Родительское собрание в 5 классе. Профилактика вредных привычек

Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Профилактика вредных привычек»

Цель: актуализация знаний об отрицательном влиянии вредных привычек на развитие детей.

Задачи: предоставить достоверную информацию о влиянии вредных привычек (курения, употребления алкоголя и наркотиков) на организм подростка; определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, медицинский работник.

Оформление помещения, оборудование

У каждого родителя чистый лист, ручка.

На доске или плакатах высказывания:

Трудно себе представить то благотворное влияние, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом. (Л. Толстой)

Никакие напасти и преступления не уничтожают столько народа и народного богатства, как пьянство. (Ф. Бэкон)

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит души людей, их потомство. (Л. Толстой)

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Курение в младшем школьном и младшем подростковом возрасте встречается в единичных случаях. При этом необходимо различать два вида раннего курения - «игру», основанную на любопытстве, подражании взрослым, случайном нерегулярном экспериментировании, и раннее начало курения, связанное с педагогической запущенностью ребенка и его вовлеченностью в компанию старших курящих подростков.

С наступлением подросткового возраста риск начала употребления наркогенных и психоактивных веществ (ПАВ) резко возрастает. Если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно высказываются о курении как подростков, так и взрослых, то с наступлением подросткового возраста картина резко меняется - оказывается, что прежние установки уже не действуют. Взрослые утрачивают свое влияние, и все большее влияние приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что подросток, с одной стороны, озабочен поиском своего стиля поведения, а с другой стороны - не хочет ни в чем отставать от членов своего коллектива. Мнение взрослых остается чем-то внешним, посторонним, лежащим по ту сторону «баррикад». В этом возрасте подростки начинают коллекционировать сигаретные пачки, обращать особое внимание на рекламу табачных изделий, связывают курение в кинофильмах и спектаклях с образом героя, его личностными качествами.

II. Вопросы, обсуждаемые за круглым столом

1. Какая польза от разговора с моим ребенком об алкоголе, табаке и наркотиках?

2. Не слишком ли мал мой ребенок?

3. Должен ли я запрещать ребенку употреблять эти вещества?

4. Имеет ли это значение, если я сам курю или пью?

5. Как именно мне необходимо обсуждать эту тему со своим ребенком?

6. Что именно я должен обсуждать со своим ребенком?

7. Что я могу сказать о табаке, алкоголе и наркотиках?

8. Что я сам должен знать об этих веществах?

9. Как я смогу понять, что мой ребенок что-либо употребляет?

10. Куда я могу обратиться, если захочу узнать больше?

11. Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить?

12. Может ли ребенок впервые попробовать алкоголь за семейным столом?

13. Что нужно рассказать и чему научить ребенка, для того чтобы предотвратить его знакомство с одурманивающими веществами.

1. Какая польза от разговора с моим ребенком об алкоголе, табаке и наркотиках? В последние несколько лет употребление алкоголя, табака и наркотиков постоянно возрастает. Причиной беспокойства многих родителей является употребление среди подростков наркотиков, а это довольно новое явление. Большинство людей, которые употребляют одно или несколько вышеупомянутых веществ, делают это для получения приятных ощущений, это возможно при ограниченном их употреблении. Но, с другой стороны, никто не может отрицать существования некоторых факторов риска для физического и психического здоровья тех людей, которые эти вещества употребляют. И эти факторы риска становятся более серьезными, если количество и интенсивность употребления возрастают.

Дети сталкиваются с табаком, алкоголем и наркотиками в более раннем возрасте, чем десять лет назад. Научные исследования в Европе и Америке среди молодежи от десяти до двадцати лет показали, что первые пробы хотя бы одного из этих веществ часто начинаются уже в возрасте двенадцати лет. А среди 16-летних нет ни одного, кто бы еще их не попробовал. Ситуация в нашей стране не исследована настолько хорошо, как это сделано в Европе и Америке, но одна вещь видна наверняка - тенденция примерно одна и та же, за исключением незначительных деталей. Дети в таком маленьком возрасте не могут полностью осознавать риск, связанный с употреблением этих веществ. Поэтому более предпочтительно поговорить об этом с ребенком до того, как он начнет пробовать их.

Таким образом, вы можете помочь вашему ребенку принять здоровое решение и повысить его сопротивляемость давлению со стороны. Ваша степень ответственности в этой области как родителей примерно та же, что и степень ответственности в вопросах секса и здорового питания.

Конечно, вы сами должны определить, о каком именно веществе будете говорить со своим ребенком. Это может быть разговор обо всех вместе, однако наркотики можно отложить несколько «на потом», так как обычно дети начинают экспериментировать прежде всего с табаком и алкоголем.

2. Не слишком ли мал мой ребенок? Как родители, вы должны осознавать, что наступит момент, когда ваш ребенок захочет жить самостоятельно, быть независимым от вашего авторитета. Это вполне нормально, и вы должны понять, что до наступления этого времени вам нужно постараться подготовить ребенка к встречам с различными ситуациями. Если ваш ребенок уверенно скажет вам, что он или она считает, что курение или употребление алкоголя это плохо, то это хороший аргумент для того, чтобы не поднимать эту тему вообще. Но с другой стороны, если вы вспомните себя в этом же возрасте, то согласитесь, что мнения и идеалы в этот период времени могут изменяться. Вследствие подобных изменений ребенок может чувствовать себя растерянным, одиноким (симптом переходного возраста).

