О православных праздниках детям

О православных праздниках детям

Православный календарь

Цели: воспитывать в учащихся нравственные ценности в духе русских православных традиций, воспитывать чувство патриотизма; знакомить с историей русской православной культуры.

Январь

Согласно версии, месяц назван в честь бога Януса, языческого бога всех дверей и ворот, входов и выходов, истоков рек, начала всех начал, покровителя путешественников и моряков. Изображали его с двумя лицами - Янус двуликий - одно из которых было обращено в прошлое, другое - в будущее. Поэтому месяц, который стоял в конце одного года и в начале другого, был назван январем - месяцем Януса.

«Январь - год начинает, а декабрь кончает».

«На Новый год к свету (весне) поворот».

«На Новый год день прибавляется на заячий скок (куриный шаг, на час)».

Январь на Руси называют Васильев месяц (в честь святителя Василия Великого).

6 января - Рождественский сочельник.

7-18 января - Святки.

13 января - Васильев вечер (Старый новый год). По народным приметам, Васильев день - Новый год - зиме поворот. Василий - покровитель свиноводов. «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого - свиную голову на стол» (В. И. Даль).

Рождество Христово

7 января - Рождество Христово, день, когда родился Иисус Христос. Это один из самых главных праздников для верующих людей.

Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и обрученный ей мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения, объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и, спеленатый, положен был в ясли на солому. В ночь, когда родился Божественный Младенец, три пастуха несли ночную стражу у своего стада. Вдруг появился Ангел Господень. Он сообщил им благую весть, что родился Спаситель мира - Божий Сын. И потом добавил: «И вот вам знак, по которому вы узнаете его: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога.

Пастухи поверили что этот Младенец - действительно ожидаемый Спаситель - Христос Господь, который спасет человеческий род от гибели. И когда ангелы отошли от них на небо, пастухи быстро отправились к пещере, чтобы поклониться Младенцу. После этого они вернулись к стадам своим, славя Господа.

В ту же ночь мудрецы, пришедшие с востока, увидели в небе на востоке новую звезду - знак родившегося Царя Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему. И Звезда, которую они видели, шла перед ними и довела до Вифлеемской пещеры, и, спустившись с высоты к земле, засияла над Божественным Младенцем. Три царя-мудреца низко ему поклонились, за это Божия благодать просветила сердца им, и те поверили, что этот Младенец есть Бог. Открыли мудрые волхвы сокровища свои и принесли Ему дары.

В этот вечер на Руси читали вечернюю молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары приносящих. Одной из рождественских традиций было славление Христа. Слав- лением Христа занимались и дети, и взрослые. Христославов, коля- довальщиков одаривали деньгами, пирогами, колядками, медовыми пряниками. Ходили ряженые, гадали; люди веселились, катались на санях, играли, пели песни.

Рождественские песни

Торжество, торжество,

Нынче праздник Рождество!

С неба ангелы слетают

Пастухам они вещают:

«Дар спасения принес

Дорогой Христос».

* * *

Рожество Христово!

На душе светло!

Праздника святого

Солнышко взошло.

Стало плотью Слово

Ради наших бед:

Рождество Христово –

Вечной жизни свет!

* * *

Темной ночью в Вифлееме

Родился Христос.

Нынче радуйтесь со всеми –

Мир он нам принес!

И взошла звезда большая

В синих облаках,

Все дороги освещая,

Прогоняя мрак.

* * *

Коляда-моляда

Прикатила молода!

Мы нашли коляду

Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон,

Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Подмораживает нос.

Не велит долго стоять,

Велит скоро подать

Или тепленький пирог,

Или маслица, творог,

Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

Крещение Господне

19 января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздник этот отмечается в воспоминание крещения Иисуса Христа на реке Иордан. В день Крещения прорубь на водоемах называется «иордань» в честь этой реки.

Накануне, 18 января, отмечается крещенский сочельник, происходит водосвятие. С 7 по 18 января - Святки. В эти дни все крестьянские девушки гадали, пытались узнать свое будущее:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали...

В. А. Жуковский.

18 января - канун Крещения - главный день святочных гаданий.

