--

Дидактические игры по математике для детей старшей – подготовительной группы

Игры на развитие представлений о качественно-количественных и пространственно-временных отношениях у детей старшего дошкольного возраста

Пчелы и цветы

Задачи:

— упражнять в счете до 7, сравнении групп объектов по их количеству;

— развивать умение играть в игры типа домино.

Оборудование: домино (28 плашек), разделенное на два поля, на которых изображено разное количество пчел и цветов.

* * *

Воспитатель перемешивает и кладет плашки на стол картинками вниз. Играющие усаживаются вокруг стола. Воспитатель показывает 1—2 плашки, играющие рассматривают их и называют, что на них нарисовано. Каждый участник берет себе четыре плашки и раскладывает их в ряд перед собой картинками вверх.

Воспитатель объясняет игровую задачу: сосчитать количество пчел или цветов на плашке в цепочке, найти среди своих плашек такую, на которой изображено столько же пчел или цветов, и приложить ее к соответствующему концу цепочки.

Затем играющие договариваются о том, кто начинает игру (или определяют его на основе считалки).

Первый игрок кладет любую свою плашку на середину стола картинкой вверх. Последующие игроки по очереди (слева направо) должны сосчитать количество пчел или цветов, изображенных на плашке в конце цепочки, найти среди своих плашек такую же (с аналогичным количеством пчел или цветов) и приложить ее к цепочке плашек. За один ход играющий может выложить только одну плашку, после чего ход переходит к следующему игроку. Если у того нет подходящей плашки, она берется из запаса. Если эта плашка тоже не подходит, она кладется в ряд и ход передается следующему игроку.

Если все плашки из запаса разобраны, играющий, у которого нет подходящей плашки, пропускает ход.

Выигрывает тот, кто первым выложил в цепочку все свои плашки. Если таковых нет, выигрывает тот, у кого плашек меньше.

Сосчитай

Задачи:

— развивать умение соотносить цифру и количество предметов, навыки счета;

— воспитывать умение согласовывать свои действия в общей игре.

Оборудование: 5 карточек, разделенных на пять частей, одна с изображением цифр от 1 до 5 (посередине) и 4 (по краям) с изображением разных объектов, количество которых соответствует цифрам, фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель раздает детям по одной части карточки с изображением цифры. У себя оставляет все части карточек с изображением объектов. Детям предлагается рассмотреть свои карточки и назвать цифры. Затем показывает части карточки с изображением совокупности объектов и просит детей сосчитать их. Тот, у кого есть соответствующая этому количеству объектов цифра, говорит: «Здесь пять предметов, у меня цифра 5». После этого карточка с объектами отдается ребенку. Если ребенок допускает ошибку, другие играющие могут ему подсказать, исправить ошибку.

За каждую полученную карточку ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

2-й вариант. Все карточки перемешиваются и раскладываются посередине стола лицевой стороной вверх. Детям предлагается выбрать себе по одной части карточки с изображением цифры, затем собрать все части карточек с изображением количества предметов, соответствующего его цифре. Когда ребенок собрал свою большую карту, его просят назвать количество объектов, изображенных на карточке.

Выигрывают первые три ребенка, которые правильно сложили большую карту.

После этого можно предложить детям снова рассыпать большую карту на части и выбрать другие цифры. Игра может повторяться до 5 раз.

3-й вариант. Дети выбирают себе пару для игры. Вместе выбирают карточку с изображением цифры, а затем подбирают части карточки с изображением количества предметов, соответствующего цифрам.

Выигрывает пара детей, которая, помогая друг другу, правильно собрала свою карту.

Примечание. Игру можно усложнить, предоставив детям карты с изображением цифр до 10 и соответствующим им количеством предметов.

Покажи и скажи сколько

Задача: развивать представления о числе и количестве; умение определять равное количество в группах разных предметов и обозначать его цифрой.

Оборудование: три комплекта карточек (по 10 шт. в каждом). На 10 карточках нарисованы по-разному расположенные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники (от 1 до 10). На 10 карточках изображены объекты (от 1 до 10), на 10 карточках изображены цифры (от 1 до 10).

* * *

1-й вариант. Воспитатель раздает детям по одному комплекту карточек с нарисованными объектами, у себя оставляет комплект карточек с фигурами. Играющие раскладывают карточки перед собой рисунками вверх. Воспитатель перемешивает свои карточки и кладет их стопкой перед собой рисунком вниз. Берет одну карточку показывает ее играющим и предлагает посмотреть, сколько фигур на ней нарисовано, найти у себя карточку, на которой нарисовано столько же предметов, поднять ее и назвать их число. Воспитатель отдает карточку тому, кто первый правильно выполнил игровое задание. Если никто из детей не смог выполнить игровое задание, карточка остается у ведущего.

