--

Беседа на нравственную тему в подготовительной группе

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Сегодня, дорогие ребята, мне хотелось бы поговорить с вами об отзывчивости, тактичности и равнодушии.

Какого человека мы называем отзывчивым? Того, кто отзывается на наши просьбы, старается помочь, поддержать нас и словом и делом.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» — есть такая русская народная поговорка. Почему так говорится? Да потому, что отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая на завтра, не перекладывая на других.

Откликаться на просьбу нужно сразу, не отговариваясь другими делами. Например, если кто-то из родных заболел и просит вас принести лекарство или воду, усталая после работы мама просит помочь убрать посуду или подмести пол, нужно немедленно помочь.

Отзывчивый человек понимает душевное состояние другого человека и сочувствует ему.

♦ Приведите пример отзывчивости, сочувствия.

♦ Расскажите о себе. Проявляете ли вы отзывчивость по отношению к родным, друзьям?

Какого человека мы называем тактичным?

Слово «тактичный» происходит от слова «такт». Оно означает умение вести себя достойно, уважая других людей, проявляя в поведении и поступках чувство меры.

Тактичный человек не обидит друга ни грубым словом, ни неуместным любопытством, ни ненужным вопросом.

Давайте вместе обсудим такую ситуацию.

Однажды Настя пришла в детский сад заплаканной, с покрасневшими глазами.

Подруга Марина сразу заметила, что Настя грустная.

♦ Как бы вы поступили на месте Марины? Спросили подругу, что случилось или сделали бы вид, что ничего не заметили?

Конечно, нужно мягко и тактично расспросить подругу о том, что произошло. Ведь если вы сделаете вид, что не заметили слез и грустного настроения девочки, то проявите равнодушие.

Слово «равнодушный» означает безразличный, безучастный. Но вам, я думаю, вовсе не безразлична ваша подруга, вы искренне хотите ей помочь, проявить участие.

Очень важно, в какой форме вы зададите вопрос. Как бы вы спросили Настю о том, что с ней случилось? Можно спросить так:

— Настя, почему ты ревела?

А можно и по-другому:

— Настенька, почему у тебя плохое настроение? Может быть, я могу тебе чем-то помочь?

Или так:

— Настя, у тебя неприятности? Я постараюсь помочь тебе.

♦ Какой из трех вопросов кажется вам наиболее неудачным?

Конечно, первый. Ведь он поставлен в грубой форме. На него можно ждать и грубого ответа. Недаром говорится: «Каков вопрос, таков и ответ». Едва ли вам самим понравилось бы услышать такой вопрос. И отвечать на него вам бы не захотелось, потому что в нем звучат не доброта и участие, а любопытство и бестактность.

Второй и третий вопросы поставлены правильно. Если вы обратитесь к подруге ласково, участливо, она и сама вам все расскажет. Недаром говорится: «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».

Послушайте стихотворение.

Ласковое слово

Ласковое слово

Говорите чаще!

Ласковое слово.

Даже меда слаще.

 

Ласковое слово

Согревает душу,

Ласковое слово

Слушал бы да слушал.

 

Ласковое слово

Будто солнце светит.

Ласковое слово

Нужно всем на свете!

Если хотите, чтобы друзья тянулись к вам, будьте отзывчивы, внимательны, проявляйте к ним заботу и сострадание. Никто не любит равнодушных людей, занятых только собой и своими делами.

Известный чешский писатель Юлиус Фучек когда- то сказал: «Бойтесь равнодушных! С их молчаливого согласия в мире творится зло!»

Послушайте историю и ответьте на вопросы.

Ваня вырезал бумажного змея и нечаянно порезал ножницами любимую бабушкину салфетку. Мальчик очень огорчился: такая красивая салфеточка, а теперь на ней зияет дырка.

Он решил попросить Олю помочь ему заштопать дырку и позвонил ей по телефону.

— Олечка, я нечаянно на салфетке прорезал дырку. Ты не могла бы помочь мне ее заштопать?

— Попробую, — согласилась девочка. — Ты принеси завтра салфетку в детский сад. Я попрошу у Анны Анатольевны шкатулку для шитья и заштопаю салфетку.

Утром Оля посмотрела салфетку и увидела, что дырка большая и штопка займет много времени и труда.

— Ладно, я завтра этим займусь, — сказала она и отложила салфетку в сторону.

Но и завтра и послезавтра у девочки находились важные дела, а времени на помощь другу не было.

Подружка Оли, Любочка, заметила, что Ваня чем- то расстроен, и, узнав в чем дело, предложила ему свою помощь. Она взяла нитки, иголку и старательно заштопала салфетку.

♦ Как вы считаете, хороший ли друг Оля? Почему?

♦ Можно ли ее назвать равнодушной к чужим неприятностям?

♦ Что вы можете сказать о Любе?

♦ Как в подобном случае поступили бы вы?

♦ Расскажите о том, как друзья помогли вам.

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Подруга звонит вам по телефону и просит объяснить ей задание по рисованию, но в этот момент вы заняты. Как вы ей ответите?

1. Несмотря на занятость, спокойно, не торопясь объясню задание.

2. Скажете, что заняты и попросите позвонить позже.