Естественно, что в подобном положении ребенок начинает искать пути выхода. Одним из них может быть имитация особенностей поведения других подростков, иногда старших по возрасту. Существует большая вероятность, что именно в подобной ситуации ваш ребенок столкнется с употреблением табака, алкоголя или наркотиков. Очень часто подростки начинают экспериментировать с этими веществами, чтобы выразить нарастающее желание и необходимость быть независимыми. Влияет также огромное количество рекламы на телевидении, в газетах, на улицах, которая пропагандирует имидж смелости и приключений. Ребенок может очень быстро забыть свое прежнее, негативное отношение к наркотикам. Особенно часто это происходит после принятия его в какую-нибудь компанию.

Ваша беседа с ребенком будет менее результативна, если он уже пробовал одно или несколько из указанных веществ. Она может создать впечатление, что вы контролируете поведение и деятельность ребенка. Поэтому разумнее начать с ним беседы на эти темы заранее, до периода экспериментирования.

Это даст ребенку возможность выработать свое собственное мнение и определиться, что можно делать, а что нет. То, что вы будете обсуждать эту тему с ребенком, не исключает возможности, что он все же попробует наркотики, но, несмотря на это, ваши беседы с ребенком укрепят его сопротивляемость влиянию компаний, имитированию поведения других.

3. Должен ли я запрещать ребенку употреблять эти вещества? Простой запрет с акцентированием внимания на опасностях и факторах риска кажется наиболее логичным путем, но в большинстве случаев он не дает желаемого результата. В то же время не нужно недооценивать своего ребенка. Вокруг он видит много людей, которые курят или пьют, и может спросить себя: «Почему так много людей делают это, хотя всем известно, что это очень вредно? Наверно, в этом есть и что-то положительное?» Если родители ничего не говорят об этом, то очень вероятно, что в итоге такие мысли стимулируют любопытство ребенка. Поэтому он должен сам научиться делать выбор и определять рамки своего поведения. Пока ваш ребенок маленький, за него это можете делать вы, но позже он должен это делать самостоятельно. И тогда единственное, чем вы сможете помочь - это просто поддерживать ребенка.

Необходимо, чтобы аргументы, представляемые ребенку, были ясны и реалистичны. Условия ваших соглашений с ним очень сильно зависят от ваших личных норм поведения, однако следует уделить самое серьезное внимание нормам поведения, которым следует ваш ребенок.

Например, если ребенок проявляет желание попробовать какой-нибудь алкогольный напиток, то ваш запрет может закончиться тем, что он сделает это вне вашего поля зрения. В итоге вы потеряете возможность оказать позитивное влияние на поведение ребенка.

Не забывайте, что ваш ребенок - еще не сформировавшаяся личность. Поэтому эффект и физический вред от употребления этих веществ намного больший, чем у взрослого человека. Если вы все- таки постараетесь объяснить, почему вы чего-нибудь не приемлете, с чем-то не соглашаетесь, то даже если ваш ребенок не выполнит свои обещания, ему будет проще воспринимать критику. Ваши аргументы будут казаться более правдивыми и убедительными, если вы сами следуете тем жизненным правилам, о которых говорите. В такой атмосфере вероятность того, что ваш ребенок и дома, и за его пределами сможет принять здоровое решение, намного возрастает.

4. Имеет ли это значение, если я сам курю или пью? Существует две причины, из-за которых родители уклоняются от разговоров с ребенком о табаке или алкоголе. Вы осознаете, что не имеете права говорить об этом, так как сами курите или пьете. Возможно, вы не видите в этом необходимости, потому что сами не курите и не пьете, считая свой пример достаточным.

В обоих случаях вы делаете ошибку. Независимо от того, употребляете ли вы сами табак, алкоголь или нет, разговор на эту тему всегда полезен. Ваш ребенок еще не определился, поэтому его может «занести» в любую сторону. Очень важно не избегать вопросов ребенка по поводу вашего личного поведения, даже если иногда это может обернуться довольно деликатной стороной.

Однако чем честнее вы будете, тем проще будет вашему ребенку воспринимать то, что вы говорите. Например, вы можете сказать, что хорошо осознаете тот вред, который приносит курение, но вы не в состоянии покончить с этой привычкой. Если в вашем доме никто не курит и не пьет, то вы наверняка подаете хороший пример. Тем не менее, подобные положительные ситуации в доме не приводят сами по себе к тому, что ребенок вырабатывает способность противостоять давлению извне.

5. Как именно мне необходимо обсуждать эту тему со своим ребенком? Многие люди не могут легко говорить об алкоголе, наркотиках и табаке. Независимо от причин, подобные разговоры обычно вызывают некоторое напряжение. Поэтому лучше всего разговаривать об этом в спокойной, непринужденной обстановке, например, пока вы моете посуду. При этом лучше использовать простые для восприятия ребенка примеры. Так, если вы позволяете себе иногда выпить бокал вина, то разговор об этом не покажется вашему ребенку странным. В качестве примера вы можете использовать одну из повседневных привычек ребенка: просмотр телепередач, употребление сладостей. Ведь и они при злоупотреблении могут принести вред, однако их наверняка очень любит ваш ребенок.

Одним из вариантов для начала разговора может быть, к примеру, ваша просьба отказаться от какой-либо привычки, скажем, на неделю. Если ваш ребенок примет такое предложение, попросите его написать, почему это трудно сделать. Вы вызовите к себе большее доверие, если проявите желание и силу воли присоединиться к ребенку: например, на неделю не курить или не пить кофе.

Это будет наиболее честно по отношению к нему. Когда этот срок закончится, у вас будет хорошая возможность вместе обсудить ваш опыт.

Для начала разговора вы также можете использовать воспоминание о каком-нибудь событии детства, телевизионную передачу или статью из газеты. Однако не забывайте, что не все может быть полезно. В данной ситуации очень важно не использовать примеры, Далекие от мира вашего ребенка, все должно быть понятно.