И в крещенский сочельник, и в день Крещения - Святого Богоявления - проводится водосвятие - освящение воды. Освященная вода не портится весь год, обладает целебными и чудотворными свойствами. В этот день на водоемах принято принимать обряд Крещения - опускаться в прорубь иордань, очищаться от грехов. Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После Крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте.

Февраль

Его название связано с ежегодным обрядом очищения в Древнем Риме - Februa. Старинное русское название - «лютый» (злой, морозный). Народные приметы и поговорки характеризуют его образно и четко: «Февраль лютый, спрашивает как обутый», «Вьюги да метели под февраль полетели», «Февраль три часа прибавил» (день увеличился на три часа), «Февраль-бокогрей воду подпустит, март подберет», «В феврале у нас в оконце засверкало ярче солнце».

Сретение господне

Сретение Господне отмечают 15 февраля в воспоминание принесения Иисуса Христа Пресвятой Марией в храм Иерусалимский. По обычаю сына-первенца посвящали Богу на сороковой день после рождения, при этом приносили жертву очищения - овна, тельца, двух горлиц или двух птенцов голубиных.

Дева Мария и праведный Иосиф принесли Богомладенца Христа в храм Иерусалимский, где ждала его удивительная встреча («сретение»).

Святой праведный Симеон предсказал Марии крестную смерть Ее Сына и Её будущие страдания.

По старинному обычаю в России в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек - предвестников весны. «Зима с весной встречается впервой», «От воробья стена мокрая» (воробьи в лужицах купаются).

Март

Этот месяц назван в честь бога войны Марса. Старинные русские названия марта - протальник (появляются проталины), бе- резозоль, берзень, соковик (начинается сокодвижение у деревьев), В марте начинаются оттепели, но по ночам подмораживает: «В марте и курочка под порожком напьется», «С крыш капает, а за нос цапает», «И в марток наденешь двое порток», «Мороз невелик, а стоять не велит».

Масленица

Масленица когда-то была языческим праздником в честь бога солнца Ярилы (блин - символ солнца), сохранилась в христианстве как последняя седмица (неделя) перед Великим Постом. Это веселый народный праздник. Он отмечается в феврале - начале марта, представляет собой проводы зимы и встречу весны. Масленица - сырная седмица (неделя), когда уже нельзя есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Масленица отмечалась очень весело - катались с гор на санках, пели песни - звали Масленицу, штурмовали снежные городки. В конце праздника люди сжигали соломенное чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Масленичные гулянья длились неделю, каждый день имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечорки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы, или Прощеное воскресенье. В этот день ходили друг к другу в гости и просили прощения: «Прости меня!» - «Бог простит!».

Много веселых потешных шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица-объедуха - деньгам приберуха», «Не все коту масленица, будет и Великий Пост». О визитах зятьев «к теще на блины» сложено много шутливых песен, поговорок: «Зять на порог - стены в масле», «Хорош блин хрустящий, а зять говорящий», «Зять на двор - блины на стол». Подавали пироги, а самое главное - блины со сметаной, медом, вареньем, семгой, икрой.

Стихи-заклички

Как у нас на Руси

В эти дни блины пекли,

Зиму провожали

Масленицу привечали!

***

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Душа ты моя, Масленица,

Раскрасавица Масленица!

На широкий двор

Приезжай ко мне в гости,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться.

***

Масленица-кривошейка,

Встретим тебя хорошенько!

С блинами, с каравайцами, с вареничками,

С сыром, маслом, калачом

и с печеным яйцом,

Добро пожаловать!

Милости просим!

***

Масленка, обманщица,

Обманула, провела –

До Великого Поста довела.

Через семь недель

Будет светлый день,

Будем яйца красить,

Будем пасху святить!

Ура!

Великий пост

Великий Пост начинается после Масленицы и продолжается семь недель.

Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви, а до настоящего времени сохранилась в основном в православии. Пост - это вовсе не диета, необходимая для сохранения здоровья физического, но соблюдение умеренности во всем во имя здоровья нравственного. Пост Святой четыредесятницы и Страстной седмицы называют Великим по особой важности и великости его установления, и соблюдается он в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню.

