--

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Наша дружная семья. Школа России

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Наша дружная семья». УМК А.А. Плешакова

Цели: познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье.

Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность традиций своей семьи; научатся объяснять, что такое культура общения; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: плакаты «Будь внимателен к близким!», «Помогай по дому!»; у учащихся — цветные фишки, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ проверочной работы

(Учитель анализирует ошибки, допущенные в проверочной работе, разбирает задания, которые вызвали затруднения.)

III. Актуализация знаний

(Можно использовать КИМы (тест 39, с. 55—56).)

IV. Самоопределение к деятельности

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела.

— Прочитайте на с. 41 учебника, как он называется. (Общение.)

— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

— Что вам показалось особенно интересным? (Ответы детей.)

— Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.

Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.

— Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, — подумал он.

Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.

После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его.

— Мама, вот он я! — закричал Толя.

Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.

— Я не хочу быть невидимкой, — заплакал Толя. — Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!

И Толя снова стал обыкновенным мальчиком.

— Заинтересовала ли вас эта история? Что особенно запомнилось? (Ответы детей.)

— Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?

— Почему же Толя решил, что невидимкой быть плохо? (Ответы детей.)

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, т. е. не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас — это наши родные, наша семья.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О семье.)

— Прочитайте тему урока на с. 42. (Наша дружная семья.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что предлагает нам Муравьишка.

V. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Учащиеся отвечают на вопросы 1, 2 (с. 42).)

— Рассмотрите рисунок ниже. Расскажите о семье.

— Как вы понимаете слова «культура общения»? (Ответы детей.)

— Рассмотрите фотографии на с. 43. Выполните задание к ним.

(Учащиеся выполняют задание, затем рассказывают о своих семьях.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №1,2 (с. 21).

(Самостоятельное выполнение.)

VI. Физкультминутка

(Учитель читает текст несколько раз, а учащиеся постепенно заменяют слова жестами (по одному слову после каждого прочтения). Колпак — дети показывают на голову, мой — на себя, треугольный - показывают руками треугольник, он - показывают на другого, не — мотают головой.)

Колпак мой треугольный

Колпак мой треугольный,

Треугольный мой колпак.

И если он не треугольный,

Значит, он не мой колпак.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте текст на с. 44—45 учебника. Обсудите в парах роль семейных традиций.

— Что такое традиция?

— О каких семейных традициях вы прочитали?

— Какие традиции есть в вашей семье?

— Какие семейные традиции вам понравились?

— Для чего нужны семейные традиции?

— Что вы можете сделать для сохранения добрых семейных традиций?

— А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье». Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

— Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Ответы детей.)

(Учитель вывешивает плакат «Будь внимателен к близким!».)

Усталая с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

— А как вы встречаете свою маму? (Ответы детей.)

— Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Ответы детей.)

(Учитель вывешивает плакат «Помогай по дому!».)

VIII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 45, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

IX. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Как нужно вести себя по отношению к близким людям?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о традициях своей семьи.

Дополнительный материал

Две неряхи

Идет Лена по улице, а все на нее смотрят и гадают: девочка это или щетка от пылесоса? Висят на Ленином платье нитки всякие, в волосах перья застряли, клочки бумаги, щеки все в пыли, руки и ноги — тоже. Нет, щетка даже после большой уборки чище Лены.

У старичка одного в опрятном летнем костюме от этого редкого зрелища очки сами съехали на кончик носа.

— Девочка, — проговорил он, — почему ты такая грязная? Лена оглядела себя:

— Я... это... потому...

Это все, что она смогла пробормотать. Не нашлось у нее слов для ответа.

— Где же ты была? — спросил старичок. -У Веры...

— И ты у Веры платьем своим пыль вытирала, а косичками паутину сметала?

— Нет, — щеки у Лены запылали, — мы с ней в прятки играли. Залезли только под стол и под кровать, а больше ничего не делали.

— Гм... - кашлянул старичок.

А Лена скорее приводить себя в порядок стала, стыдно ей было глядеть в глаза старичку.

А кому еще стыдно должно быть? Кому?

Да Вере же, той самой, у которой Лена в гостях была, в прятки играла.

(Э. Киселева)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Пожар. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Про кошек и собак. Плешаков

Рассказ про цветы колокольчики для детей

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Черёмуха, 2 класс

Рассказ про василек, 1-2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!