Выигрывает тот, кто больше собрал карточек с изображением фигур.

2-й вариант. Начало игры соответствует первому варианту. Воспитатель не показывает карточку, а только называет количество нарисованных на ней предметов. Играющие находят в своем комплекте соответствующую карточку, поднимают ее и называют число. Воспитатель показывает свою карточку. Проверив, правильно ли они определили количество, дети кладут свою карточку перед собой. Если играющий неправильно выбрал карточку, воспитатель ее забирает. Отложив в сторону первую карточку, воспитатель берет следующую и т.д.

Выигрывают те, кто сохранил все свои карточки.

3-й вариант. В распоряжении детей тот же набор карточек, а у воспитателя карточки с изображением цифр. Он перемешивает свои карточки, выбирает одну, показывает ее играющим и предлагает найти у себя карточку, на которой нарисовано столько объектов, сколько показывает цифра, поднять и назвать число.

Воспитатель отдает карточку тому, кто первый выполнил игровое задание. Карточка с цифрой кладется под соответствующую карточку с изображением объектов.

Выигрывает тот, кто собрал больше карточек с изображением цифр.

Примечание. Детям шестого года жизни дают только 5 первых карточек, детям седьмого года жизни — 10 карточек. Дети седьмого года жизни могут выступать в роли ведущего.

Количество — число

Задачи:

— развивать представления о числе и сохранении количества;

— воспитывать умение устанавливать доброжелательные отношения при выполнении игрового задания.

Оборудование: 20 карточек (6х6 см), на четырех изображены: лиса, заяц, белка, медведь: на четырех — по двое котят, щенков, козлят, телят; на четырех — по три яблока, груши, апельсина, лимона; на четырех—по четыре помидора, огурца, свеклы, картофеля; на четырех — по пять вишен, слив, персиков, виноградин на ветке. Еще 10 карточек: на пяти изображены цифры (от 1 до 5), еще на пяти — геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты разной величины и цвета) в том же количестве.

* * *

1-й вариант. Детям предлагается взять карточку с изображением геометрических фигур и положить ее перед собой лицевой стороной вверх. Карточки с изображениями растений и животных находятся у воспитателя. Он их перемешивает и кладет перед собой стопкой изображением вниз.

Воспитатель объясняет игровое задание: «Нужно сосчитать и определить количество фигур на своей карточке. Затем собрать все вот такие карточки, на которых изображено столько животных или растений, сколько у вас геометрических фигур».

Воспитатель последовательно показывает по одной карточке и тот, у кого есть карточка с изображением количества фигур, соответствующего растениям или животным на показанной карточке, должен сказать: «Мне нужна эта карточка, потому что у меня изображено две фигуры». После этого он получает карточку и прикладывает ее к своей. Если никому из детей карточка не нужна, она остается у воспитателя и откладывается в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не покажет все карточки детям.

2-й вариант. Карточки с изображением цифр, животных и растений перемешиваются и рассыпаются на столе. Детям предлагается выбрать карточку с изображением цифры, а затем найти все свои карточки с изображением такого количества животных или растений, которые обозначаются цифрой на его карточке.

Выигрывает тот, кто первый собрал все свои карточки и объяснил, почему он их собрал.

3-й вариант. Содержание игры соответствует второму варианту. Игровое задание выполняют двое детей. В процессе игры воспитатель поддерживает и поощряет доброжелательные взаимоотношения детей. Подчеркивает, что выиграет та пара детей, которые не только правильно выполнили игровое задание, но и проявили умение согласовывать свои действия, не унижая (не обижая) друг друга.

Можно ввести штраф (красную фишку), которую получают дети за агрессивные действия по отношению друг к другу. Выигрыш такой паре детей не засчитывается.

Зайцы играют в прятки

Задача: развивать представления о сохранении количества.

Оборудование: 4 набора карт (20x30 см) с изображением лесной полянки. В разных местах полянки сделано 5—10 прорезей. 10 изображений зайцев на подставках; поля с широкими прорезями на них (норки для мышей). Картинки с изображением мышей разной величины и окраски (10 шт.); дерева с 10-ю прорезями на нем. Картинки с изображением птиц разной величины и окраски, клоуна, держащего в руке 10 веревочек. 10 шаров разного цвета и величины, прикрепленных к веревочкам так, что их можно снять с них; цифры (от 1 до 10), фишки.

* * *

Дети берут карту с изображением полянки и 10 зайцев. Вместе с воспитателем рассматривают игровой материал и рассказывают о его содержании.