Теперь о тоне, которым вы должны вести подобные разговоры: это серьезная тема и говорить о ней нужно серьезно. Существует много факторов риска, связанных с употреблением этих веществ, однако не следует акцентировать внимание ребенка только на них, так как Доказано, что одни лишь предупреждения и запугивания часто приводят к противоположному результату.

И последнее, но немаловажное: разговор не должен проходить, как движение в одну сторону. Ваш ребенок тоже имеет свое мнение, и вы должны его учитывать.

6. Что именно я должен обсуждать со своим ребенком? Употребление алкоголя, табака и наркотиков имеет как некоторые позитивные, так и негативные аспекты. Говоря о негативных аспектах, вы можете отметить плохое воздействие на физическое здоровье, хотя, возможно, ребенку это трудно осознать. Поэтому вы должны связать это с примерами, которые хорошо ему известны.

Например, если ваш ребенок несколько раз чувствовал себя плохо после употребления слишком большого количества сладостей, то это можно очень хорошо сравнить с состоянием после употребления слишком большого количества алкоголя. Позитивные аспекты употребления этих веществ каждый должен определить сам для себя. К примеру, вы можете рассказать ребенку, что сами находите в них приятного (если, конечно, находите) и что другие люди могут находить в этих веществах позитивного: хороший вкус, расслабление и т. д.

Цель вашей беседы о негативных и позитивных аспектах употребления алкоголя, табака и наркотиков - не оградить ребенка от столкновения с этими веществами, но научить принимать разумные решения. Таким образом, внушить ребенку необходимость занимать правильную и ответственную позицию при встрече с ними, то есть ограничить употребление или лучше совсем не употреблять их.

В реальной жизни трудно выполнить принятое решение, поэтому обязательно должна быть оговорена тема наличия и социального влияния. Ваш ребенок должен знать о влиянии окружения на него, а также о его собственном влиянии на окружение. Он должен сам уметь сказать «нет», если друзья предлагают что-то плохое, даже если они оказывают иногда явное давление. Вы, в свою очередь, должны проявлять интерес к тому, чем занимаются друзья вашего ребенка. Вы также должны принимать отказ ребенка, если он в чем-либо с вами не соглашается, но при этом он должен узнать ваше мнение.

Желание входить в какую-нибудь компанию вы можете объяснить понятными для ребенка примерами. Можно вспомнить увлечение игрушками, когда, подражая другим, каждый ребенок, в том числе и ваш, хотел иметь игрушку, ставшую популярной в определенный период времени.

Также необходимо вспомнить силу влияния телерекламы. Вы должны отметить, что очень сложно противостоять социальному давлению, сделав акцент на том, что это касается не только подростков, но и взрослых людей.

Кроме того, может быть затронута тема скуки. Вместе с ребенком вы можете поискать ей альтернативу. Стимулируйте развитие активности ребенка, которая поможет развеять появляющуюся скуку.

7. Что я могу сказать о табаке, алкоголе и наркотиках? Должны ли вы заходить настолько далеко, чтобы давать детальное описание эффектов от употребления - длительного или кратковременного - этих веществ? На этот вопрос не так просто дать ответ. Слишком большой объем информации может отвлечь внимание вашего ребенка от действительно важных вещей, а именно, от обучения способности распоряжаться собственной свободой выбора. В довершение всего нам остается только догадываться, насколько хорошо сможет ребенок воспринимать эту «техническую» сторону информации.

Что вы можете и должны сделать, так это объяснить, что употребление этих веществ рождает изменение ощущений, это и является причиной их употребления многими людьми. Однако существуют такие вещества, которые приходится употреблять во все больших и больших дозах, чтобы достичь одного и того же эффекта. И человек попадает от них в зависимость.

Также в общих чертах вы должны заметить, что когда люди становятся зависимыми от этих веществ, они уже не могут выбирать, употреблять их или нет: без них они просто не могут больше жить. Зависимость может быть как физическая, так и психическая. В конце концов, вы должны не забыть сказать о вреде употребления этих веществ для физического и психического здоровья, а также о возможных социальных проблемах при интенсивном употреблении в течение продолжительного времени этих веществ. Возможность подачи ребенку более детальной информации зависит от окружения, в котором он растет. И потому невозможно дать какой-либо однозначный совет, ведь различия могут быть слишком большими.

Не забывайте, что окружение ребенка может очень сильно изменяться, когда появляются новые друзья или его переводят в другую школу.

В некоторых случаях, возможно, будет необходимо поговорить с ребенком даже о тяжелых наркотиках, например, если он нашел на улице шприц или если ребенок сам спрашивает об этом.

8. Что я сам должен знать об этих веществах? Вы должны позаботиться о том, чтобы иметь достаточные знания о нескольких веществах, даже если вы не собираетесь детально их обсуждать со своим ребенком. В этом случае вы будете говорить более уверенно и правдоподобно, а ребенок легче будет воспринимать информацию.

В схеме, размещенной дальше, вы найдете краткое описание и наиболее важную информацию обо всех упомянутых здесь веществах. Вы должны понимать, что в таком схематическом описании трудно упомянуть обо всем детально. Если вы ожидаете, что ваш ребенок скоро начнет задавать вопросы, будет разумно узнать о веществах в большем объеме, чем подано в схеме.

