Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Чуковский «Путаница»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с биографией К. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: портрет К. Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Постановка целей урока

— Прочитайте загадку, отгадайте ее. (Яйцо и цыпленок.)

Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

— Прочитайте медленно «жужжащим» способом, а также с вопросительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с удивлением, сожалением, скороговоркой).

— Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете автора этой загадки.

WSKLOPVIHLSEЙW SLЧУLVIKOLSBVCWКИLSЙS.

(Корней Чуковский.)

Сегодня мы будем читать стихи этого замечательного детского поэта, а также узнаем о его жизни и творчестве.

III. Проверка домашнего задания

- Какие высказывания запомнили или записали ваши родители, когда вы были маленькие? (Дети читают записи.)

- Какие книги Корнея Чуковского вы принесли на урок?

(Дети выставляют книги, рассказывают о них.)

IV. Работа по теме урока

- Что вы узнали о жизни К.И. Чуковского? Поговорим о нем подробнее.

Материал для учителя

Корней Иванович Чуковский (1882—1969) — русский писатель, переводчик. От рождения его имя и фамилия — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в Петербурге. Вскоре его мать, крестьянка из Полтавской губернии, переехала в Одессу. Мальчика отдачи учиться в гимназию, но из 5 класса он был несправедливо исключен.

Чуковский перепробовал много профессий, пока в 1901 г. не начал печататься в «Одесских новостях». Через два года газета направила его в Лондон. Там он самостоятельно выучил английский язык и целые дни проводил в библиотеках. Позднее он занялся переводами с английского. Благодаря его переводам все мы прочитали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена и «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.

В 1906 г. Чуковский поселился в финском местечке Куоккала, где подружился с художником И.Е. Репиным. Там же он познакомился с писателем А.Н. Толстым, певцом Ф.И. Шаляпиным и другими замечательными людьми. В Куоккале он написал свои первые стихи для детей. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с детьми, своими и чужими, он считал лучшим отдыхом.

Знаете ли вы, что Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником стал совершенно случайно?

Случилось это так. Заболел его сынишка. Мальчик стонал, плакал, Долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал Рассказывать сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович...

Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю, слово в слово.

И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взяв девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так появился «Мойдодыр».

Кроме сказок и стихотворений, у Чуковского есть еще и переводы с английского языка. Вспомните дразнилку «Робин Бобин Барабек». Это английская народная песенка. Есть у него и загадки. С двумя из них мы уже познакомились во время речевых разминок.

V. Физкультминутка

Раз, два — стоит ракета,

(Руки вверх, ладони образуют купол ракеты.)

Три, четыре — самолет.

(Руки в стороны.)

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

(Руки на пояс.)

Раз, два, три, четыре —

(Наклоны в стороны.)

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре —

(Наклоны в стороны.)

И на месте походили.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Актуализация знаний

— Помните строчку: «Вдруг из-под собаки лают ворота»? Какой это жанр устного народного творчества? (Небылица.)

Сегодня мы прочитаем авторскую небылицу.

2. Стихотворение «Путаница»

(Читают учитель и учащиеся. Если есть возможность, — прослушать запись в исполнении автора, посмотреть мультфильм.)

— Что вам показалось смешным? Вы улыбались при чтении?

3. Словарная работа

(Значение выделенных слов и выражений дети находят в словарике на с. 214 учебника.)

4. Обсуждение стихотворения

— Назовите персонажей сказки.

— Кто из них самый серьезный? Как его называет автор?

— Чем путаница похожа на небылицу?

— Соотнесите иллюстрации и текст. Прочитайте текст так, чтобы было понятно, кто как разговаривает.

— Какое настроение создает поэт?

5. Чтение стихотворения

(Учащиеся читают стихотворение по цепочке, а затем по ролям-)

6. Игра «Подберите рифмы»

— Подберите рифмы к словам: пирожок, котенок, глаза, з0' лотой.

7. Рифмованные загадки

1. Капризные сандалии

Однажды мне сказали: —

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой... (щетки).

 

2. Зима ушла за тридевять земель,

Над лугом загудел мохнатый... (шмель).

 

3. На палочке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? (Эскимо.)

 

4. Шло по лугу молоко,

Пес бежал недалеко.

Стадо ринулось в атаку,

Защитить сумел собаку

Только ров. Не зли... (коров).

 

5. Я — хозяйка разных снов:

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны... (подушка).

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

— Какие произведения К. Чуковского вы знаете?

- Какое произведение вы сегодня изучали?

Домашнее задание

1. Выучить отрывок из «Путаницы».

2. Нарисовать иллюстрацию к этому отрывку.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Носов «Живая шляпа»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Осеева «Почему?»

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Зима

Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Вы знаете?..»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Конспект

Нет комментариев. Ваш будет первым!