После этого воспитатель объясняет игровое задание: «Это у нас лесная полянка. По ней бегают зайцы (дети вкладывают зайцев с подставками в прорези карты). Они любят играть в прятки и стараются спрятаться так, чтобы их никто не нашел (достает одного зайца и прячет его под карту). Пусть у вас некоторые зайцы то же спрячутся (дети прячут любое количество своих зайцев под карту).

После этого воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев на полянке?», «Сколько зайцев спряталось?» После этого дети находят зайцев, и они снова гуляют по полянке. Воспитатель спрашивает: «Сколько зайцев?», «Не стало ли их больше?», «Все ли нашлись?», «Почему вы так думаете?»

За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, кто больше фишек набрал.

Примечание. Ответы на вопросы дети сообщают воспитателю тихо по секрету. Если детям трудно запомнить числа, количество зайцев моделируется с помощью кружков.

Мышки гуляют в поле

Задача: та же.

* * *

1-й вариант. Дети берут большую карту с изображением поля и 10 мышек. Вместе с воспитателем рассматривают, что изображено, и рассказывают об этом.

Далее воспитатель объясняет игровое задание: «Мышки живут в поле, на котором они свободно бегают и прыгают как хотят. Они могут отдыхать днем, а ночью прячутся в свои норки и там отдыхают (показывает "норки" в разных местах поля). Покажите, как ваши мышки играют в поле». Дети показывают, воспитатель поощряет разные варианты расположения мышей. Спрашивает: «Сколько мышек гуляет?», «Никто не спрятался в норку?», «Увеличилось ли их количество?», «А может их стало меньше?», «Почему вы так думаете?» Делается вывод: потому что ни одной мышки не прибавилось и ни одна не спряталась.

2-й вариант. Мышки не только гуляют в поле, но отдельные из них прячутся в норки. Детям предлагается сосчитать своих мышек. Затем одну мышку (двух или трех) спрятать в норки, после этого им задаются вопросы: «Сколько всего мышек в поле?», «Сколько мышек спряталось?», «Не изменилось ли их количество, после того как некоторые из них спрятались в норки?», «Почему вы так думаете?»

Угадай сколько

Задачи:

— развивать представления о независимости количества от размера, цвета, формы предметов;

— упражнять в счете.

Оборудование: 28 карточек (8х4 см), разделенных на две части. На каждой последовательно изображены группы (от 1 до 7) кругов, квадратов и треугольников разной величины, красного, синего и зеленого цвета, расположенных в разной форме; 1/1, 1/2, 1/3, 1/4, 1/5,1/6, 1/7 — 7 карточек; 2/2,2/3,2/4,2/5,2/6,2/7 — 6 карточек; 3/3,3/4, 3/5, 3/6, 3/7 — 5 карточек; 4/4, 4/5, 4/6, 4/7 — 4 карточки; 5/5, 5/6, 5/7 — 3 карточки; 6/6, 6/7 — 2 карточки; 7/7 — 1 карточка, фишки красного и зеленого цвета.

* * *

1-й вариант. Дети рассматривают и называют изображения на карточках. Воспитатель просит догадаться, в какую игру можно играть с этими карточками — лото или домино.

Вместе определяют, по каким правилам в нее играть: вначале договориться, поскольку карточек возьмет каждый играющий, как они будут раскладывать карточки (изображением вверх или вниз). Остальные карточки положить посередине стола стопкой изображением вниз (запас). С помощью считалки определить, кто начинает игру. Он ищет карточку с одинаковым количеством изображенных фигур и кладет ее на середину стола. Если такой карточки нет, он ищет ее в запасе. После этого играющий, сидящий от него справа, ищет у себя карточку с соответствующим количеством фигур на выложенной карточке первым играющим и кладет ее к соответствующему концу, соединяя части с одинаковым количеством фигур. Если у него нет такой карточки, он ищет ее в запасе. Так последовательно включаются в игру все дети. Если в личном наборе карточек играющего и в запасе нет соответствующей карточки, он пропускает ход.

Воспитатель объясняет, что в этой игре карточки подбираются в соответствии с количеством изображенных на них фигур, показывает пример подбора карточек. При этом величина, цвет и форма их расположения не имеют значения.

Игра продолжается до тех пор, пока играющие не выложат все свои карточки в общую цепочку, или если у играющих и в запасе нет карточек с соответствующим количеством фигур, изображенных в конце цепочки.

Дети играют, а воспитатель наблюдает за ходом игры и при необходимости напоминает ее правило. Может спросить у игроков: «Почему они выкладывают ту или иную карточку?», «Как они определяют, какую карточку положить?» Поощряет и поддерживает доброжелательный взаимоконтроль во время игры.

Выигрывает тот, кто первым выложил все свои карточки на середину стола, или тот, у которого осталось меньше карточек.