 

Алкоголь

Табак

Наркотики (например, производные от конопли)

Употребление

Выпивание

Курение

Курение/употребление с пищей

Действие

Расслабляет/дает ощущение свободы (после нескольких стаканов), притормаживает (большие дозы). Влияет на реакцию и способность трезво мыслить. Нарушает координацию

Стимулирующее действие, тремор рук, учащает сердцебиение, раздражает глаза, нос и горло (кашель), холодеют пальцы рук и ног

Расслабляющее действие. Усиливает позитивные /негативные ощущения, понижает реакцию и способность концентрироваться

Привыкание

Да

Да

Нет

Фактор риска

Смешивание с другими веществами опасно

 

Не рекомендуется принимать участие в дорожном движении. После больших доз возможны изменения сознания или его потеря. При употреблении с алкоголем усиливает его влияние

Продолжительные эффекты

Повреждение печени, мозга, сердца и желудка. Снижение работоспособности. Социальные и психические проблемы

Повреждения дыхательных путей. Плохое самочувствие. Повышенная склонность к раковым заболеваниям, также к сердечнососудистым заболеваниям

При курении вред, наносимый дыхательной системе, намного больше. Негативное влияние на физиологию в целом. Снижение работоспособности

Психологическая зависимость

Большая возможность

Большая возможность

Возможна

Физическая зависимость

Да

Присутствует

Нет

9. Как я смогу понять, что мой ребенок что-либо употребляет? Многие родители боятся того, что их ребенок делает много опасных вещей, а они об этом не подозревают. Они бы хотели знать, как можно определить, действительно ли злоупотребления имеют место. Однако, несмотря на то, что симптомы употребления веществ известны, даже если вы будете держать в руках листок со списком симптомов, невозможно определить, что именно употребляет ваш ребенок. Поэтому можно дать один хороший совет: если поведение вашего ребенка стало не таким, как обычно, вы можете, не задавая прямых вопросов, расспросить, не употребляет ли он/она какие-либо вещества.

Велика вероятность, что ваш ребенок их вообще не употребляет. Например, влюбленность также может стать причиной изменения поведения.

С другой стороны, участие в уличных компаниях может явиться показателем присутствия скуки, хотя, в принципе, такой способ времяпрепровождения очень распространен среди подростков. Самым неприятным в этой ситуации является то, что если ваш ребенок захочет скрыть употребление веществ, то он всегда найдет способ успешно это сделать, и, в конце концов, вы ведь не можете закрыть ребенка на замок.

Однако вы можете позаботиться о том, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что от вас необходимо что-либо скрывать. Один из путей достижения этого - честно и откровенно поговорить об употреблении этих веществ и показать ребенку, что вы верите в его способность принять здоровое решение самостоятельно. Вы же должны помочь ребенку, объяснить рамки и ограничения.

10. Куда я могу обратиться, если захочу узнать больше? Дополнительную информацию можно получить в областных/городских Центрах здоровья. За необходимой помощью следует обращаться в региональные наркодиспансеры.

11. Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить? Надо сказать, вероятность возникновения такой ситуации довольно велика. Как показывают исследования, около 40% детей младшего школьного возраста и младшего подросткового возраста имеют эпизодический опыт курения. Другое дело, что об этом опыте далеко не всегда узнают их родители. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значительно повлиять на дальнейшее развитие событий - предотвратить формирование вредной привычки. А каким должно быть это вмешательство?

Прежде всего, поговорите с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а ваша речь - обвинения прокурора). Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент - ребенок не всегда может дать сразу какое- то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.

Помогите сыну или дочери поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом активного слушания, который рекомендует известный психолог Ю.Б. Гиппенрейтер. Секрет активного слушания заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом:

- Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?

- Не знаю...

- Ты не можешь понять, что случилось.

- Он хвастался, что он - взрослый, а я - трус.

- Тебе стало обидно и т. д.

Обратите внимание, взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его состояния. Согласитесь, несколько необычный способ общения, чаще всего мы реагируем по-другому, стараясь сразу же делать свои оценки, давать советы, высказывать критические замечания (при этом далеко не всегда сдерживаемся в эмоциях). Почему прием активного слушания дает такой неожиданный действенный эффект? Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей их кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток - они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, активное слушание показывает, что мать или отец поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы услышать о ней больше, принять ее.

Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, прием активного слушания действен не только в ситуациях, связанных с курением, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах - у автора накоплен довольно большой опыт, когда активное слушание помогло избежать, казалось, неминуемого конфликта или найти решение трудной проблемы).

Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом - ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной - сядьте рядом на диване, сдвиньте стулья, приобнимите ребенка.

Желательно, чтобы вопросы взрослого звучали в доверительной форме - как приглашение к разговору. Таким образом вы демонстрируете ребенку, что понимаете его чувства и состояние. (Вспомните, когда вас спрашивают: «Что случилось?», первая реакция - ответить: «Ничего!» А вот когда вам говорят сочувственно: «Что-то случилось...», гораздо легче начать рассказ о том, что волнует.)

И еще. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдержите ее и после ответа ребенка: может быть, он что-то еще добавит.

А какую информацию важно получить из разговора?

Как мы уже отмечали выше, взрослому следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные - тут и неорганизованный досуг, и любопытство (а что будет, если...), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться...

Обязательно выясните, каким образом попали сигареты к сыну или дочери. Это поможет вам решить, как сделать сигареты недоступными для ребенка. Если это произошло дома, скажите ему, что он взял вещь, не принадлежащую ему, что само по себе плохо. Ведь таким образом нарушается главный закон жизни семьи - закон доверия. Что хорошего, если живущие в одном доме будут прятать вещи друг от друга? Если сигареты ребенку дал кто-то из сверстников (одноклассников, друзей по двору), объясните, что и в этом случае ребята взяли чужое (у отца, брата и т. д.).

Важно, чтобы ваши сын или дочь поняли, чем опасно курение для их здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный характер этих ощущений (он может рассказывать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т. д.). Объясните, что это - явное доказательство того, что курение ему вредит. Разве он хочет испытывать такие ощущения постоянно?

Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться в происшедшем (маме, папе, бабушке), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

Теперь вам нужно задать вопрос себе: а в чем ваша ошибка? Может быть, вы мало уделяете времени сыну или дочери, у них слишком много свободного времени, не заполненного интересными делами? Возможно, ребенок переживает из-за своих неудач в школе и таким образом пытается самоутвердиться. А может быть, в доме малышу не очень уютно, он переживает из-за взаимоотношений взрослых. В определении причины лежит и рецепт ее исправления.

Обратите внимание на окружение ребенка - с кем он дружит, проводит свободное время. Совершенно проигрышным будет вариант с «запрещением дружбы», даже если друзья ребенка вам не нравятся и вы уверены в том, что именно благодаря этим ребятам ваш ребенок познакомился с курением. Даже если вам действительно удастся в директивном порядке прервать их отношения, ребенок надолго запомнит подобное вмешательство, и вряд ли стоит рассчитывать на ваши с ним доверительные отношения в дальнейшем. В этом случае гораздо более эффективной будет «здоровая конкуренция», которую вы, взрослый человек, вполне можете составить «неподходящей» компании. Если ребенку будет интереснее проводить время с вами, если у него не будет времени на безделье, он сумеет сам сделать правильный выбор. Кстати, часто ли ваш ребенок бывает там, где можно встретить новых друзей, - в кружке, в библиотеке, секции, на городских соревнованиях? Если нет, стоит задуматься, ведь общение со сверстниками необходимо, так позаботьтесь о том, чтобы оно было содержательным и полезным.

12. Может ли ребенок впервые попробовать алкоголь за семейным столом? Что скрывать, использование алкогольных напитков (конечно, в определенных количествах и по определенным случаям) - давняя традиция, которую большинство из нас соблюдает. Спиртное - непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьезных научных трибун маститые медики. Мы не хотели бы останавливаться на обсуждении этой довольно неоднозначной темы. И даже не будем пытаться убедить своих читателей в необходимости вести абсолютно трезвый образ жизни. Цель наша - обсудить, как предотвратить знакомство ребенка с алкоголем.

Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка.

По нашим данным, около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.

Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и... и в этот момент раздается тонкий ноющий голосок: «Мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..» Кто-то снисходительно улыбается, кто-то пожимает плечами, но... довольно часто такая просьба удовлетворяется. Во-первых, у взрослых есть свои оправдания - мамы и папы могут считать, что, если ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь потеряет для него таинственную притягательность. Во-вторых, родители нередко полагают, что осваивать традиции пития - их ритуальную сторону - следует с раннего возраста, поскольку это якобы поможет в дальнейшем предотвратить неумеренное потребление алкоголя.

Прежде всего важно понимать, что такие эксперименты далеко не столь «безобидны», как это может показаться кому-то из взрослых. На маленького ребенка даже небольшая, незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 г шампанского или сладкого вина (глоток!) нередко вызывает рвоту, тошноту, головную боль. Резкий запах спиртного действует в этом случае подобно нашатырному спирту, вызывая сужение периферических сосудов и как результат - сильное головокружение, может провоцироваться приступ, напоминающий астматический. Так что сомнений быть не может: даже «безобидные» дозы алкоголя для детского организма - физиологический стресс (хотя никаких видимых негативных реакций может не происходить).

Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. Дело в том, что в этом случае в сознании ребенка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более, если алкоголь использовался с позволения родителей.

Наставления взрослых - «не смей этого делать без спроса» не будут иметь серьезного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой - вероятность дальнейшего знакомства с алкогольными напитками не уменьшилась, а, скорее всего, возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага» (любому из нас всегда страшновато что-то делать впервые), то теперь этот страх снят - ребенок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное. Надо сказать, что провоцирующий эффект первой пробы сохраняется и в том случае, если ребенок испытал неприятные ощущения и утверждает, что все это ему совершенно не понравилось. По нашим данным, среди тех ребят, кто попробовал алкогольный напиток и оценил пробу как неприятную, 60% вскоре вновь повторяют ее. И вот эта повторная проба уже теряет свой «легальный характер», поскольку происходит не в присутствии родителей.

Отдельного обсуждения заслуживает эффект измененного состояния, возникающий при использовании алкоголя. Взрослым нужно помнить: состояние опьянения у 7-10-летнего ребенка может спровоцировать минимальное количество - глоток! - «некрепкого» алкогольного напитка. Чем это опасно? А тем, что ребенку оно может понравиться! При этом он даже не всегда способен отдавать отчет в собственных оценках ощущений. Ведь они могут напоминать мальчику или девочке... детские игры. Вспомните, как нравится малышам долго-долго кружиться, а потом, упав на пол или траву, закрыть глаза - то, что они испытывают в этот момент, так непохоже на обычное состояние! Использование алкоголя, таким образом, может восприниматься как продолжение такой игры. Кстати, французские психологи в связи с этим советуют родителям осторожнее относиться к традиционному виду «тетешканья» совсем маленьких слишком сильному укачиванию: «тряске», кружению малыша, подбрасыванию его. Особую привлекательность подобные состояния имеют для тех детей, у которых есть проблемы со здоровьем, кто часто болеет, переживает физиологический дискомфорт.

Так что можно с уверенностью утверждать: ранний опыт использования алкогольных напитков - неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребенка и способен в значительной степени спровоцировать «интерес» к алкоголю в дальнейшем. Мы настоятельно не советуем папам и мамам знакомить своих детей с алкоголем в младшем школьном возрасте.

В крайнем случае (когда ребенок проявляет слишком большую настойчивость) французский психолог Аммер рекомендует родителям разрешить лизнуть напиток. Это нельзя расценивать как приобщение к культуре пития в полной мере (у ребенка не возникает ощущения, что он «пил» напиток), но этого количества достаточно для того, чтобы ребенок удовлетворил любопытство и понял, что здесь «нет ничего особенного».