Апрель

Его название происходит от слова aprikus, что значит «согретый солнцем», и aperire, что означает «раскрывать», «открывать», «расцветать». В это время природа, согретая солнцем, открывается теплу и свету, раскрываются на деревьях почки, расцветают цветы. В России апрель имеет и другие народные названия - снегогон, зажги снега, заиграй овражки. Еще более выразительное определение и характеристику находим мы у В. И. Даля: «Апрель сипит да дует», «Апрель обманет, под май подведет, а май - ай, ай, и тепель да холодень» «Апрелевы затеи - холода», «Апрель водою, май травою (богат)».

Благовещение

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Это молитва Пресвятой Богородице называется ангельским приветствием, потому что архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела Благодать у Бога и родит Спасителя мира.

Праздник Благовещения (7 апреля) один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Как правило, он приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если праздник не совпадает со средой или пятницей.

По народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на небесах, на земле и в аду. Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила, крота Бог потому ослепил, что на Благовещение землю копал; под дымом не сидят, то есть горячего ничего не готовят, печи не топят.

В какой день Благовещение, в тот день никакого дела на начинают. Каково Благовещение проведешь, так и весь год. По народным приметам, весна зиму поборола. Покров не лето, Благовещение не зима. Черногуз прилетает, медведь из берлоги встает. Если ночь на Благовещение теплая - весна дружная. На Благовещение дождь - родится рожь. Мокрое Благовещение - грибное лето. Гроза на Благовещение - к теплому лету и к урожаю грибов; сухо - к пожарам. На Благовещение мороз - к урожаю огурцов.

Страстная седмица (неделя)

Предпасхальная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, искупительной смерти и погребения, почему и называется Страстной или Великой. Каждый день Страстной седмицы называется Великим по великости и знаменательности событий, каждый день исполнен особого смысла и значимости.

В Великий Четверг Христос на вечере установил Таинство Святого Причастия. Поэтому и называется оно Тайною Вечерею.

Приняв причастие, Он простился с Его учениками, а перед Причастием ошеломил всех, заявив, что знает о будущем предательстве одного из Его учеников.

Прощаясь с учениками, Христос сказал: «Заповедь новую даю, да любите друг друга: как я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Иоан. 13, 33-34)

В пятницу Христос был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть.

Последние дни Страстной недели: Великий Четверг - духовное очищение - Принятие Таинства Святого Причастия, Страстная Пятница - страдания Иисуса Христа, Великая Суббота - день скорби, наконец, Светлое Воскресение Христово - символически отразились в народных традициях, обычаях, обрядах, пасхальном столе.

У православных существовало множество обычаев, обрядов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг в народе называют «чистым», и не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был, например, широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание водой в бане до восхода солнца. В стихах Сергея Есенина есть строки, напоминающие об этом:

«Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья».

В Великий Четверг красили яйца (крашенки) и расписывали яйца (писанки). Красное яйцо есть символ Воскресения и Искупления человека. Крашенки и писанки в старину нередко представляли собой настоящие шедевры народного искусства. Яйца окрашивали во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, символические знаки, писали различные изречения.

Освященному в церкви красному яйцу приписывались магические свойства: оно якобы помогало в сердечных делах, спасало дом от пожара, оберегало от града, защищало домашних животных от болезней. Обычай катания яиц по земле якобы способствовал плодородию. Крестьяне, например, поглаживали красным яйцом лошадь, корову, приговаривая: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко»

Светлое Христово Воскресение

Ушла, ушла зима седая,

И оживают поле, лес.

Луг зеленеет, глаз лаская.

Христос Воскрес!

Христос Воскрес!

Пасха - праздник Светлого Христова Воскресения - центральное событие в духовной жизни христианина, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью. Своей смертью Спаситель искупил от греха весь род человеческий: Он принес себя в жертву и за живых, и за умерших.

Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество. И не удивительно, что наши предки обставили его множеством обычаев, идущих из глубины веков.

