Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы»

Взаимодействие семьи и школы в процессе образования детей

Пока ребенок маленький, взрослым кажется, что все определяет семья, ее ценности, но вот ребенок подрастает, идет в школу, и родители не в силах повлиять на множество его отношений с другими людьми. Становятся важными уже не причины, из-за которых ребенок совершает свой выбор, а конструктивность, созидательность этого выбора.

В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социальной жизни ребёнка можно только при объединении усилий семьи и школы. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и совершенствованием взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Проблема воспитания человека привлекала внимание философов, просветителей, педагогов во все времена.

В России интерес общественности и учёных к проблемам, связанным с семьёй, особенно активизировался в XVIII-XIX веках. Многие педагоги, мыслители утверждали, что задача воспитания детей и ответственность за них лежит не только на обществе, но и на родителях (В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, А. И. Герцен, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский). Так, К. Д. Ушинский считал семью естественной средой воспитания детей, определяя особое значение семьи в развитии человека в период раннего детства. Вслед за ним В. М. Бехтерев определял цели и задачи семейного воспитания как создание деятельной личности, воспитанной на идеалах истины, добра и красоты, личности, сильной духом и телом. Особое значение раннему периоду семейного воспитания придавал П. Ф. Лесгафт. Он писал, что этот период детства имеет большое влияние на человека и оставляет почти неизгладимый след на всём его дальнейшем существовании. Продолжили и обогатили теорию и практику семейного воспитания А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий.

Всю первую половину XIX века отношения школы и родительской общественности можно охарактеризовать как «диктат и приём правил игры». Государство определяло содержание образования в школе, не спрашивая согласия родителей. Со второй половины XIX столетия посредниками между учениками, педагогами, родителями и социальными партнерами школы становятся родительские комитеты. Они определяли ведущие проблемы и пожелания родителей к школе, доводили их до администрации и педагогов, занимались сбором необходимой социально-педагогической информации об условиях учёбы и быта учащихся в семье. Родительские комитеты оказывали материальную поддержку школе, обсуждали и педагогические вопросы, хотя не имели на это юридических прав.

Гуманистические тенденции современного образования предполагают развитие субъект-субъектных отношений в системе «педагог - воспитанник», «педагог - родитель», «родитель - ребёнок» (И. А. Колесникова, О. Т. Прикот, А. А. Реан, О. С. Газман, Е. С. Крылова и др. современные исследователи). В основе таких отношений лежат знания о человеке, его месте в окружающем мире, закономерностях его развития. Эти теоретические положения диктуют и новые подходы к взаимодействию семьи и школы. Понятие взаимодействие - центральное в таких науках, как психология, социология, социальная психология. Как философская категория данное понятие отражает процесс воздействия систем друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния. Взаимодействие социальное - это процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации интересов. В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Особенно важную роль для успешного развития образовательного процесса играет обмен информацией, мыслями, эмоциями. Взаимодействие - это и социальное явление. Но оно может состояться, когда есть значимая ценность. В контексте наших размышлений значимая ценность - это обучение и воспитание ребёнка, самоопределение его в семье, школе и социуме.

Семья и школа тесно связаны с развитием общества, государства, на их взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые нарастали в течение последнего десятилетия в семейной сфере:

1) разрушение нравственных представлений о семье и браке;

2) утрата семейных традиций;

3) утрата традиционного восприятия родительства и детства;

4) деформация сферы семейного воспитания.

Впервые за последние годы учёные и практики откровенно признают, что утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Следствием кризиса семьи стали многочисленные проблемы детства:

• большое количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

• неумение согласовывать своё поведение с системой нравственных норм;

• духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о добре и зле.

Всё это толкает подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. К сожалению, экономическая, социальная, психологическая нестабильность в обществе негативно влияют на отношения семьи и школы, обостряя противоречия, связанные с проблемами воспитания и обучения:

• с одной стороны, неумение родителей выбрать соответствующую индивидуальным способностям и возможностям ребёнка образовательную программу, - и неумение или нежелание педагогов предоставить информацию о новых программах, технологиях, услугах, с другой;

• правовая некомпетентность родителей в сфере реализации своих прав и обязанностей (уклонение от их выполнения некоторыми родителями) - и конфликты в связи с авторитарными отношениями, давлением со стороны педагогов;

• возрастание требований родителей к современным технологиям обучения ребёнка - и недостаточное финансирование и оборудование школ;

• потребность родителей в педагогической помощи в воспитании детей - и формальный подход педагогов к просвещению родителей;

• рост негативных явлений (наркомания, правонарушения, девиантное поведение среди детей и подростков) - и неэффективность системы профилактики, формирующей у ребёнка умение противостоять этим явлениям;

• усиление информационного воздействия на детей - и отсутствие системы и механизмов формирования информационной культуры.

Для решения этих противоречий необходимо сотрудничество семьи и школы, установление партнёрских отношений, оказание взаимопомощи и взимоподдержки. Педагогическое взаимодействие школы и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребёнка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации.