Итак, сделаем выводы:

• не стоит давать ребенку пробовать алкогольный напиток (вино, шампанское, пиво);

• ни в коем случае нельзя давать ребенку пробовать крепкие алкогольные напитки.

А стоит ли приглашать ребенка за стол, где распиваются алкогольные напитки? Понятно, что было бы жестоко делать сына или дочь изгоями на семейных праздниках, сажая их отдельно от гостей. К тому же праздники, отмечаемые за столом, могут дать очень полезный опыт ребенку. Если у вас дома собираются интересные собеседники, то для ребенка праздник становится своеобразной школой ораторского искусства. Праздничный стол - это и способ закрепить на практике навыки этикета, умения управляться со столовыми приборами. В конце концов это позволяет ребенку прикоснуться к миру взрослых, ощутить себя равным.

Конечно, ребенок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным и т.д.

За столом обязательно должен быть любимый напиток ребенка. Кстати, психологи рекомендуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа может попросить ребенка налить им «его» сока или морса и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока.

Благодаря такому приему у ребенка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как символе взрослости и не возникнет ощущения собственной «неполноценности» («всем можно, а мне нельзя»). Ведь взрослый открыто предпочитает «его» напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.

Другое дело, что совместные праздники с участием ребенка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения (да еще близкий, знакомый) - совершенно неподходящее зрелище для мальчика или девочки, особенно если этот взрослый - отец или мать. Ребенку трудно понять, что же происходит с дядей Мишей, тетей Светой, папой и т. д. После таких сцен он испытывает растерянность, не зная, как теперь вести себя с этим взрослым, авторитет которого, как правило, падает. Кстати, это первое разочарование в конкретном взрослом человеке может быть перенесено на всех взрослых в целом. Поэтому, если вы не уверены в том, как будут развиваться события за столом, стоит подумать, а делать ли ребенка участником застолья. Во всяком случае, постарайтесь, чтобы ребенок ушел из-за стола до того, как кто-то из взрослых окажется в «сомнительном» состоянии. И обязательно строго контролируйте свое состояние, не стоит «расслабляться» на глазах у ребенка.

Что нужно сказать ребенку, если он все же стал свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо чувствует себя. Кстати, тут можно назвать и причину «плохого самочувствия», еще раз подчеркнув опасность использования алкоголя. Над взрослым не нужно смеяться, но не стоит и поддерживать с ним разговор, даже если он сам обращается с какими-то вопросами. Лучше уйти из комнаты, для того чтобы другие взрослые могли помочь «заболевшему».

13. Что нужно рассказать и чему научить ребенка, для того чтобы предотвратить его знакомство с одурманивающими веществами? Как ни покажется странным, но семейная профилактика наркотизма должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребенка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовывать свои потребности без помощи наркотизации.

Прежде всего, это формирование у ребенка культуры здоровья. Понятно, что такой воспитательный процесс должен начинаться задолго до наступления младшего школьного возраста. Важность и значение его очевидны. Культура здоровья - один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. А как культура здоровья связана с педагогической профилактикой наркотизма?

О том, что одурманивающие вещества опасны для здоровья, знает практически любой человек - и взрослый, и не очень взрослый. Но мало кого это знание удерживает от опыта их потребления. С помощью алкоголя, никотина, а то и наркотиков человек пытается решать свои проблемы, избавляться от неприятных переживаний, получать «удовольствие», становиться «своим» в компании и т. д. И тут перед ним возникает выбор (кстати, ситуация выбора может до конца самим человеком и не осознаваться) между различными ценностями - здоровьем и социальным признанием, психологическим комфортом и реализацией потребности в новых ощущениях и т. п. К сожалению, весьма часто в такой ситуации выбора здоровье оказывается на втором месте, тем более что «расплата» - в виде различных функциональных нарушений - наступает не сразу, а спустя какое-то время. Далеко не каждый взрослый способен прогнозировать последствия своих поступков на длительную перспективу, отказываясь от сиюминутного «удовольствия». Для ребенка или подростка это оказывается еще более сложной задачей.

Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья - уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье - это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.

Но как объяснить это ребенку и, главное, как научить его бережно относиться к своему здоровью? Надо сказать, это весьма непростая воспитательная задача, решение которой требует от родителей немалой выдержки, терпения и... фантазии. Да, да, ведь восприятие здоровья ребенком в значительной степени отличается от такового у взрослого. «Здоровое» состояние (если, конечно, ребенок не имеет каких-либо серьезных нарушений в работе организма) естественно для мальчика или девочки, это то, что дано им от рождения. У детей нет того опыта «нездоровья», который имеет большинство взрослых и который сам по себе может заставить заниматься спортом, ограничивать себя в еде, соблюдать режим и т. п.

А раз так, то традиционные наставления пап и мам: «Нужно заботиться о здоровье, иначе заболеешь» - не оказывают должного эффекта. Соглашаясь с оценкой взрослого, ребенок до конца эмоционально не воспринимает ее. Даже предложение вспомнить (в воспитательных целях) о том, как было плохо во время гриппа, простуды и т. п., в этом случае нецелесообразно. Как показывают исследования психологов, негативные воспоминания детей связаны не с внутренними ощущениями, а с внешними факторами (необходимость лежать в постели, ограничения в общении со сверстниками, «невкусные» лекарства, а то и «больные» уколы). Состояние болезни ребенком воспринимается главным образом как ограничение свободы.