2-й вариант. В игру вводится дополнительное правило: прежде чем приложить свою карточку к соответствующему концу цепочки, назвать количество изображенных фигур. За выполнение этого правила ребенок получает зеленую фишку, а за несоблюдение его — «штрафное» очко — красную фишку.

Выигрыш определяется количеством полученных зеленых фишек с вычетом из них красных.

Выигрыш в этом случае распределяется по трем уровням.

Число и счет

Задачи:

— развивать умение взаимодействовать в группе;

— закреплять представления о числах.

Оборудование: 30 карточек (4x4 см), на 10 изображены цифры (от 0 до 9), на 10 соответствующее цифрам количество: 1 яблоко, по 3 груши, лимона, 4 сливы, 5 вишен, 6 ягод малины, 7 крыжовника, 8 смородины и 9 виноградин, 1 карточка без изображения и 10 с изображением кружков (от 1 до 90).

* * *

1-й вариант. Дети рассматривают игровой материал и определяют тип игры, в который можно с ним играть. Затем воспитатель перемешивает карточки с изображениями объектов и кладет их стопкой перед собой изображением вниз. Карточки с изображением цифр он перемешивает и поровну раздает играющим. Дети усаживаются вокруг стола и раскладывают карточки перед собой изображением вверх.

Воспитатель достает одну карточку, показывает ее детям и просит найти цифру, обозначающую количество изображенных на них объектов. Тот, у кого есть такая карточка, поднимает ее и называет количество. Если карточки соответствуют друг другу, они откладываются в сторону, а если нет — воспитатель откладывает свою карточку в сторону, а играющий забирает свою карточку на место в свой ряд.

Игра заканчивается, когда воспитатель показал все карточки играющим.

Выигрывает тот, кто первый отдал все свои карточки ведущему.

2-й вариант. Играющие делятся на две группы (не более 5 человек). Одна группа берет карточки с изображением цифр, а другая — объектов. Все карточки перемешиваются и делятся поровну между играющими, которые кладут карточки в ряд перед собой изображением вверх. Группы усаживаются за стол напротив друг друга.

Воспитатель объясняет, что в игре будут выигрывать не отдельные дети, а группы (команды) детей. Выигравшей считается группа, первой оставшаяся без карточек.

Вначале надо договориться, какая команда будет начинать игру, а также внутри этой команды нужно договориться, кто первый выложит на середину стола свою карточку.

Далее ребенок, начинающий игру своей команды, кладет карточку на стол, например, с изображением пяти вишен. Ребенок из второй команды, у которого есть карточка с изображением цифры 5, должен положить ее рядом. Если карточки соответствуют друг другу, они убираются, если нет — карточка с изображением цифры возвращается играющему, а карточка с изображением объекта откладывается в сторону.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей одной команды не останется ни одной карточки.

3-й вариант. Содержание игры соответствует второму варианту, но в ней участвуют три команды. Одна группа берет карточку с изображением цифр, другая — с изображением объектов, а третья — с изображением карточки с кружками. Вначале надо договориться не только о том, какая команда начинает игру, но и о том, в каком порядке включаются в игру другие команды.

Игру можно продолжить, изменив команду, начинающую игру. Это важно в связи с тем, что у нее больше шансов на выигрыш.

Выигрывает команда, первой оставшаяся без карточек.

Курочка Ряба

Задачи:

— развивать представления о последовательности событий;

— умение действовать по правилу, согласовывать действия в совместной игре, проявляя доброжелательность друг к другу

Оборудование: 6 комплектов картинок (по 6 шт.) с изображением последовательных событий сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказки. Если дети помнят, объясняет содержание игры: «На картинках изображены все события, произошедшие в сказке... Вам нужно разложить их в том порядке, в котором произошли события сказки. Вначале нужно договориться, кто к какой сказке будет собирать картинки».

Дети договариваются. Картинки с изображением событий сказок находятся у воспитателя. Он последовательно показывает свои карточки детям. Тот, кому она нужна, называет сказку, из которой изображено событие. После чего воспитатель отдает ему картинку. Если она никому не нужна, она откладывается в сторону. Собрав все картинки с изображением событий своей сказки, дети раскладывают их в том порядке, в котором разворачивались события в сказке.

После этого воспитатель собирает все картинки, перемешивает их и предлагает собрать картинки к другой сказке. Таким образом игра может повторяться 6 раз.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте. Воспитатель объясняет новый вариант: все картинки перемешиваются и поровну делятся между играющими. Они раскладывают их перед собой и решают, к какой сказке они будут собирать картинки. Вместе обсуждают, как это сделать: собирать лучше к той сказке, к которой у него уже есть больше картинок. Решают, кто будет начинать игру.

Начинающий игру ребенок передает одну лишнюю картинку соседу справа. Получивший картинку должен решить — оставить ее себе (если она подходит к его сказке) или передать ее соседу. Если они подходят к его сказке, он оставляет их себе.