3. Скажете, что у вас нет времени, и, ничего не объясняя, положите трубку.

II. Мама просит вас поиграть с младшим братом, а вы собираетесь с друзьями на прогулку. Как вы поступите?

1. Поможете маме — поиграете с братом, а гулять пойдете позже.

2. Скажете маме, что поиграете с братом после прогулки.

3. Убежите гулять с друзьями.

III. Вы встретили старушку соседку, которая несет тяжелые сумки. Как вы поступите?

1. Предложите свою помощь.

2. Поможете донести сумки, если старушка вас об этом попросит.

3. Пройдете равнодушно мимо.

Послушайте сказку.

Хорошие помощники

Алеше подарили игрушечную машинку. Очень красивую, белую, с красным крестом на боку.

— Папа, как называется такая машина? — спросил мальчик.

— «Скорая помощь», — ответил папа.

— А почему она так называется? — продолжал рас- просы Алеша.

— Называется она так потому, что врачи, которые на ней приезжают, оказывают людям помощь очень быстро. Ведь случается, что человек не может долго ждать прихода врача, ему может стать плохо, и помощь нужна очень скоро, почти немедленно, вот она и называется машиной «скорой помощи», — терпеливо объяснял мальчику папа.

— Ведь недаром народ приметил: «Кто скоро помог, тот дважды помог», — добавила бабушка.

Алеша взял новую машину, ушел в комнату и стал играть с ней. Он посадил в машину маленького пластмассового человечка — доктора. Игрушечный котенок «звонил» по телефону — вызывал «скорую помощь» для зайки. Пластмассовый человек быстро приезжал на белой машине с красным крестом и излечивал бедного зайчика — делал ему уколы и давал таблетки.

Поиграв, Алеша пошел на кухню к бабушке и сказал ей:

— Бабуля, я хочу быть твоим помощником! Чем тебе помочь?

— Вот хорошо! Вытри посуду и расставь ее по местам.

Алеша быстро вытер посуду и убрал ее в буфет.

Когда с работы вернулась мама и принесла сумки с продуктами, Алеша открыл ей дверь и тут же взял из рук мамы сумки.

— Мамочка, я твой помощник. Отнесу сумки на кухню.

Папе он подал тапочки, быстро нашел дедушкины очки, бабушке помог вдеть нитку в иглу. Словом, весь день мальчик всем помогал.

К вечеру Алеша устал, улегся в кроватку и сразу уснул. Скоро весь дом погрузился в сон и тишину.

Когда серебристый лунный луч проник в комнату Алеши, пробежался по столу, потом упал на диван, игрушки, сидевшие на диване, зашевелились и ожили. Щенок Тишка сказал зайке:

— Алеша уснул, кто теперь будет всем помогать? Я слышал, что «скорая помощь» работает и днем и ночью!

— Давайте, мы будем помощниками, — предложил котенок Барсик.

— Давайте, — согласились игрушки.

— Я буду всех, кто заболел, лечить, — важно сказал маленький пластмассовый человечек. Ведь я — врач «скорой помощи»!

— Но кому мы станем помогать? — спросил зайка. — Все давно спят.

— Помогите мне, — попросило друзей полосатое полотенце. — Я соскользнуло с крючка и упало на пол. Поднимите меня.

— Хорошо, — отозвался Барсик. Он схватил лапкой полотенце, -вскарабкался на стул и повесил полотенце на место.

— Спасибо, большое спасибо, — вежливо поблагодарило полотенце.

— И мне помогите, и мне, — пропищала маленькая прозрачная пуговка. — Я вчера нечаянно оторвалась от дедушкиной рубашки и закатилась под стол. Никто не смог меня найти. Не хочу здесь пылиться! — капризно закончила она.

— Конечно, мы тебе поможем, — пообещали игрушки.

Барсик, который прекрасно видел и в темноте, быстро отыскал пуговицу и положил ее на стол.

— А нам кто-нибудь поможет? — хором спросили мягкие Алешины тапочки. — Алеша очень устал и оставил нас посреди комнаты, кто-нибудь может о нас споткнуться и упасть.

Мишка тут же схватил тапочки и поставил около Алешиной кровати.

— Друзья, помогите и нам, — хором попросили Алешины шорты и маечка. — Алеша захотел спать и забыл нас аккуратно положить на стул возле кровати. Мы можем измяться и стать некрасивыми.

Зайка тотчас бросился им на помощь: лапками расправил все складки и сложил одежду на стул у кроватки мальчика аккуратной стопкой.

Незаметно стало светать. Звездочки и месяц побледнели, а потом и вовсе исчезли. Первые солнечные лучи заиграли в небе. Игрушки снова чинно расселись на диване и замерли, как ни в чем не бывало.

♦ Что подарили Алеше?

♦ О чем папа и бабушка рассказывали мальчику?

♦ Как Алеша помогал домашним?

♦ Помогаете ли вы своим домашним?

♦ Почему говорится: «Людям помогать — горя не знать»?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Про абрикос для детей

Беседа о дружбе в старшей группе детского сада

Беседа про закат солнца для детей

Беседа про ледоход для детей

Важнейшие события в истории России для детей 6-8 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!