Малоэффективна в этом случае и аргументация, связанная с будущей перспективой: «делай то-то и то-то, для того чтобы стать большим,

быстрее вырасти, стать сильным». Как уже говорилось, способность к прогнозированию у детей только формируется, поэтому ребенку непросто заставить себя что-либо делать сейчас ради того, чтобы в будущем (через год, два и т. д. - для ребенка это «далекое далеко») получить положительный результат. Принцип «здесь и сейчас» ближе ребенку. Но в чем же тогда заключается решение проблемы?

Игровая форма поможет вам объяснить ребенку, почему и чем опасны одурманивающие вещества. Прекрасный пример - рассказ А.П. Чехова «Алеша». Маленький мальчик, тайком стянувший со стола отца сигары, со скукой слушает его поучения о том, как опасно курить. Но вот потерявший всякую надежду на понимание отец рассказывает сыну немудреную сказку о короле, потерявшем сына из-за курения. И вдруг видит на щеках мальчика слезы - растроганный сын бросается на шею отцу и обещает больше никогда не курить.

А почему дети или подростки начинают использовать одурманивающие вещества? Мы уже называли тут и любопытство, и желание новых, еще не испытанных ощущений, и стремление стать в компании своим, потребность завоевать авторитет среди сверстников и т. д. А это значит, что второй важный секрет семейной профилактики заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить как можно больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно теряет какое-либо значение и привлекательность для ребенка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счет собственных усилий, умений.

Поэтому родителям нужно учиться создавать условия для реализации потребности ребенка в новом, неизвестном (удовлетворение любопытства), потребности в общении и признании сверстников, а также потребности в удовольствии от собственных усилий.

Любопытство, желание испытать неизвестные ощущения («интересно узнать, что же это такое») являются наиболее распространенными мотивами знакомства детей младшего подросткового возраста с одурманивающими веществами. Если жизнь ребенка монотонна, если в ней мало ярких, интересных событий, а потребность в новом не насыщается, для мальчика или девочки оказывается весьма привлекательной любая, даже опасная, «новизна», способная внести в скучные будни разнообразие, а ее критическая оценка с точки зрения опасности для здоровья начинает играть второстепенную роль. Где же выход? Ответ прост: обеспечить насыщение потребности в новом из социально ценных источников. Мы имеем в виду книги, друзей, кино и театр, походы и экскурсии, занятия в кружках... Понятно, что все это требует от взрослого времени - он должен показать ребенку привлекательность этих источников. Однако тут размышления о нехватке времени и необходимости его экономить вряд ли уместны. Ведь если в семье возникнет проблема, связанная с наркотизацией ребенка, времени взрослым на ее решение придется тратить значительно больше.

Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребенок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компанию, стать «своим». Вот почему так важно научить ребенка контактировать со взрослыми и ровесниками, помочь ему создать «свой круг», чтобы мальчик или девочка не испытывали одиночества и смогли реализовать свою потребность в общении. И рецепт тут тот же: сделать жизнь ребенка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться с большим кругом людей и учиться оценивать черты их характера, находить общий язык с окружающими, идти на компромиссы и отстаивать свою точку зрения.

А почему так важно научить ребенка реализовать потребность в удовольствии за счет собственных усилий? Потому что это единственная альтернатива другому опасному способу получения приятных ощущений - за счет наркотизации. Один из французских писателей говорил: «На дно бокала с вином нас толкают наши несчастья». Исследования психологов подтверждают: возможность развития зависимости от одурманивающих веществ у людей, чувствующих себя «несчастными», испытывающих неудовлетворенность от жизни, гораздо больше, чем у тех, кто ощущает себя счастливым.

Давно известно: невозможно сделать ребенка счастливым, удовлетворяя его желания, но можно добиться этого, если научить его самого реализовывать свои потребности. Секрет воспитания здесь заключается в правильном соотношении задач и требований, которые предъявляются ребенку, с его возможностями. Если взрослые предъявляют ребенку посильные для него требования, ребенок, выполнив их, сможет испытать чувство удовлетворения, успешности. Понятно, что в каждом возрасте масштаб задач меняется. Так, для трехлетнего малыша победа - это зашнурованные самостоятельно, без помощи мамы, ботинки, для 6-7-летнего - решенная задачка по математике, а для подростка 13-14 лет - выигранный конкурс или соревнование.

Если же требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка, ни о каком опыте получения удовольствия от собственных Усилий речи быть не может. Причем тут одинаково плохо и когда требования завышены, и когда они явно меньше, чем возможности ребенка. Если то, что требуется от мальчика или девочки, слишком для них трудно, накапливается опыт неуспешности, формируется чувство собственной неполноценности или малоценнности. Не случайно среди тех, кто рано обращается к алкоголю, курению, начинает использовать наркотики, так много тех, кто имеет проблемы с учебой, вызывает нарекания учителей. Таким образом «неудачники» пытаются найти источник приятных ощущений. Вместе с тем, если ребенку все дается легко, ему не нужно «выкладываться», чтобы выполнить требования родителей, учителей, успех для него не будет источником положительных эмоций - ведь ему не приходилось затрачивать собственные усилия, преодолевать себя. Вот почему взрослым нужно крайне внимательно отнестись к оценке возможностей и способностей сына или дочери и в соответствии с этим уже выстраивать собственную воспитательную политику. В Древнем Китае одним из важнейших правил мудрого правителя считалось: «Не требуй слишком многого от того, кто не может; не жди слишком малого от того, кто не хочет». Такое правило стоит взять на вооружение и родителям.

Таким образом, семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребенка культуры жизни - потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надежными внутренними барьерами для ребенка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами.

III. Подведение итогов собрания

Десять советов родителям

1. Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему сыну или дочери не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений» и не захочется испытать на себе действие опасных веществ.

2. Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, возникающих в компании сверстников, помогите найти интересных и верных друзей.