Собрав все картинки к своей сказке, дети раскладывают их в том порядке, в котором разворачиваются события в сказке.

Выигрывает тот, кто первым и самостоятельно разложил картинки в том порядке, в котором происходили события в сказке.

Выигрыш можно распределить по трем уровням.

3-й вариант. Содержание игры соответствует второму варианту, но картинки собирают к одной сказке двое детей. Один ребенок собирает картинки, другой проверяет его действия, а затем вместе раскладывают их в том порядке, в котором разворачивались события сказки. В другом варианте игры дети меняются ролями.

За каждый правильно выстроенный ряд картинок дети получают две фишки, а за дружеские и согласованные взаимодействия — три.

Выигрывает пара, у которой больше фишек.

Что раньше, что потом?

Задачи:

— развивать представления о последовательности событий, явлений;

— расширять представления о мире растений.

Оборудование: в первом наборе 5 картинок с изображением роста и созревания гороха, помидора, огурца, лука, капусты, свеклы; во втором — 5 картинок с изображением постепенно уменьшающейся по величине горящей свечи, куска сыра, сока в стакане, плитки шоколада, батона хлеба, арбуза, сосульки, вилка капусты, фишки.

* * *

1-й вариант. Дети под руководством воспитателя рассматривают первый набор картинок и рассказывают, что на них изображено. Берут один набор картинок и в беспорядке раскладывают их перед собой изображением вверх. Воспитатель объясняет игровое задание: выбрать картинку с изображением начала роста растения, а затем разложить картинки с изображением последовательности их роста и созревания.

2-й вариант. Игра организуется со вторым набором картонок. Особое внимание обращается на постепенное уменьшение величины объекта.

В процессе выполнения игровых заданий воспитатель просит детей объяснить, почему они так разложили картинки. Он стимулирует и поощряет удачные словесные объяснения.

За каждое самостоятельно выполненное игровое задание ребенок получает фишку, а за объяснение последовательности расположения картинок — три.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Примечание. Продолжительность игры обеспечивается путем обмена наборами картинок. Игра может продолжаться до тех пор, пока у детей сохраняется к ней интерес.

Растет и изменяется

Задачи:

— развивать представления о последовательности (цикличности) роста животных и созревании растений;

— воспитывать умение аргументировать свое мнение, не унижая другого.

Оборудование: 8 картинок с изображением роста или созревания елки, гороха, помидора, огурца, курицы, собаки, кошки, коровы, фишки.

* * *

1-й вариант. Детям предлагается взять конверт с набором картинок, достать и рассмотреть, что на них изображено.

Воспитатель объясняет игровое задание: «На одних картинках изображен постепенный рост животных, а на других — постепенный рост и созревание растений. Надо внимательно их рассмотреть и разложить в той последовательности, в которой на них изображено созревание растения или рост животного».

2-й вариант. Воспитатель сообщает детям, что играть они будут вдвоем (кто с кем хочет).

Дети собираются в пары. Им предлагается взять конверт с картинками, перемешать их и поровну распределить между играющими.

Затем вместе выполнить игровое задание: разложить картинки в последовательности созревания растения или рождения и роста животного. Тот, у кого есть такая картинка, кладет ее в начало ряда. Таким же образом дети ищут и последовательно раскладывают другие картинки в ряд.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель поддерживает и поощряет аргументированное обсуждение своего мнения ребенком по поводу последующей картинки. Особое внимание уделяет тому, чтобы при этом дети не унижали друг друга и не пренебрегали мнением партнера.

За проявление грубости или оскорбительных замечаний друг другу дети получают фишку.

Выигрывает пара, первой справившаяся с заданием и не получившая фишек.

Кто быстрее?

Задачи:

— развивать представления о движении в пространстве;

— вводить в активный словарь слова «быстро», «медленно», «далеко», «близко».

Оборудование: наборы для конструирования разной величины и цвета, по 2 куклы и мяча.

* * *

1-й вариант. Дети усаживаются полукругом. Перед ними на расстоянии 8—10 м расположены два стула, на каждом мяч. Рядом с детьми сидят две куклы. Воспитатель объясняет правила игры: «Посмотрите, на стульях лежат мячи, которые нужно принести Маше и Наташе (куклам). Участвовать в игре будут двое: один принесет мяч Маше, а другой — Наташе. Выиграет тот, кто быстрее принесет мяч кукле». В начале игры каждый участник встает рядом со своей куклой и по сигналу воспитателя приносит ей мяч. После этого дети определяют победителя и рассуждают о том, почему он выиграл. Дети должны прийти к выводу, что выигрывает тот, кто быстрее бежит. Сначала можно выбирать разных по темпераменту детей, а затем свобода выбора пары предоставляется самим детям.

