Старый Новый год. Ритуалы и обряды на Новый год

Старый Новый год. Ритуалы и обряды на Новый год

Старый Новый год. Традиции

С первым днем наступившего года связывали ощутимое уже прибавление светлой поры суток «на куриный шаг». Новый год — к весне поворот.

Магия первого дня, начала послужила основой целого ряда запретов, правил поведения, относящихся к Новому году, особый (судьбоносный) смысл придавался всяким случайностям, мелочам. Везде верили:

Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).

Если на Новый год что-либо случилось с человеком, то (именно это) будет случаться с ним целый год.

Если в Новый год гости, то весь год гости (Новгород.).

Повсеместно не разрешалось в первый день года выполнять тяжелую и гряз­ную работу — иначе весь год пройдет в сплошном тяжелом труде без отдыха.

Не следует в Новый год платить долгов — весь год будешь расплачиваться.

Именно к утру Васильева дня была изначально приурочена известная повсюду примета: Если первой зайдет в дом женщина — к несчастью, мужчина — к удаче.

В первый день Нового года псковские девушки старались нарядиться во все новое и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы у них всегда были обновы.

В Новый год у купцов было заведено первому покупателю отдавать товар за дешевую цену, придерживаясь поговорки: Дорог почин.

Если на Новый год кто чихает, то к своему благополучию — будет весь год счастливым.

Если в Новый год постучать по стволу грушевого дерева или яблони, то на этом дереве будет обильный урожай.

Примета была известна почти всем славянам. Садоводы в полночь (на Васильев вечер) «встряхивали» плодовые деревья «для урожая». Иногда этот ритуал совершался и для предохранения деревьев от вредителей, тогда он сопровождался заговором: «Как отряхиваю я, раб Божий (имярек) бел пушист иней, так отряхнет червя-гада всякого по весне и святой Василий. Слово мое крепко. Аминь» [Ермолов, 1; 29].

На Тамбовщине существовал свой способ гадания на урожай. Возвратясь от заутрени, в Новый год, хозяйка дома уходила на гумно и там зубами выдергивала из снопа соломинку: если соломинка оказывалась с колосом, полным зерна, можно было надеяться, что год будет урожайным, а если с тощим колосом, то ожидали неурожая.

Под Новый год девушки на выданье обязательно мели под столом: если попадалось хлебное зерно, то считалось, что в наступающем году предстоит замужество.

Чрезвычайно распространено было гадание по луковицам, которое варьиро­валось лишь в мелких деталях. К примеру, в Воронежской губернии крестьяне поступали следующим образом: брали луковицу и, вынув из нее 12 чашечек по числу месяцев, насыпали в них соли и ставили на подоконник в ночь под Новый год. Как к заутрене зазвонят, смотрели: в какой чашечке и насколько (степень) влажной становилась соль, таков и месяц будет влажный, дождливый или сухой.

В Новгородской, Воронежской, Вятской и других губерниях существовало гадание по ложкам: наливали в ложки воды по числу членов семейства и выносили их на ночь на улицу. Если в чьей-либо ложке вода замерзала с ямочкой, это сулило человеку смерть, если же вода замерзала бугром, считалось, владелец ложки проживет очень долго.

Чтобы обеспечить благополучие наступающего года, по традиции, ему следовало устроить радостную, приветливую встречу. Люди поздравляли друг друга, желали каждому здоровья и добра, удачи, счастья, урожая и плодовитости скота, прибыли в семье (раньше в каждом доме, в большой крестьянской семье были либо новобрачные, либо молодые пары, которым предстояло рожать детей).

Заходя в дома, поздравляющие соблюдали известное правило: первым должен был войти мужчина с традиционным приветствием: «Дорогие хозяева! Хозяин с хозяюшкой, со всем семейством, со старыми и малыми! С Новым годом поздравляем!»

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Первый день Нового года нередко включал в себя утренний приход в дома детей-«сеятелей», которые бросали несколько пригоршней разного зерна в красный угол под иконы или просто рассыпали по избе зерна ярового хлеба, громко приговаривая:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Уродись, пшеничка,

Со скотом, с животом,

С малым детушкам!

Или:

Роди, Боже, всякого жита по закрому,

что по закрому да по великому,

а и стало бы жита на весь мир крещеный!

Старшая женщина в доме собирала на полу зерна и хранила их до посева [Ермолов, 1; 29].

Г. С. Виноградов вспоминал, как в начале XX века в иркутских селах, бывало, «еще заутреня в Новый год не кончится, а ребятишки — вдвоем или втроем — уж бегают по избам, „подсевают":

Сею-вею посеваю,

С Новым годом поздравляю —

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, с овсецом.

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай в сундучок,

Дай пятачок —

Нам на орешки,

Вам на потешки!»

[Виноградов Г., 1998; 12]

Детей-засевалыциков всегда благодарили, одаривали сластями, орехами.

Новогодними «засевалыциками» могли выступать и взрослые люди —- родственники, соседи. Разбрасывая зерно, они, как и дети, выкрикивали-припевали:

Сею-вею, подсеваю,

С Новым годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

С малым детушкам,

С малолетушкам!

Сколь на кусточке веточек,

Столь бы у вас было детушек!

С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!

Приведем пример приговорки, которой сопровождался обряд посевания в селе Барышево под Новосибирском:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись, пшеничка,

Горох, чечевичка!

На поле — копнами,

На столе — пирогами!

С Новым годом, с новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

В Брянской области еще совсем недавно в Новый год появлялся на пороге молодой парень с севней в руках и, рассыпая овес по избе, приговаривал нараспев:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много лет жили!

А после поздравления и благопожеланий требовал угощения, как то предпи­сывалось давним обычаем:

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок,

Хоть блин,

Хоть сала клин!

Каждый хозяин, заботясь об урожае и здоровье, считал обязательным хорошенько угостить засевальщиков, а кое-где в Воронежской губернии первых засевалыциков просили присесть у порога или на лавку — «чтоб раньше квочки садились» на яйца.

По давней традиции, Василий Великий считался покровителем свиней. Его так и называли: Василий-свинятник, а подаваемый на новогодний стол поросенок именовался кесарийским, кесарецким (так переиначивалось название места — Кесария, где Василий Великий служил архиепископом). Кроме жареного молочного поросенка, в Васильев вечер полагалось водрузить на стол много колбас.

Свинку да боровка для Васильева вечерка! (костром.)

На Василия Великого свиную голову на стол! (вологод.)

Кишка свиная — еда не худая!

Прежде чем начать есть новогоднего поросенка, зажигали свечи перед иконами и вся семья молилась Василию Великому; жители Курской губернии блюдо с поросенком трижды поднимали к иконам.

Обычно поданного на стол поросенка не разрешалось резать, его ломали. В орловских селениях хозяин оставлял себе голову поросенка, а остальные части делил между членами семьи. В Воронежском крае во время трапезы сажали под стол ребенка, который должен был оттуда хрюкать; за это ему подавали кусок свинины.

Правда, где-то свинине предпочитали птицу — жареного гуся, тушеную с яблоками утку, фаршированную индейку и пр.

Рекомендуем посмотреть:

Новый год. Подготовка и организация праздника

SMS - поздравления с Рождеством. Поздравления с Рождеством

Поздравления с юбилеем

Приметы и обряды на 14 января. Старый Новый год

Поздравления со старым Новым годом в стихах

Нет комментариев. Ваш будет первым!