Пасхальный обычай христосоваться и одаривать друг друга крашеными яйцами идет со времен апостольских. Радостное пасхальное приветствие напоминает нам о восторженном состоянии учеников Христовых, внезапно узнавших о Воскрешении Его, и тогда они с радостью спрашивали друг друга: «Христос Воскресе?» и отвечали: «Воистину Воскресе!». Взаимное лобзание - в память всеобщего прощения, примирения, выражения любви.

Раньше существовал обычай, являясь к важному лицу, дарить ему что-либо в знак уважения и почитания. Состоятельные люди приносили в дар золото и драгоценности, люди бедные приносили яйца домашних птиц, фрукты. Именно этот обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!».

Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:

- В это так же трудно поверить, как в то, что белое яичко может стать красным!

И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция употребления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стала самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.

В каждом доме готовились к Светлому дню. В Великую Пятницу готовили обрядовые куличи и пасхи.

Обязательным кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич. В отличие от теста для пирогов, куда не желательно класть яйца, в куличное тесто кладут много яиц, взбитых в пену белков, много сливочного масла и также много сахара. Все эти компоненты позволяют получить очень сдобное тесто, а готовые куличи долго не черствеют.

К числу обрядовых блюд для пасхального стола относится пасха - творожная масса в виде усеченной пирамиды - символ Гроба Господня. На творожной пасхе должна быть надпись «ХВ», а также изображение креста, копья, трости, проросших зерен, ростков, цветков - символов страдания и Воскресения Христа.

К Святому дню на Руси было приурочено много добрых обычаев. Считалось, что добрые дела, совершаемые в пользу других, особенно обделенных судьбой, помогали снять с души грех. Было принято выкупать должников из тюрьмы. Люди состоятельные, купечество не скупились на угощение, люди бедные, малоимущие выкупали у птицеловов птиц, чтобы отпустить их на волю.

Особенно веселились дети и молодежь. Катали крашенки по земле, по желобу, играли в «битки».

Можно было поиграть в «волчок». Крутят яйца, у кого яйцо крутится дольше, тот выигрывает и может забрать яйцо соперника. Интересна игра «перекати яйцо». Перекатывали яйцо по одежде с левого рукава на правый: кто быстрее?

На Пасху звучал над Москвой малиновый колокольный звон. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали всех желающих, особенно тех, кто не имел возможности сделать это сам, привечали нищих, убогих, больных.

Май

Май назван именем древнеримской богини гор и плодородия Майи. В эту пору луга, поля, леса, горы обновляются зеленым покровом травы, листвы, цветов. Старинное русское название мая - травень. Об этом напоминают пословицы и поговорки: «Апрель с водою, май с травою», «Майская трава и голодного накормит». Майская погода неустойчива: то тепло, то холодно: «Бывает май - под кустиком рай, а то май - коню сена дай, а сам тулуп надевай (на печь полезай)». От погоды зависела жизнь человека, достаток в доме и хлеб насущный на каждый день. «Не пиры пировать, когда хлеб засевать», «Рад бы жениться, да май не велит», «В мае добрые люди не женятся», «В мае жениться - век промаяться».

И все же май - самое красивое время года. Кукует кукушка, поет соловей. «Малая птичка соловей, а май знает», «Ласточка день начинает, а соловей кончает», «Май придет - последний лист дуб развернет».

Вознесение Господне

Православная церковь празднует Вознесение Господне в четверг шестой седмицы - на сороковой день после Пасхи.

Вознесение Господне для верующего человека имеет большое духовное значение: Господь воскрес и вознесся на Небо, чтобы широко раскрыть для нас двери Царства Божия.

По традиции на Вознесение пекут пироги с зеленым луком и непременно символические лесенки. Лесенки - это удлиненной формы хлеб, булки, пироги, кулебяки с украшениями в виде надрезов, поперечинок, перекладинок, как бы лестничных ступенек.

Кстати, сегодня мало кто знает, что прообразом обычного нарезного батона удлиненной формы была лесенка. Можно только порадоваться живучести народных традиций, которые сохранились также и при оформлении пирогов и кулебяк.