2-й вариант. Дети, объединившись в пары, по предложению воспитателя строят дороги между кубами-домами, находящимися на одинаковом расстоянии друг от друга. Устанавливают, что дороги одинаковой длины (по количеству кирпичей, из которых они построены). Затем двое играющих берут машины и по сигналу воспитателя едут от одного дома к другому Остальные определяют, кто из них приехал раньше и почему. Если кто-то из детей скажет, что у разных машин может быть разная скорость, такой разговор следует поддержать.

3-й вариант. Дети становятся друг за другом в две колонны и по сигналу воспитателя начинают передавать по цепочке через голову мяч. Последний ребенок относит мяч кукле. Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

Мой веселый мяч

Задача: развивать умение ориентироваться на цвет и величину предмета одновременно.

Оборудование: набор больших кирпичей и пластин красного, синего, зеленого и желтого цвета, мячи 2—3 размеров аналогичных цветов, шары.

* * *

1-й вариант. Воспитатель заранее строит из кирпичей зеленые, синие, красные и желтые ворота на расстоянии 1 м друг от друга. Дети рассаживаются перед ними полукругом. Рядом корзина с мячами. Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый должен выбрать мяч, найти ворота такого же цвета и прокатить мяч под ними. Обратите внимание не только на цвет, но и на размеры мяча и ворот. За каждый правильно подобранный мяч играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек». Вначале в игре участвуют двое, а затем четверо детей. Остальные помогают воспитателю определять победителей. Потом играющие и зрители меняются ролями.

2-й вариант. Воспитатель заранее строит из кирпичей и пластин три горки. Дети усаживаются перед ними и слушают объяснение: «Нужно взять мяч и попытаться угадать, до какого места он докатится, если его спустить с горки. В качестве контрольной метки следует установить на этом месте кирпич. Затем спустить с горки мяч и посмотреть, правильно ли угадано место его остановки. Выигрывает тот, кто угадает место остановки своего мяча».

3-й вариант. Правила те же, но изменяется высота горки, и играющие определяют, ближе или дальше прокатится тот же мяч в зависимости от высоты горки.

4 вариант. Правила те же, но игровая задача заключается в том, чтобы попасть мячом в шары, разложенные перед горкой.

Где чей домик?

Задача: развивать представление о движении в пространстве: вперед-назад, вверх- вниз, налево-направо, умение использовать схематическое изображение пути движения.

Оборудование: 2 картонных листа бумаги (30x20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы 3 домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы 3 кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются; на втором — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками; фигурки животных: собаки, кошки и кролика.

* * *

Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Воспитатель объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. Выиграет тот, кто первый приведет животное домой».

Воспитатель обращает внимание детей на стрелки, указывающие направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.

Примечание. Детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.

Покажи пчелкам дорогу к ульям

Задача: развивать умение ориентироваться в пространстве, используя схемы, описывать движения объектов в пространстве.

Оборудование: лист плотной бумаги (20х30 см) с изображением ромашек, васильков, одуванчиков на расстоянии 3 см друг от друга. Сверху полукругом изображены по 3 улья (белого, желтого и голубого цвета) и пчелы в платочках того же цвета. Полоски красного цвета (3x0,5 см), один конец которых изображен в виде стрелки, фишки.

* * *

1-й вариант. Дети вместе с воспитателем рассматривают материал и рассказывают, что изображено. Берут один набор и усаживаются вокруг столов.

Воспитатель объясняет игровое задание: «Нужно догадаться, в каком улье живет каждая пчела. Затем с помощью полосок показать по цветам дорогу, по которой следует им лететь, чтобы попасть в свой улей».

2-й вариант. Игровое задание усложняется: нужно найти самый короткий путь полета каждой пчелы в свой улей. Затем воспитатель предлагает детям проверить правильность проведения игрового задания друг у друга.

3-й вариант. Содержание игры соответствует первому или второму варианту. Усложнение его заключается в том, что дети должны не только показать путь пчел к ульям, но и дать ему словесное описание. Например: вначале надо лететь вверх, потом повернуть направо, снова вверх и налево.

В процессе выполнения игровых заданий воспитатель при необходимости помогает отдельным детям, максимально стимулируя их самостоятельность.

За каждое правильное и самостоятельно выполненное задание ребенок получает фишку, а за правильное словесное описание пути полета пчелы — три.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

По каким дорогам зайка доберется до морковок?

Задача: развивать пространственные ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: лист плотной бумаги (20x30 см) с изображением зайца в верхнем левом углу; в верхнем правом — морковки; в нижнем правом углу — капусты; в левом нижнем — яблока. От зайца к яблоку, морковке, капусте изображены дороги сложной конфигурации, повороты которых начерчены под углом, палочки, фишки.