Одно из важных условий взаимодействия педагогов и родителей - насыщенность и полнота их контактов. Опросы родителей школьников Санкт-Петербурга, проводимые кафедрой социологии и политологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, показали, что родители хотели бы получать от учителей советы, как взаимодействовать с ребёнком и в плане его обучения, и в плане воспитания. Многие родители хотят понять, что нужно делать, чтобы ребёнок справлялся с учёбой, не боялся идти в школу, умел ладить с учителями. Все эти проблемы требуют индивидуального подхода, особой работы, но в большинстве случаев всё сводится к редким беседам с классным руководителем. Не случайно многие родители сегодня выражают желание посещать некоторые уроки, чтобы увидеть, как ведёт себя их ребёнок на уроке, что его заботит, в чём заключаются его проблемы. Сегодня такая практика существует во многих школах, но требует дальнейшего распространения.

Нуждаются родители и в индивидуальных консультациях, разговоре о своём ребёнке и его проблемах не на классном собрании, а в приватной беседе с педагогом. Это дает им возможность найти способы решения тех проблем, с которыми они не могут справиться сами.

Опросы родителей показывают, что одним из главных своих прав они считают право на информированность о деятельности образовательного учреждения. К сожалению, родительская общественность порой не имеет полной и достоверной информации о режиме работы школы, об основных и важных школьных событиях (собраниях, конференциях, праздниках), о времени и месте проведения консультаций специалистами образовательного учреждения. В современной ситуации и педагогам, и родителям, и детям необходима информация о новых тенденциях в системе образования, о реализации образовательных стандартов, возможностях профессионального самоопределения выпускника школы. Таким образом, возникает необходимость формирования информационной культуры субъектов образовательного процесса, способствующей неконфликтному взаимодействию, демократизации и гуманизации школьной и семейной жизни.

При взаимодействии педагога с родителями учащихся часто возникают проблемы в связи с тем, что работа со взрослыми людьми имеет определённую специфику, требует особого подхода. В свою очередь навыки, полученные педагогом во взаимодействии с родителями, способствуют его профессиональному и личностному росту.

Как уже отмечалось, для решения проблем социальной жизни ребёнка взрослым необходимо понимать его физическое и психологическое состояние, с доверием относиться к нему, уважать стремление ребёнка к проявлению самостоятельности. Очевидно, что для позитивных отношений с ребёнком, оказания ему помощи и поддержки родителям необходимы знания: валеологические, психологические, педагогические.

Исключительную роль семьи в решении задач воспитания подчёркивают современные тенденции модернизации российского образования. В них отмечается, что семья и школа остаются важнейшими социальными институтами, обеспечивающими воспитание ребёнка. В современном обществе школа становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, социальному взаимодействию. В этой связи важная роль отводится повышению педагогической культуры родителей, которая является основой раскрытия их творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания.

Сегодня именно школа становится «профессионально заинтересованной» в обучении родителей. В письме Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча» (от 22.07.02) отмечается, что в повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призвана сыграть школа.

Конструктивное взаимодействие педагогов и администрации школ с родителями и детьми возможно на основе диалога. Именно диалог как способ совместного бытия людей является важной формой взаимодействия семьи и школы.

Анализ методических материалов, программ образовательных учреждений Российской Федерации (комплексное исследование АППО) показывает, что особый интерес вызывают такие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей, как семейные клубы, родительские вечера, встречи за «круглым столом», семейные гостиные, творческие мастерские педагогов и родителей. Опыт работы образовательных учреждений в осуществлении педагогического взаимодействия семьи и школы доказывает, что главную роль здесь играет не столько форма, сколько содержание, отражающее современные тенденции семейного и школьного воспитания.

Взаимодействие педагогов, детей, родителей должно быть направлено на решение проблем ребёнка с учётом его возможностей и особенностей. В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой чётко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, включающей следующие направления:

• изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;

• использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;

• создание условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов;

• повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;

• организацию родительского всеобуча;

• формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Пока еще не выработаны четкие регуляторы и механизмы взаимодействия родителей и школы, не ясны многие аспекты образовательной деятельности родителей на базе школы, но уже очевидна необходимость обеспечения цивилизованного взаимодействия между школой и семьей, правовой гарантированности строящихся отношений. Родители нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти в себе силы и пойти на полноправное сотрудничество, если смогут преодолеть отчуждение между родителями и школой, найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовное пространство будет способствовать полноценному развитию детей.

Вступая на путь взаимодействия с современными родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, сейчас с настороженностью глядящие на школу, в последующем смогут получить в ней знания, способствующие их социальной защите и защите прав их ребенка.

Взаимодействие семьи и школы - комплексная педагогическая проблема. Она требует объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей, других социальных партнеров школы.

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации для родителей 5 класса на первом родительском собрании

Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей

Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек

Родительское собрание в 5 классе. Конспект

Родительское собрание «Деньги и дети», 5-6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!