Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима полна серебра

Конспект занятия в старшей группе на тему: Зима полна серебра

Занятие в старшей группе ДОУ на зимнюю тематику

Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям, что на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год - лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год - зима. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.

- Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

Послушайте, как интересно рассказывает о снежинках писатель В. Архангельский.

Кружатся в воздухе и падают на землю снежинки - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью гранями. Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучики, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Когда нет мороза, падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и образуют хлопья.

А вот кто знает, почему хрустит снег под ногами? Он хрустит оттого, что под тяжестью наших ног ломаются звездочки и лучи на снежинках...

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением снежной зимы.

- Куда ни посмотришь зимой, все вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым белым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укрыта под надежной корой в маленьких почках.

Воспитатель предлагает детям для рассматривания ветку с почками.

- Долго длится зима, больше трех месяцев. Мудрый народ дал каждому месяцу свое определение. Давайте вместе подумаем и объясним значение пословиц.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Декабрь - студенец.

Январь - месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

Январь - году начало, зиме середина.

Январь - крыша зимы.

Февраль - ветродуй, вьюговей, бокогрей.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обуты?»

- Ребята, а вы знаете, что у зимы капризный, изменчивый характер?

- Зима бывает тихая и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая, такая, какой описал ее писатель К. Ушинский в рассказе «Проказы старухи-зимы».

Проказы старухи-зимы

Разозлилась старуха-зима: задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться. Стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать; накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы, один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет; заинька, прыгаючи, греется; а лошадки, коровки, овечки давным-давно в теплых хлевах готовое сено жуют, теплое пойло пьют.

Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху; а рыба вся вглубь ушла. Под ледяной кровлей ей еще теплее.

«Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей», - и шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами окна; стучат и в стены, и в двери, так что бревна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимой посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы теплые, да как примется топором махать, даже пот прошибает. По дорогам, будто зиме на смех, потянулись обозы; от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подергивают, морозцы похваливают.

Обиднее всего показалось зиме, что малые ребятишки, и те ее не боятся! Катаются себе на коньках и на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают, да еще мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнет зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу и давай тереть, и разгорится у него лицо, как огонь.

Видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости, с крыши зимние слезы закапали... видно, весна недалеко!

Воспитатель предлагает детям вспомнить из личного опыта и рассказать, чем удивила их зима и какие проказы зимы они наблюдали...

Рекомендуем посмотреть:

Прогулки зимой в детском саду для детей средней - старшей группы

Беседа в детском саду в старшей группе «День конституции»

Зимняя игровая программа для старших дошкольников

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зима

Конспект занятия в старшей группе детского сада на тему: Зимующие птицы

Нет комментариев. Ваш будет первым!