* * *

Дети вместе с воспитателем рассматривают лист для игры. Рассказывают, что на нем изображено. Берут один лист, палочку и усаживаются вокруг столов.

Воспитатель объясняет игровое задание: надо определить дорогу, по которой зайка доберется до морковки, и с помощью палочки показать ее. Затем точно так же показать зайцу, по какой дороге надо идти, чтобы добраться до яблока и капусты. Объяснения сопровождаются показом.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель при необходимости помогает отдельным детям, стимулируя их самостоятельные действия.

Игру можно усложнить: дети должны не только показать, по какой дороге идет заяц, но и объяснить путь его движения.

За каждое самостоятельно выполненное игровое задание ребенок получает фишку, а за словесное его объяснение — три.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Где спрятался мишка?

Задача: учить определять местонахождение предмета с помощью схемы.

Оборудование: лист зеленого картона — полянка (40х30 см), на которой изображены дороги. На всех перекрестках и в конце дорог — по маленькой елочке; у начала дорог — цветы. 10 карточек (6x4 см), на которых стрелками указаны направления движения: от самого простого (снизу — вверх и направо; снизу — вверх и налево) до самого сложного (например, снизу — вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вверх), продвигаясь по которым ребенок сможет найти игрушку; маленькие фигурки зайца, медведя, лисы и волка.

* * *

1-й вариант. Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен материал для игры. Воспитатель объясняет правила: «Видите, это полянка, на которой растут елки и живут разные звери. Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть карточки, которые помогут нам в поисках. Ведущий будет помогать зверюшкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью карточек. За каждого найденного играющий получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек».

В начале игры ребенок отворачивается от игрового поля, а ведущий (сначала это воспитатель) прячет под елку любую игрушку. После этого играющий поворачивается, ему дается карточка, указывающая местонахождение игрушки, и он идет ее искать. Сначала предлагаются карточки с простыми схемами движения, и лишь постепенно задания усложняются. Когда первый участник справляется с заданием, в игру включается следующий и т.д.

2-й вариант. В игре участвует ведущий и двое играющих. Первый играющий выбирает карточку, указывающую место, где спрячется игрушка. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любую игрушку, например зайца. Первый ребенок отворачивается от игрового поля, а второй прячет зайца. После этого первый играющий берет карточку в руки и ищет игрушку. Ведущий наблюдает за тем, чтобы оба участника игры действовали по правилам.

3-й вариант. Играющие не только ищут местонахождение игрушки, но и дают словесное описание пути движения к нему.

От понедельника до воскресенья

Задачи:

— развивать представления о недельном цикле;

— воспитывать умение налаживать доброжелательные отношения при выполнении общего задания.

Предварительная работа: дети рассматривают изображение радуги, называют семь ее цветов. Воспитатель организует разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресенье, — красным. С помощью воспитателя последовательно называют дни недели, начиная с понедельника. Определяют, какими цветами обозначить понедельник (оранжевым), вторник (желтым), среду (зеленым), четверг (голубым), пятницу (синим), субботу (фиолетовым).

Оборудование: 7 разноцветных кругов (цветов радуги), красочный календарь на текущий год, изображение радуги, фишки.

* * *

1-й вариант. Дети берут набор кружков в конверте и усаживаются вокруг стола. Воспитатель предлагает детям обозначить дни недели цветными кругами и выложить ряд из цветных кругов дней недели (начиная с понедельника, обозначенного оранжевым кружком и заканчивая воскресеньем, обозначенным красным). Затем дети называют дни недели и обозначения их определенным цветом, отвечая на вопросы: «Каким кружком мы обозначили вторник?», «Какой день недели обозначает голубой круг?» Дети с помощью взрослого называют дни недели, начиная с понедельника, указывая на кружок, которым обозначен день.

После этого воспитатель предлагает перемешать свои кружки и подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Начиная с понедельника, с помощью кружков последовательно изобразить дни недели, расположив их в круг.

За правильное изображение с помощью кружков недельного цикла ребенок получает 7 фишек. Ели ребенок допустил одну ошибку и не может самостоятельно ее исправить, он получает шесть фишек и т.д.

Выигрывает тот, кто набрал больше фишек.

2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту. Различие заключается в том, что игровое задание выполняют двое детей.

За правильное изображение недельного цикла дети получают фишку.

Пара детей, в процессе игры проявившая доброжелательность при взаимодействии, дополнительно получает три фишки.

Выигрывает пара, набравшая больше фишек.

От зимы до зимы

Задача: развивать представления о годовом цикле времени.

