--

Внеурочное занятие по русскому языку, 1 класс. Конспект

Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Удивительные приключения в стране Алфавитии»

Цели и задачи внеурочного занятия:

• мотивация учения и интереса к знаниям;

• воспитание любви к книге и грамматике русского языка;

• воспитание дружбы и взаимопомощи в детском коллективе.

Описание внеурочного занятия

Приглашение в страну Алфавитию

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычную сказочную страну — Алфавитию. Почему она необычная и почему эта страна нужна каждому школьнику, мы узнаем в конце нашей встречи.

Несколько ребят выходят к доске, в руках держат рисунки, где изображены буквы, и читают стихотворение Бориса Заходера «Песенка-азбука».

1-й ученик:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

2-й ученик:

А, Бе, Be, Ге, Де, Е, Же —

Прикатили на еже.

3-й ученик:

Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О —

Дружно вылезли в окно.

4-й ученик:

Пе, эР, эС, Те, У, эФ, Ха —

Оседлали петуха.

5-й ученик:

Це, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —

Все теперь мои друзья!

1-й ученик:

Е, Й, Ъ, Ь, Ы.

Пять сестренок опоздали —

Заигрались в прятки,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

2-й ученик:

Познакомьтесь с ними, дети, —

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

Учитель: Ребята, вы, конечно же, поняли, что мы познакомились с алфавитом.

А вот послушайте, какие истории рассказала Наталия Тренина.

Первая сказочная история

Две истории, которые приключились в сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит...

История первая.

В сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит жили-были 33 буквы. И все бы у них было хорошо, если бы не одна беда: поссорились буквы друг с другом.

— Нас много! — кричали Согласные буквы. — И мы самые главные в Алфавите!

— Подумаешь! — кричали в ответ Гласные, — это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

— Хватит, — строго сказала она. — Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.

— Как свистну сейчас, сразу свалишься! — задиристо выкрикнула буква «С».

— Выйди вон, выскочка! — добавила буква «В».

— Шибко шустрая! — язвительно прошипела «Ш».

— Хорошо, — обиделась Точка. — Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

— Что здесь происходит? — спросил проходящий мимо Вопросительный знак. — Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

— Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! — приказал, как вы уже догадались, Восклицательный знак.

— Боюсь, бить будут, братцы, — испуганно пробормотала буква «Б».

— Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, — неуверенно произнесла Запятая, — по-моему, они спорят, кто главнее: Гласные или Согласные.

— Но это же глупо! — воскликнул Восклицательный знак.

— Конечно, — сказала Точка.

— И это — причина ссоры? — удивился Вопросительный знак.

— Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! — возмутился Восклицательный знак.

— Нельзя ли все же как-нибудь помягче? — заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

— Нельзя. Государству нужна твердая рука! — ответил ему Твердый.

— Что будем делать? Кто знает? — обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

— Я! — раздался вдруг голос из толпы букв. — Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! — вперед из задних рядов пробилась буква «Я».

— Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

— ЛФВТ! — громко произнесли Согласные.

— А теперь мы, Гласные, произнесем это слово без Согласных:

— А-А-И! — протяженно пропели Гласные.

— А теперь все вместе! — скомандовала «Я».

— АЛФАВИТ! — дружно закричали буквы.

— Теперь всем ясно? — обратилась к ним «Я».

— Мы просто не можем друг без друга, согласны?

— Согласны! — весело ответили Согласные.

— И мы тоже! — присоединили свой голос Гласные.

— Давно бы так, — с облегчением пробормотала Точка. — Наконец-то они расставили все точки над i.

— Вы думаете, они поняли свою ошибку? — с сомнением спросил Вопросительный знак.

— Конечно! Теперь все будет хорошо! — ответил Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта история в сказочном царстве, в Буквенном государстве, в городе Алфавит.

Учитель: Ребята, согласны ли вы с буквой «Я» в этой сказочной истории? Почему гласные буквы не могут жить без согласных в любом слове? (Возможные рассуждения ребят).