Июнь

Июнь назван в честь древнеримской богини плодородия Юноны - покровительницы женщин и брака, жены Юпитера, бога неба, света и дождя. Июнь как в древнеримском календаре, где он связан с богом света и неба, так и в древнерусском называли свето- заром, то есть озаренным светом. После долгой, холодной и темной зимы приходят, как подарок судьбы, озаренные светом дни и ночи - волшебные белые ночи, воспетые Пушкиным.

Июнь - хлеборост, розанцвет, а от работы отбою нет. «В июне на дворе пусто, а на поле густо».

День Святой Троицы

На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница). Накануне, в субботу, отмечается Троицкая родительская суббота, поминовение усопших. Вслед за Пятидесятницей, в понедельник, - День Святого Духа. На Руси праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

Июль. Июль носит имя римского императора Гая Юлия Цезаря, реформатора календаря. Страдник, сенозарник, липень, ягодник, грозник, маковка лета - так исстари называли июль. «В июле в закромах пусто, а на-поли густо»; «Июль косит и жнет, долго спать не дает»; «Не топор кормит мужика, а июльская работа». «Июль - в полном разгаре страда деревенская...»

В июле цветет лучший медонос - липа, поэтому исстари месяц называли «липень». На полянках искорками зарделась земляника, на опушках леса высыпают белые грибы, подберезовики, под густыми елками - черные грузди, а в бору наливается живительным соком черника. Первые подарки щедрого лета - молодой картофель, огурцы, зелень.

Петров день

12 июля православная церковь отмечает день первоверховных апостолов Петра и Павла, а в народе этот праздник называют Петровым днем. Ему предшествует Петров пост.

С этого дня - красное лето, зеленый покос: «Всяк, кто дорос, идет на покос», «Час упустишь, годом не наверстаешь», «Летом не вспотеешь, зимой не согреешься», «Лето - припасиха, зима - подбериха», «Сперва все припаси, а после в рот понеси». Потому и работал человек в поте лица, зарабатывая свой кусок хлеба. «Велика честь, коли нечего есть, а как хлеба край, так и под елью рай». 12 июля - «Петр и Павел жары прибавил». Зной идет в гору, а день становится короче: «Петрок час уволок». Птицы уже не поют, цветы не цветут. На деревьях можно заметить первые желтые листья. Появляются первые плоды нового урожая.

Август

Как известно, седьмой месяц был назван именем Юлия Цезаря. Его внучатый племянник Август, придя к власти и, «не желая быть обойденным, назвал следующий месяц августом. Однако в те времена восьмой месяц имел только тридцать дней, а Август не хотел, чтобы месяц, названный его именем, был короче, чем месяц, названный в честь Юлия Цезаря. И он взял один день из февраля и добавил к августу» (Дейл Карнеги). Старинные названия августа - жнивень, серпень, густарь (всего довольно, густо, обильно едят). Народная мудрость характеризует август так: «Август - собериха да припасиха», «В августе серпы играют, вода холодит», «Мужику в августе три заботы: и косить, и пахать, и сеять».

14 августа - первый (медовый, маковый) Спас - начало Успенского поста. Собирают мед, мак. В этот день пекут пироги с маком, едят блины с медом и маком, булочки с маком. «Мачёк с медом - усы оближешь», «Бублик с маком - всем лаком». Лето клонится к закату, вода «цветет», уже не купаются, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Для селянина - это страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Проводы лета.

19 августа - второй (яблочный) Спас, Преображение. Погода преображается. В праздник Преображения благословляют виноград и колосья пшеницы, освящают в церкви садовые и полевые плоды. Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды мелки, зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, духовно созревает, проникается светом Божьим. Самый же главный плод - наше духовное преображение.

28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. Окончание Успенского поста. Начало первого бабьего лета.

29 августа - третий (хлебный, орешный) Спас. Окончание уборки хлеба - дожинки. Созревание и сбор орехов. Отлет ласточек и журавлей. «Бабам в августе праздник - жатва, а с сентября и бабье лето!».

