--

Традиции и обряды 4 января

Традиции и обряды 4 января

4 января (по ст. стилю 22 декабря)

Вмц. Анастасии Узорешительницы.

Мчч. Хрисогона, Феодотия, Евода, Евтихиана и иных.

Дочь знатных и богатых римлян, Анастасия получила хорошее воспитание. Благодаря матери-христианке она с юности возлюбила Христа. Когда мать ее и духовный учитель Хрисогон оказались в тюрьме, где томились и другие христиане, Анастасия постоянно навещала их, помогала, чем могла. После смерти матери отец (он оставался язычником) вопреки желанию Анастасии отдал ее замуж за язычника, человека скупого и жестокого. Узнав о том, что молодая жена тратит большие средства на подкуп стражников для свободного прохода в темницы и на помощь заключенным там христианам, он пришел в ярость, стал истязать ее, запирать в доме. Когда внезапно погиб ее муж (утонул во время бури), Анастасия обрела полную свободу. Она посещала темницы не только в Риме, но и в соседних городах, доставляла узникам пищу и одежду, омывала их раны, платила тюремщикам, чтобы те обращались с заключенными менее сурово. За эти подвиги человеколюбия ее и назвали Узорешительницей (облегчающей оковы — узы).

Начальник одной из тюрем, поняв, что Анастасия — христианка, донес на нее правителю, который по­началу стремился склонить Анастасию отречься от веры в Христа, но, не добившись успеха, присудил ее к казни через сожжение. Однако Бог уберег святую: прежде чем разгорелось пламя, Анастасия мирно отошла в небесные обители. Случилось это около 304 года.

Анастасия Узорешительница

Наименование святой Анастасии Узорешительницей было трактовано русскими людьми по-своему, в пользу переносного значения слов «узы» (оковы), «узилище» (тюрьма), «узник»: этими словами обозначалась беременность женщины, так мыслился привязанный пуповиной к матери и находящийся во чреве ее младенец, так понимался акт рождения ребенка — разрешение от бремени, обузы (для матери) и выход на свет Божий (для младенца). Великомученицу Анастасию поэтому считали покровительницей беременных женщин, ей молились при родах.

Анастасия широко почиталась на Руси (и в России) не только как помощница беременным, но и как целительница. В Новгородской иконописи среди святых жен она по степени ее почитания занимает второе место после святой Параскевы. Постоянные атрибуты Анастасии — крест и сосуд (кувшинчик) с мазями, которыми она, по преданию, лечила больных. Другая святая Анастасия — тоже римлянка (память ее отмечается 11 ноября / 29 октября) — считалась покровительницей женских работ, в частности прядения и обработки овечьей шерсти; нить же, как известно, есть древнейший, пожалуй, самый устойчивый мифопоэтический символ жизни, судьбы. В дни памяти святых Анастасий женщины не трудились.

Анастасия в переводе с греческого значит «воскресение». Это было известно русским людям. Не случайно же во время эпидемии чумы в 1417 году новгородцы общими усилиями построили за один день деревянную церковь во имя святой Анастасии. При возведении обетной (по обету, в течение одного дня) церкви руководствовались двумя, стоящими за этой святой, характеристиками-смыслами: исцеление и воскресение.

Знаменательна и такая историческая подробность, тоже имеющая глубокий символический смысл. На месте нынешнего памятника А. С. Пушкину, на развилке дорог у Святогорского монастыря, раньше стояла Анастасьевская часовня.

Нет комментариев. Ваш будет первым!