Живая азбука

Выходят несколько ребят и читают отрывки из стихотворения Саши Черного «Живая азбука».

1-й ученик:

Буквам очень надоело

В толстых книжках спать да спать...

В полночь — кучей угорелой

Слезли с полки на кровать.

2-й ученик:

А с кровати — на пол сразу,

Посмотрели — люди спят —

И затеяли проказу,

Превеселый маскарад.

3-й ученик:

А — стал аистом, Ц — цаплей,

Е — ежом... Прекрасный бал!

Я не спал и все до капли

Подсмотрел и записал...

4-й ученик:

Астра в садике цветет —

Аист, вам пора в поход!

5-й ученик:

Бык весь день мычит и ест.

Белка держит хвост, как шест.

6-й ученик:

Ворон может жить сто лет.

Волк овце — плохой сосед.

1-й ученик:

Гусь шагает, как солдат.

Груша зреет — Гриша рад.

2-й ученик:

Дятел в дуб все тук да тук...

Дуб скрипит: «Что там за стук?»

3-й ученик:

Ёж под елкой удивлен:

Ёлка с иглами — и он.

4-й ученик:

Жаба ждет, раздув живот, —

Жук летит ей прямо в рот.

5-й ученик:

Зяблик в роще засвистал,

Заяц струсил и удрал.

6-й ученик:

Ива клонит ветви в пруд.

Индюки всегда орут.

1-й ученик:

Крыса мчится через мост.

Кот за ней, задравши хвост.

2-й ученик:

Лебедь — родственник гуся,

Лошадь — зебре, лещ — ершам.

3-й ученик:

Мышь глядит на потолок:

«Муха, свалишься, дружок!»

4-й ученик:

Норка ловит рыб в волне.

Носорог храпит во сне.

5-й ученик:

Ослик влез в чертополох.

Обезьянки ищут блох.

6-й ученик:

Пчелка трудится весь день,

Петушку и клюнуть лень.

1-й ученик:

Рыжик прячет в мох колпак.

Рак был негр, а стал, как мак.

2-й ученик:

Слон ужасно заболел —

Сливу с косточкою съел.

3-й ученик:

Тигр свирепей всех зверей,

Таракан же — всех добрей.

4-й ученик:

Утка — опытный нырок.

Ужик любит холодок.

5-й ученик:

Фиги сладки, как желе.

Филин днем сидит в дупле.

6-й ученик:

Хрущ — веселый майский жук.

Хмель ползет на шест без рук.

1-й ученик:

Цыпка вышла из яйца.

Цапля спит у-деревца.

2-й ученик:

Червячок влез на цветок,

Чиж слетел — и клюнул в бок!

3-й ученик:

Шимпанзе грызет бисквит.

Шпиц от зависти дрожит.

4-й ученик:

Щур ест пчел по сотне в день.

Щука-злюка скрылась в тень.

5-й ученик:

Эфиопы варят суп.

Эскимос зашит в пять шуб.

6-й ученик:

Юнга моет свой корабль.

Юра клеит дирижабль.

1-й ученик:

Ястреб — ловкий птицелов.

Ягуар — гроза лесов.

2-й ученик:

Твердый знак и мягкий знак,

Ы и Ять — остались так.

Учитель: Теперь вы убедились, какая это удивительная страна Алфавития? Алфавит есть не только в русском языке, но и во всех странах, где люди разговаривают на разных языках. Существуют английский, французский, немецкий, испанский алфавиты.

Если вы возьмете в руки любой словарь, то объяснение слов в нем тоже стоит в алфавитном порядке. В алфавитном порядке можно увидеть перечисление фамилий в любых больших списках. Это общепринятое правило, к такому (алфавитному) порядку уже привыкли все люди на нашей планете.

Вот теперь вы окончательно убедились, что без знания алфавита, т. е. порядка расположения букв, не проживет ни один человек на свете.

А теперь проверим, как вы знаете русский алфавит? (Учитель по очереди спрашивает учеников знание алфавита).