Сентябрь

Сентябрь (от латинского septem - семь). В Древнем Риме сентябрь был первоначально седьмым месяцем. Старинные славянские названия - вересень (вереск цветет), хмурень. Сентябрь - начало осени, окончание уборки овощей, картофеля, яблок, сбор брусники, клюквы, опят, последних белых грибов. Для хозяек - сезон домашних припасов и заготовок. «Кто запаслив, тот и счастлив», «Запасливый лучше богатого», «Что осенью соберешь руками, то зимой подберешь губами», «Станешь лежать на печи, так и не будет ничего и в печи», «Холоден сентябрь-батюшка, да кормить горазд (богат)».

11 сентября - день памяти Иоанна Предтечи (Крестителя). Он крестил Иисуса Христа в воде Иордана, был первым очевидцем явления Святой Троицы в день Крещения Господня. Вскоре после Богоявления Иоанн Креститель по приказу царя Ирода был обезглавлен.

«Предтеча гонит птицу за море далече», «Иван постный - осени отец крестный».

В этот день строгий пост, сладкого и круглого ничего есть нельзя, все, что напоминает «главку» (голову): ни картошки, ни яблочка, ни арбуза, ни орешков, ни даже огурчика.

«С постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана», «В сентябре за кафтаном шуба тянется», «Иван постный - осени отец крестный». Все говорит о том, что тепло кончилось. И вдруг, как последний прощальный подарок, природа посылает нам маленькую радость - бабье лето.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера...

Ф. И. Тютчев

Рождество Пресвятой Богородицы

Этот православный праздник отмечается 21 сентября. В прежние времена приуроченный к рождеству Пресвятой Богородицы праздник урожая, или осенины, был всенародным, отмечался хлебосольно, с размахом, с полным сознанием исполненного долга: кончил дело - гуляй смело!

Пекли калачи, караваи, пироги, встречали осень, выпекали специальный осенний обрядовый овсяный каравай. «Красна весна цветами, а осень - пирогами».

Каравай - непочатый цельный хлеб либо колоб (круглый хлебец, пирог). Это хлеб праздничный, всегда имевший определенное значение, оформление, обрядовость, символику. «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Краюхой заложи, калачом заверши», «В Москве калачи, как огонь, горячи», «Жива душа калачика чает» (ждет, хочет) - таково отношение народа к этому очень когда-то популярному празднику.

Воздвижение креста господня

Отмечается 27 сентября в воспоминание обретения Креста Христова. Спаситель был распят на кресте на горе Голгофе и принял мученическую смерть за грехи мира всего. Там же иудеи зарыли крест Господень. Гонитель христиан император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень. Великие христианские святыни были обретены вновь лишь в начале IV века при римском императоре Константине Великом, прекратившем гонение христиан. Святая царица Елена, мать императора Константина, отправилась на поиски Креста Господня. Долгое время они были безрезультатны. Наконец он был найден в 326 году и воздвигнут над толпой, чтобы люди могли поклониться ему. Крест Господень был найден по его чудодейственной силе. Когда его возложили на усопшего, тот встал из гроба.

Согласно обычаю, в этот праздник воздвигали кресты на строящихся храмах, совершали крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти.

В сознании простого народа Воздвижение связывали с окончанием уборки урожая. По народным приметам, змея и гад не движутся, то есть засыпают, прячутся в норы, медведь ложится в берлогу, птицы в отлет сдвинулись; «Воздвиженье кафтан сдвинет - шубу надвинет».

Воздвижение в народном быту - капустный сезон, время уборки и заготовки капусты. «Премудрость во щах, вся сила в капусте», «Воздвиженье - капустницы, капусту рубить пора», «Без капусты и щи не густы». Посиделки, капустинские вечорки не обходились без капустных пирогов и пирожков.

Октябрь. До реформы Юлия Цезаря этот месяц был восьмым (лат. octo - восемь). Народные названия октября - грязник (ни колеса, ни полоза не любит), листопад, зазимье (первый снег), свадебник.

Покров Пресвятой Богородицы

14 октября - Покров - первое зазимье, от первого снега до санного пути 6 недель. «Каков Покров - такова и зима».

«Вот и Покров пришел, праздник Владычицы Пречистой, - во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно. Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, - Там, высоко, за звездами» (И. С. Шмелев. Лето Господне).