Оборудование: 4 картинки с изображением зимы: дерево в снегу; весны: цветущая яблоня; лета: цветущий луг на фоне голубого неба и яркого солнца; осени: дерево с разноцветными осенними листьями; 6 кружков белого, желтого, оранжевого, зеленого, фиолетового, синего и красного цвета, фишки.

* * *

1-й вариант. Воспитатель показывает детям первый набор картинок с изображением времен года. Им предлагается рассмотреть их и рассказать, что на них изображено. Вспоминают, в какой последовательности чередуются времена года, начиная с любого из них. После этого дети берут набор картинок с изображением времен года и раскладывают перед собой в любом порядке изображением вверх. Воспитатель показывает изображение одного времени года, а дети должны последовательно выложить свои картинки с временами года, начиная с показанного. Например, если воспитатель показывает зиму, надо вначале найти картинку с изображением зимы, положить ее слева перед собой, а затем найти картинку с изображением весны и положить ее рядом и т.д.

В процессе выполнения детьми игрового задания воспитатель при необходимости уточняет, в какой последовательности надо располагать картинки и почему.

За правильное изображение годового цикла ребенок получает четыре фишки. Если ребенок допустил одну ошибку и не смог ее самостоятельно исправить — три.

Выигрывает тот, кто первый правильно выполнил игровое задание.

2-й вариант. Дети берут оба набора картинок и рассматривают, что на них изображено. Воспитатель предлагает им обозначить каждый сезон цветным кружком. После выполнения задания договариваются, каким кружком какой сезон лучше обозначить.

Воспитатель объясняет игровое задание: надо с помощью кружков изобразить (показать), в какой последовательности один сезон следует за другим, и расположить их в круг. Объяснить, почему кружки так расположены.

За правильно выполненное задание ребенок получает четыре фишки; если ребенок допустил одну ошибку и не смог ее самостоятельно исправить — три; за самостоятельное объяснение последовательности сезонов в годовом цикле — три; если объяснил с небольшой помощью взрослого — две.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Пригласи гостей

Задачи:

— развивать умение играть в маршрутные игры, ориентируясь одновременно на два правила;

— воспитывать умение взаимодействовать в совместной игре.

Оборудование: игровое поле (40х40 см), разделенное на четыре равные квадратные части. На каждой части поля нарисованы дома красного, синего, желтого и зеленого цвета. Под домами изображено по 4 квадратика соответствующего дому цвета. Между домами в форме креста изображена дорога, по краям которой нарисован маршрут движения жителей домов. От правого угла каждого дома изображена дорога под прямым углом: вверх — налево, разделенная на 10 равных отрезков. В конце каждого отрезка дороги нарисованы кружки. Дороги домов соединены между собой. Таким образом обозначено 12 углов — поворотов. Направления движения по дороге указаны стрелками. Начало движения от каждого дома выделено кружком соответствующего цвета. Если движение начинается от зеленого дома, цветные кружки изображены в таком порядке: зеленый, желтый, красный, синий, зеленый желтый, красный, синий; 16 куколок по 4 красного, зеленого желтого, синего цвета. Карточка квадратной формы (1 Ох 10 см), на которой изображен круг, разделенный на 6 сегментов, с цифрами: 1,3,5, 2, 6, 4. В центре круга прикреплена стрелка, которую можно передвигать с помощью шарика, крепящего стрелку с противоположной стороны карты.

* * *

Дети рассматривают игровой материал. Воспитатель сообщает, что в домиках живут куколки: красная в красном домике, синяя — в синем и т.д. Ставит на стол четыре разноцветные куколки и предлагает четверым детям с закрытыми глазами выбрать одну из них. Затем каждому предлагается их домик и расставить куколки у своего дома. Дети договариваются, кто начнет игру. Вначале в этой роли выступает воспитатель, а затем один из детей. Он начинает игру и объясняет правила: «Надо пройти по всей дороге возле всех домов. Стрелки указывают направления движения. А чтобы узнать, какой длины путь можно пройти за один ход, надо взять вот эту карточку (показывает), перевернуть ее лицевой стороной вниз и передвинуть стрелку. Посмотреть, на какую цифру укажет стрелка, значит столько отрезков дороги надо пройти. Пройти столько отрезков и остановиться на последнем кружке. Затем передать карточку следующему игроку. Если куколка останавливается на кружке другого чем она цвета, например (показывает) моя зеленая куколка остановилась на желтом кружке, нужно пригласить к себе в гости куколку желтого цвета и поставить ее у своего дома (показывает)».

Выигрывает тот, кто раньше вернется домой, и тот, кто больше гостей пригласит к себе.

Рекомендуем посмотреть:

Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду

Счёт до 10 для детей в картинках

Обучение ребёнка математике

Уроки математики для ребёнка 1, 2, 3 лет

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!