Молодцы, ребята. В алфавитном порядке записаны и ваши фамилии в нашем классном журнале. Сейчас мы поиграем в небольшую игру: я назову несколько первых фамилий наших учеников по алфавиту, а все остальные должны догадаться, кто следующий должен быть в нашем списке. Ваша задача — быстро подниматься и называть свою фамилию по алфавиту. Посмотрим, кто из вас самый внимательный?

(Учитель проводит игру с первоклассниками на знание списка фамилий учеников по алфавиту).

А теперь самое время прослушать вторую сказочную историю Наталии Трениной. А помогут мне ее рассказать наши ребята.

Вторая сказочная история

Автор (учитель):

Как-то буквы алфавита

В свойствах упражнялись.

Все возможности открыв,

От гордости зазнались.

Буквы гласные кричат:

Гласные буквы (две девочки):

Очень мы протяжные.

Можно нас тянуть и петь —

Мы разнообразные!

Согласные буквы (два мальчика):

Среди нас, согласных букв,

Мягкие и твердые.

А еще бываем мы

Глухие, также звонкие.

Автор (учитель):

Долго спорили они,

Кричали и ругались.

Но в достоинствах друг друга

Все-таки признались.

И спросила буква «а».

Буква А (девочка):

А к чему же, братцы,

Мягкий знак и твердый знак —

Возле вас страдальцы?

Согласные буквы (два мальчика):

Коль задуматься о свойствах,

Станет сразу ясно:

Их старанья ни к чему,

Трудятся напрасно.

Знаем — знаки твердый, мягкий

Звуком не являются.

Гласные буквы (две девочки):

Пусть из азбуки они

Подальше убираются!

Мягкий знак (мальчик):

Как же люди на земле

Смогут объясняться?

Твердый знак (мальчик):

Впредь они уже неверно

Будут изъясняться!

Согласные буквы (два мальчика):

Букв достаточно, поверьте,

В нашем алфавите.

Гласные буквы (две девочки):

Мягких, твердых и протяжных,

Так что уходите!

Автор (учитель):

Братья-знаки в этот раз

Действительно обиделись.

С этих пор ни с кем из букв

Более не виделись.

Вот минута, час проходит,

Тут такое происходит!

Половина нужных слов

Просто испарились.

Их значение, по сути,

В корне изменилось.

Буква С (мальчик):

Твердый знак из слова «съел»,

От обиды выпал.

И осталось слово «сел»,

Что нам текст и выдал.

Буква Л (мальчик):

Мягкий знак от слов «цель», «даль»

Тоже отказался.

И остались «цел» и «дал»,

Смысл потерялся.

Буква Е (девочка):

Называя цифру «шесть» —

Обретаешь длинный «шест».

Буква Т (мальчик):

Отгружая черный «уголь» —

Натыкаешься на «угол».

Автор (учитель):

И все буквы зарыдали,

Буквы: знаки мы за что предали?

Буква А (девочка):

Надо срочно их вернуть,

Отправляемся все в путь!

Согласные буквы (два мальчика):

Как прощенья нам добиться?

Гласные буквы (две девочки):

Надо, братцы, повиниться,

Рассказать, как мы страдаем,

Как без знаков пропадаем.

Твердый знак (мальчик):

Мы-то знали, что так будет,

Ваш поступок время судит.

Мягкий знак (мальчик):

Ну, а мы опять на службе,

Предлагаем жить всем в дружбе!

Учитель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие в страну Алфавитию. Надеюсь, что теперь вы все будете дружить с алфавитом, знать его наизусть и всегда вспоминать наше сегодняшнее путешествие.

По окончании праздника можно организовать несколько подвижных игр и поощрить наиболее отличившихся ребят. Можно организовать выставку рисунков ребят или «смотр талантов» — конкурс авторских стихов, песен и загадок. Все это будет уместно, если позволяют время и настроение ребят.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы по сказкам, 1-2 класс

День именинника в начальной школе, 1 класс. Сценарий

Театрализованное представление для детей «Прощание с азбукой», 1 класс

Внеклассное мероприятие по математике, 1 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!