Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: Осень

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: Осень

Интегрированное занятие на осеннюю тематику для старших дошкольников

Тема занятия: «Осенняя палитра»

Скороговорка дня: «Под сенью листвы осенней сидели Соня с Сеней».

Цели занятия: актуализация и дополнение представлений детей о сезонных изменениях, происходящих в природе; использование навыков экспериментирования для решения учебной задачи.

Оборудование и материалы: кукла Осень, цветные карточки, гуашь белая и основных цветов (желтая, красная, синяя), палитры, карточки-палитры с заданиями, листья различных деревьев, репродукции картин.

Предварительная работа (на прогулке)

С целью обобщения результатов наблюдений детей за различными природными объектами предложить им принять участие в различных играх.

Дидактическая игра «Что было, что стало?» Дети делятся на команды, каждая из которых получает в свое распоряжение определенную часть участка. Нужно постараться найти как можно больше признаков осени — изменений, которые произошли в природе за последние недели. Рассказывать об изменениях по общей схеме, используя конструкцию «Летом был.., а теперь стал...» Например: «Летом все листья на березе были зелеными, а теперь многие листья пожелтели».

Побеждает команда, нашедшая больше всего изменений и лучше всех рассказавшая о них.

Конкурс букетов. Члены команд собирают букеты из разноцветных листьев на своих участках. Чтобы никто не оказался в проигрыше, нужно выделить множество номинаций: самый яркий, самый пестрый, самый большой букет, букет, в котором собраны листья с большого числа различных деревьев, самый лучший рассказ об осенних листьях и др.

Подвижная игра «Цветные команды». Определив, как выглядят осенью различные объекты природы, сыграем в игру, где подсказкой служат осенние цвета. Педагог показывает цветные карточки. Детям нужно сказать, что бывает осенью такого цвета, придумать соответствующие движения. Например: зеленый — трава — идем, высоко поднимая колени; синий — вода, лужи — перешагиваем; серый — волк — остановиться, присесть (спрятаться).

Выбирается водящий. В первом туре он произносит названия цветов, а во втором показывает соответствующие карточки. Дети идут по кругу, выполняя задания. Те, кто ошибается больше двух раз, выбывают из игры.

В гости к детям приходит Осень.

Осень. Здравствуйте! Как и обещала, я принесла вам краски и кисти. Пора приниматься за работу! Вот мои краски — красная, желтая, синяя, а эту белую краску мне подарила моя сестра Зима.

Педагог. Посмотрите, какие краски принесла нам Осень. {Дети называют цвета.) Посмотрите вокруг, что Осень раскрасила синим, белым, желтым, красным цветами? (Ответы детей.) Ребята, посмотрите, у Осени в руках краски только четырех цветов: синего, белого, желтого и красного. Как же Осень нарисовала листья клена, березы, стволы деревьев, солнце? Ведь здесь нет таких красок!

Выслушав предположения детей, сформулируем учебную задачу: выяснить, как, используя только основные цвета, получить другие цвета и оттенки.

Педагог предлагает детям попытаться найти ответ на этот вопрос на занятии по изодеятельности.

Часть I. Кисти и краски

Цели: формирование умения работать с палитрой, передавать изображение в цвете; развитие цветовосприятия; ознакомление с соответствующей лексикой.

Эксперимент «Желтый + синий». Педагог напоминает детям о том, что они так и не выяснили, как же Осень раскрасила все в осенние цвета, используя только красную, желтую, синюю и белую краски?

Выслушаем предположения детей. Если они не догадаются, как получить различные цвета, предложим им рисунок-подсказку: на палитре — два цвета размещены рядом, в месте их перекрывания получился новый цвет. Можно показать получение оранжевого цвета при смешивании красного и желтого, подготовить рисунки-подсказки для получения различных цветов.

Обсудим правила работы с гуашью и палитрой и приступим к экспериментированию с красками.

Дети работают в парах. Смешивают цвета по заданиям на карточках (указано, какие цвета нужно смешать) и в произвольном порядке. Педагог предлагает рассказать о результатах работы. Для этого детям нужно продолжить предложения: «Смешаем красную и желтую краску, получим оранжевый цвет»; «Если взять больше красной краски, то..; если взять больше желтой краски, то...»

Часть II. «Портрет» осеннего листа

Цели: формирование умения работать по инструкции, развитие внимания, применение новых знаний и умений, связанных с получением цветов и оттенков.

В гости к детям приходит Осень. Она очень рада, что дети научились получать самые разные цвета. Осень предлагает ребятам поиграть в игру «Цветные команды», используя полученные ими цвета и оттенки.

Подвижная игра «Цветные команды». В игру вводятся новые задания, основанные на ассоциациях детей с полученными ими цветами в ходе экспериментирования с красками. Например: оранжевый — солнце — потянуться к солнцу; цвет морской волны — плывем, купаемся в море и т. д.

Творческая работа «Осенний букет». Осень выбирает из собранных детьми букетов разноцветные листья, раздает их детям. Она предлагает ребятам назвать листья в соответствии с тем, с какого дерева они упали (кленовый, березовый, осиновый, тополиный, рябиновый и др.).

Осень рассказывает, как можно нарисовать листья, пользуясь умением получать необходимые цвета и оттенки. Сначала нужно аккуратно обвести контуры листьев, затем надо постараться как можно более точно подобрать цвета и раскрасить листья. Главным параметром оценки результатов работы становится сходство «портрета» с оригиналом.

Осень. Я обязательно вырежу нарисованные вами листья и соберу из них красивый букет. До свидания, ребята. Я буду ждать вас в гости.

Итоги занятия. Педагог обращает внимание детей на то, что им не только удалось решить поставленную перед собой задачу (выяснить, как, используя только основные цвета, можно получить самые разные цвета и оттенки), но и с помощью новых знаний и умений выполнить замечательную творческую работу.

Последующая работа

Импульс для дальнейшего знакомства с живописью дает фрагмент занятия, в котором Осень называет детские рисунки «портретом» кленового (березового, осинового, рябинового) листа. Педагог предлагает детям выяснить, можно ли назвать изображения листьев «портрет».

Чтение. Познакомим детей со стихотворением.

Если видишь — на картине

Если видишь — на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется портрет.

А. Кушнер

Обсудим с детьми, что может быть изображено на картине, если это пейзаж (натюрморт, портрет). Найдем соответствующие репродукции картин. Узнаем, как они называются, кто их автор. Сформулируем вывод — можно ли назвать изображения листьев портретом? Педагог говорит детям, что Осень, скорее всего, пошутила. Ведь разноцветные листья и впрямь будто «позировали» детям.

Автор: Тимофеева Л.Л.

Рекомендуем посмотреть:

Осенние подвижные игры в детском саду для детей 6-7 лет

Осенние сказки для детей 5-6 лет

Прогулки осенью в детском саду для детей средней - старшей группы

Приметы Осени для дошкольников

Занятие на тему: Грибы осенью для детей старшей-подготовительной группы

Нет комментариев. Ваш будет первым!