Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС. Школа России

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке

Цели: познакомить с отрывком из очерка «Как я учился» М. Горького; помочь понять необходимость чтения в жизни человека; формировать умение составлять текст о своей домашней библиотеке; развивать внимание и наблюдательность, умение находить нужную информацию.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: выставка книг, принесенных учащимися из домашней библиотеки, портрет и книги М. Горького.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле —

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Н. Пикулева

Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).

- Как вы понимаете эти строки? (Высказывания детей.)

III. Работа по теме урока

Прочитайте название темы урока. Определите его задачи.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

- Откройте учебник на с. 9 и прочитайте название текста. («О книгах» из очерка «Как я учился».)

- Кто автор текста? (Максим Горький.)

- Знаете ли вы, что такое очерк? (Это небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий.)

- Прочитаем текст.

(Чтение очерка учителем или хорошо читающими учащимися.) Перечитайте текст еще раз и задайте по нему вопросы одноклассникам.

Знаменитого русского писателя Максима Горького читать научил дедушка. В те времена господствовал так называемый буквослагательный метод обучения грамоте. Сначала ученика знакомим с буквами старославянского алфавита: аз, буки, веди, глаголь и т. д. Затем требовалось запомнить, какие слоги получаются при слиянии букв. Учитель говорил: «Буки-аз — будет ба, веди-аз — будет ва, глаголь-аз — будет га». А ученики за ним повторяли. Когда они осваивали чтение сочетаний букв, переходили к складыванию слов из слогов. В повести «Детство» описано, как дед знакомит мальчика с буквами алфавита.

...Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня:

— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это - аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?

— Буки.

— Попал! Это?

— Веди.

— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть. Это — что?

— Добро.

— Попал! Это?

— Глаголь.

— Верно! А это?

- Аз.

Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим и приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

— Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд, и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я вспотел и кричал во все горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:

— Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

— Это вы кричите...

Мне весело было смотреть на него и на бабушку: она, облокотясь о стол, упираясь кулаком в щеки, смотрела на нас и негромко смеялась, говоря:

— Да будет вам надрываться-то!..

Дед объяснял мне дружески:

— Я кричу, потому что я нездоровый, а ты чего?

И говорил бабушке, встряхивая мокрой головою:

— А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Наконец он шутливо столкнул меня с кровати.

— Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...

Вскоре я уже читал по складам Псалтырь; обыкновенно этим занимались после вечернего чая, и каждый раз я должен был прочитать псалом.

— Буки-люди-аз-ла-бла; живе-те-иже-же блаже; наш-ер-блажен, — выговаривал я, водя указкой по странице...

М. Горький

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа с пословицей

— Прочитайте пословицу, данную в учебнике на с. 9. Обсудите с другом ее смысл.

— Расскажите одноклассникам, к какому выводу вы пришли.

2. Рассказ о домашней библиотеке

— Расскажите о вашей домашней библиотеке. Какие детские книги в ней есть? (Рассказы детей.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание произведения М. Горького «О книгах». К чему он нас призывает?

— Чье выступление вам больше всего понравилось на уроке?

Домашнее задание

Узнать об истории создания бумаги, о том, как делают книги.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения в 4 классе. Устное народное творчество

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС

План – конспект урока литературного чтения, 4 класс. Ледовое побоище

Урок литературного чтения в 4 классе. Внеклассное чтение

Урок литературного чтения в 4 классе. Произведения о Родине

Нет комментариев. Ваш будет первым!