиственница — крест!

Я уходил из этой жути

С большой тревогой за людей...

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек... Злодей, злодей.

Г. Горбовский

Добрый и злой джинн

Так можно назвать огонь. Первое, что приходит на ум, это могучая, грохочущая сила огня ракетных двигателей, уносящая к звездам космические корабли. Огонь плавит сталь, обогревает наши дома, зажигает в наших квартирах электролампочки, греет нам воду, готовит нам обед. Все это и многое другое может могучий, добрый и полезный огонь. Без него нам не прожить ни дня!

Но рядом с добрым огнем или даже в нем самом до поры до времени, словно сказочный джинн в бутылке, сидит другой огонь — страшный, злой и всепожирающий. Этот огонь, если его не сторожить, может принести беду и горе каждому из нас. Вы, наверное, видели, хотя бы по телевизору, как горят леса, уничтожая все живое - и махоньких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и стройных ланей. А пожары в городах и селах, когда с грохотом рушатся крыши, сгорает хлеб, скот, погибают люди!

Конечно, сами по себе пожары не возникают. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру из своей бутылки вырывается злой огненный джинн. Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джинн тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, дымящийся, постепенно он разрастается до огненной стены во все небо.

А дома? Тут еще больше притаившихся злых джиннов. Самый страшный из них — газовый. Боже упаси вас баловаться с газом, открывать, не умеючи, газовые вентили, зажигать газовые горелки. Если учуяли запах газа, то первое, что надо сделать, — немедленно открыть форточку или окно. Второе — не чиркать ни спичками, ни зажигалкой, а сразу же сообщить о случившемся по телефону в газовую аварийную службу. Если не можете сделать это сами, обратитесь ко взрослым. Не сделаете этого - газовый джинн может взорваться, да так, что не останется ни вашей кухни, ни вашей квартиры, ни вас самих.

Злые джиннчики до поры до времени могут спокойненько жить в кухонной рукавичке, хваталке, тряпке, салфетке, полотенце. Стоит их оставить по недосмотру рядом с газовой горелкой или электроплиткой, как через минуту-другую они нагреются, перегреются, а потом задымят и вспыхнут. И пойдет огонь гулять по квартире. Еще опаснее злые джинны, сидящие в бутылках или банках с бензином, керосином, лаком, одеколоном, спиртом. Никогда не подносите их близко к огню, а лучше вообще не трогайте, иначе страшной беды не миновать. Ну а если случилось непоправимое и злой джинн все-таки вырвался из бутылки? Что в таком случае делать? Как вести себя? Первое — немедленно позвонить в пожарную команду по телефону 01. Если нет телефона — покиньте квартиру или дом и сообщите о пожаре соседям.

И еще несколько советов: не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнатах, не объятых огнем, а еще хуже — в кладовках, в ванной, под кроватями. Это смертельно опасно. Злой джинн непременно найдет и поразит вас там. И конечно, не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух — это новое дыхание для разбушевавшегося злого джинна.

(В. Николаич)

Рассказ ученицы

Дело было весной. Мне было семь лет. День подходил к концу, в домах напротив зажигали свет. Огоньки весело поблескивали в сумерках. ]у1не было немного скучно. Кошка тихо дремала в кресле, она не хотела играть, мама была в ванной комнате.

От тоски и тишины я решила порисовать. Нарисую сейчас что-ни- будь, и время быстрее пройдет, подумала я, да и мама скоро освободится. Я разложила карандаши и бумагу и принялась рисовать. За своим занятием я не слышала, как мама выходила на кухню.

Через некоторое время я услышала, как на кухне зашумел чайник. Я сказала маме, а она попросила меня аккуратно снять чайник с огня. Подойдя к плите, я аккуратно сняла чайник, а газовую горелку не выключила. Огонь весело поблескивал своими язычками, а у меня в руке был рисунок, тот лист, на котором я рисовала.

Не знаю, что со мной случилось в тот момент, я не помню, не понимаю, как я могла поднести свой лист к огню. Ведь я хорошо знала, что этого делать нельзя, да и мама много раз говорила об опасности, которая может возникнуть из-за игры с огнем. Но, так или иначе, лист с моим рисунком загорелся у меня в руке. Я с ужасом наблюдала за пламенем, которое мгновенно вырастало у меня на глазах. Руке стало нестерпимо горячо, глаза наполнились слезами, а от ужаса и страха я не могла кричать. Слезы душили меня, а пламя подбиралось к руке.

Я бросила лист на пол и громко закричала. На мой крик выбежала из ванной комнаты мама. Она быстро схватила графин с холодной водой и вылила ее на пол. Пламя зашипело и потухло. Я стояла и шмыгала носом, пряча за спиной левую руку. Плакать и кричать не могла, потому что сильно испугалась. Все длилось несколько секунд, а мне показалось, что прошла целая вечность.

От волнения мама молчала и вытирала пол, а я неподвижно стояла. И только через несколько минут из моих глаз полились крупные, как горошины, слезы. Мама взяла меня на руки и прижала к себе. Когда я успокоилась, мама долго говорила мне, что могло бы произойти из-за моей нелепой затеи, шалости. А я на всю жизнь запомнила страх и ужас, которые испытала в тот момент. И знаю, что теперь я никогда не сделаю такой глупости, которая могла бы оказаться трагической, если бы не было рядом мамы.

Игра «Доскажи словечко»

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его... (водой).

 

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять).

 

Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что ты должен сделать, детка?

Вынуть вилку из... (розетки).

 

Автомобиль пожарный

Исправно службу служит

И быстро, быстро, быстро

Любой пожар... (потушит).

 

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Ребята, помните о том,

Что нельзя шутить с... (огнем).

 

Если вдруг пожар возник,

Ты обязан в тот же миг

В часть к пожарным позвонить,

О пожаре... (сообщить).

 

Знает каждый гражданин

Пожарный номер... (01).

Информация для размышления

За месяц в «Единую службу спасения 01» поступает в среднем около 5000 звонков, 280—300 из них ложные. Так развлекаются не только дети, но и взрослые. Не всегда определишь, ложный это вызов или действительно у кого-то случилась беда. И пожарные машины мчатся на помощь и днем, и среди ночи. Две, а иногда три машины срываются с места.

Целый караул, а это 8—10 человек, готов ринуться в огонь, чтобы помочь людям. Нервы как струны. Уже в пути они настраиваются на схватку с огнем. Прибыв к месту вызова, идут на разведку, чтобы определить место пожара, найти его очаг. И вдруг... Вызов оказывается ложным. Нет пожара. Кто-то пошутил. Столько сил и нервов этих благородных людей — пожарных, готовых ради нас с вами в любой момент пойти в огонь, истрачено впустую.

Напрасными оказались и материальные затраты — бензин, эксплуатация пожарной техники, которая, кстати, вся на счету. Нет лишней, а она изнашивается очень быстро, при круглосуточной работе на разбитых дорогах ей достается, поверьте. На ветер улетели деньги налогоплательщиков, а значит, наши с вами. Но самое страшное, что может произойти из-за ложного вызова, это то, что кто-то действительно в это время может оказаться в беде, а пожарные не прибудут вовремя на помощь, оказавшись в другом месте по ложному вызову. Будьте благоразумны! Не набирайте телефон службы спасения без надобности.

Пожарное дело

В старину люди считали пожар «гневом Божьим». В этом случае служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться. В конце XV в. в Москве была создана опаса — так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра I. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 г. Затем по всей стране стали строить пожарные каланчи.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Наша дружная семья. Школа России

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Черёмуха, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Про кошек и собак. Плешаков

Рассказ про василек, 1-2 класс

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!