Основанием для праздника Покрова было видение Богородицы во Влахернском храме блаженному Андрею. Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Деву. Рядом с ней шествовали святой Иоанн Креститель, святой Иоанн Богослов и иные святые. Пресвятая Богородица усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим покровом молящихся.

Предание отражает распространенное в Византии почитание одеяния (ризы) Богоматери. На Руси Влахернское чудо чтили в связи с общей идеей покровительства Богоматери. Под словом «покров» понимали и покрывало, и покровительство. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства.

В честь Покрова Богородицы Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен в 1165 году непревзойденный по красоте храм Покрова на Нерли.

В день Покрова Божьей Матери верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати.

В быту день Покрова увязывают со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Покров - это первое зазимье, возможное наступление заморозков, снегопада. Для селянина наступает время отдыха. Покров - конец летним хороводам, начало зимним посиделкам. Покров - время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Ноябрь

Ноябрь до реформы календаря Юлия Цезаря был девятым месяцем (лат. novem - девять). «Ноябрь - ворота зимы», «В ноябре снегу надует - хлеба прибудет», «Ноябрьские ночи до снега темны» - так характеризует его житейская мудрость.

4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

8 ноября - Димитриевская родительская суббота. «До Димитриевской субботы зимы не становится».

28 ноября - начало Рождественского поста (Филипповки).

Декабрь

Декабрь в Древнем Риме был десятым месяцем (лат. decern - десять). Декабрь год кончает, зиму начинает. Славянские названия - грудень, стужень, снежень - характеризуют декабрь как холодный и снежный.

Зима. Пахнул в лицо мне воздух чистый...

Уж сумерки повисли над землей,

Трещит мороз, и пылью серебристой

Ложится снег на гладкой мостовой.

А. Н. Апухтин

4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы. «Введение пришло - зиму привело», «Зимою день темен, да ночь светла», «Введенские морозы зимы не ставят» (возможны оттепели), «Введение накладывает на воду ледение».

19 декабря - Никола зимний. Никольские морозы. «Егорий с гвоздем, Никола с мостом», «Где тепло, тут и добро», «Русская кость тепло любит».

Весь христианский мир благоговейно почитает и свято хранит память о Святителе Николае, архиепископе Мирликийском. Много великих чудес сотворил на земле и на море святой Николай. Он помогал в бедах, спасал людей от потопления и выносил на сушу, освобождал от казни приговоренных к смерти.

Великого чудотворца знает и восток и запад, и весь мир. Особо почитаем и любим святой Николай Чудотворец на Руси.

На такое почитание святого Николая, возможно, повлияли яркость характера, жития, подвигов, чудотворения угодника Божьего. Все это очень близко открытой, доброй и мягкой русской душе, поэтому и имя Николай так популярно в России. Пожалуй, не было в ней ни одного города без Никольского храма, ни одного дома без его образа.

Так, в Санкт-Петербурге есть знаменитый Никольский собор. По традиции и в наши дни все моряки приходят сюда и просят благословения у святого Николая на морской поход. Николай Чудотворец является одним из самых любимых святых, к его помощи прибегают в беде, но особенно просят его защиты при морских путешествиях.

Николай Чудотворец явился прообразом святого Николауса в Европе, Санта-Клауса в Америке и Деда Мороза в России. Все они добрые волшебники, которых ожидает детвора всего мира с рождественскими подарками.

По преданию, в Германии святой Николаус в ночь на 6 декабря (по новому стилю) одаривает детей. Дети выставляют за порог дома тщательно начищенные сапожки, а наутро их сапожки оказываются наполненными подарками: орехами, пряниками, фруктами, конфетами, игрушками. Детям, которые вели себя недостойно в течение года, святой Николаус насыпает в сапожок угли. Новогодние подарки, «сапожок с конфетами», пряник «Святой Николаус» символизируют главные общечеловеческие ценности - мир, покой, торжество разума и справедливости.

Рекомендуем посмотреть:

Как встретить Пасху. Традиции встречи Пасхи

Пасхальное меню. Рецепты на Пасху

Украшение интерьера на Пасху своими руками

Сценарий Пасхи для детского сада

Пасха. История, поздравления и тосты

Нет комментариев. Ваш будет первым!