3. Научите ребенка отказываться от тех предложений, которые кажутся ему опасными, неприемлемыми. Ребенок должен знать, что он имеет право говорить «нет» и сверстнику, и взрослому человеку, если считает это нужным.

4. Научите ребенка получать удовольствие от собственных усилий, помогите найти «свою» сферу деятельности, «свое» увлечение.

5. Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи, достижения. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его вчерашнего с ним сегодняшним, поддерживайте в стремлении стать лучше, умнее, сильнее.

6. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Научите его самостоятельно справляться с посильными для него проблемами.

7. Дайте ребенку возможность почувствовать себя взрослым - поручите ему опеку над младшими братьями или сестрами, пожилыми родственниками и т. д., почаще просите помочь вам.

8. Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин - яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.

9. Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников использующими алкоголь или курящими.

10. Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.

Дополнительный материал

Сказка «Три девицы под окном»

Автор

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хотим вам рассказать.

Ее мы помним с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помним,

Но будем вспоминать.

Три девицы вечерком

Думу думали о том,

Чем же в жизни им заняться,

Чтобы жить и развлекаться.

Девица 1.

Кабы я была царица,

Автор

Говорит одна девица,

Девица 1.

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

Нарядилась бы в шелка,

Вина сладкие пила,

Когда выпьешь, все на свете

Кажется нам в другом свете.

Девица 2.

Кабы я была царица,

Автор.

Говорит ее сестрица,

Девица 3

Я б наркотики купила,

Тогда в жизни я б парила.

Укололась, покурила –

Все проблемы будто смыло.

Девица 3

Да в уме ли вы, сестрицы,

Автор.

Третья молвила девица...

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела...

Девица 1.

Это кто же к нам пришел?

Это кто сюда зашел?

Кощей.

Я - Кощей! Аль не узнали?

В детстве книжек не читали?

Девица 2.

Что мы видим? Что с тобой?

Ты, наверное, больной?

Что за серый вид, а кости?

Для чего пришел к нам в гости?

Кощей.

Поддержите! Поддержите!

Мне советом помогите!

Угасаю, гасну я.

Что со мной, мои друзья?

Девица 3.

Хоть тебе мы не друзья,

Но совет дадим всегда.

Если будешь ты курить,

То не будешь долго жить.

Видишь, кожа потускнела,

Помрачнела, постарела.

Зубы - тоже пожелтели,

Органы все заболели.

Девица 1.

Страшно стало тебе жить?

Надо бросить бы курить.

Сигарета

Мое имя - Сигарета.

Я красива и сильна.

Я знакома с целым светом,

Очень многим я нужна.

Мозг и сердце я дурманю

Молодым и старикам,

Независимо от знаний,

Скажем прямо - слабакам!

Запомни, человек:

Дружба со мною

Сокращает твой жизненный век!

Кощей.

Брошу, брошу я, друзья!

Все! Курить не буду я!

Буду спортом заниматься,

Закаляться, обливаться.

Автор.

Заскрипела снова дверь,

Непонятный входит зверь.

Весь зеленый - это змей,

Разбегайтесь все скорей!

Змей.

Отчего вы испугались?

Растерялись, разбежались?

Разве я не симпатичен,

Не умен, не энергичен?

Девица 2.

Отойди-ка от меня,

Дурно пахнет от тебя.

Девица 3.

Как стал вино употреблять,

Разным зельем стал дышать.

Ты зачах, ослаб ты, милый,

Нет в тебе уж прежней силы.

Девица 1.

Это все из-за вина?

Я б такою же была?

Девица 3.

Да, алкоголь и никотин

С красотой не совместим.

Знай: алкогольные покупки

Толкают на безумные поступки.

И коль не в силах ты от рюмки отказаться,

В тюрьме нетрудно оказаться!

Девица 2.

Если будешь пиво пить,

Будешь памперсы носить.

Змей.

Убедили, убедили,

Вы меня уговорили.

Уж не буду, уж не буду

Я вино употреблять.

Буду, буду, буду, буду

Я здоровье поправлять.

Отчего такие щеки?

Девица 3.

Фрукты, овощи и соки!

Автор.

Дверь снова скрипнула слегка...

Входит Баба-Яга.

Баба-Яга.

Можно в гости к вам, девицы?

Ох, как удалось вам сохраниться?

Ясный взгляд, манеры...

Еще вас любят кавалеры!

А я зачахла тут совсем,

Это видно уже всем.

Тусклый взгляд, шалят нервишки,

Ем в лесу одни я шишки.

Все свое я продала,

За бесценок отдала.

Лишь бы денег мне найти,

На наркотик наскрести.

И осталась в чем стою

И кляну судьбу свою.

Девица 3.

Тебе надо бы лечиться,

Обратись-ка ты в больницу.

Жизнь с начала ты начнешь,

Посветлеешь, расцветешь.

Будешь выглядеть прилично,

Будет все тогда отлично.

Автор.

Глаза у нас намного выше ног,

В том смысл я вижу и особый знак...

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть, чтоб сделать шаг.

Все.

Вы послушайте, друзья,

Наставление от нас - это раз,

Наши добрые слова - это два,

Веселее посмотри - это три,

Не кури ты в этом мире - это верное четыре,

Вино нельзя употреблять - это пять,

Принимайте жизнь как есть - это шесть,

Нет - скажи привычкам всем - это семь,

Сигарету нужно бросить - это восемь,

Не спеши судьбу ты гневить - это девять,

Вместо цифр возьми в придачу

Радость, счастье и удачу!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 5 классе. Конспект

Родительское собрание «Психологические особенности подростка», 8 класс

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание, 5 класс. Поощрения и наказания в воспитании детей

Методика проведения родительского собрания в школе по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!