--

Родительское собрание в 1 классе. Особенности в развитии детей

Сценарий родительского собрания для 1 класса на тему «Особые дети»

Составлено и проведено О. В. Воробьевой

Цели:

— познакомить родителей с особенностями развития «особых» групп детей, информировать о навыках взаимодействия с этими детьми;

— предоставить родителям возможность проанализировать особенности развития своего ребенка;

— показать значимость взаимной работы семьи и школы.

Участники: родители учащихся первого класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительная работа

I. За неделю до собрания классный руководитель рассылает родителям пригласительные письма.

II. Классный руководитель обсуждает тему со школьным психологом.

III. Психолог планирует дальнейшую работу по изучению этой темы: тренинги с родителями и детьми, встречи с родителями.

IV. Классный руководитель составляет мультимедийную презентацию.

V. Классный руководитель готовит памятку для родительской копилки, листы с описанием «портрета особого ребенка».

Оформление, оборудование, инвентарь:

— мультимедийное оборудование;

— раздаточный материал — карточки четырех цветов (синий, желтый, красный, зеленый);

— оборудованные столы для групп родителей;

— листы-карточки для коллективной работы;

— памятки для родителей;

— листы с описанием «портрета особого ребенка».

* * *

I. Организационный момент

Классный руководитель встречает родителей. Родителям предлагается выбрать себе карточку одного цвета из предложенных и занять место за столами с надписью этого цвета.

II. Приветствие

Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить родителей на рабочий лад и сформировать у всех участников оптимистическое настроение.

Упражнение «Здравствуйте, у вас, а у вас...». Родители с карточками синего и красного цвета встают во внутренний круг, а родители с карточками зеленого и желтого цвета — во внешний, разбиваются на пары. По сигналу ведущего участники по очереди приветствуют друг друга и восхищаются любым личностным качеством, присущим напарнику.

Например: «Здравствуйте, какие у вас голубые глаза. Спасибо, а у вас красивой формы губы». После этого внешний круг участников двигается по часовой стрелке и приветствие продолжается. Упражнение проводится до тех пор, пока первоначальные пары не встретятся.

III. Мозговой штурм

Цель мозгового штурма: выяснить, какие чувства испытали родители за небольшой период обучения их детей в школе.

Классный руководитель. Уважаемые родители, я знаю, что у вас сейчас нелегкое время, вы заново переступили порог школы. Подумайте минуту и ответьте, какие чувства и эмоции прочно поселились в вашем сердце?

Родители называют чувства, а учитель записывает их на доске.

Вместе с вами мы попытаемся обсудить проблемы и трудности, связанные со школьным обучением ребенка, постараемся разобраться в причине этих трудностей.

IV. Постановка цели собрания

В последнее время все чаще педагогам и психологам школ приходится отвечать на вопрос: что делать, если ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 мин? Количество таких вопросов растет. Наверное, потому что в наше время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, и проблемы нарастают одна за другой как снежный ком. А может, это просто дети стали такими «трудными»? Сегодня мне хочется познакомить вас с категориями таких детей, которые часто беспокоят родителей и педагогов. Главная цель — показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все — и педагоги, и родители, и медики, и психологи — совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по- настоящему эффективна.

V. Знакомство с группами «особых детей»

«Особые дети». Каких детей можно отнести к этой категории? Нам хотелось познакомить вас с четырьмя группами детей и способами взаимодействия с ними.

Первая группа — агрессивные дети. Агрессия (от лат. «agressio» — нападение, приступ) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. А.А. Реан предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животных». Агрессивность — свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Выделяют следующие виды агрессии. Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «злокачественная» и «доброкачественная». Доброкачественная проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. Злокачественная агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности. Все виды агрессий можно наблюдать у всех возрастов, а иногда они проявляются с раннего детства. Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Психологи отмечают, что если строго наказывать ребенка за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к проявлению агрессии тоже приводит к агрессивным вспышкам. Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург и Поппер советуют родителям:

— уделять больше времени своим детям;

— стремиться к установлению теплых отношений со своими детьми;

— на определенных этапах развития проявлять твердость и решительность.

Психологи советуют педагогам:

— обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

— обучать детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

— отрабатывать навыки общения в различных конфликтных ситуациях;

— формировать такие качества, как эмпатия, доверие к людям.

Эмпатия —- нерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, сопереживание; человек при эмпатии испытывает чувства, идентичные наблюдаемым.

Работая с агрессивными детьми, педагоги используют разные формы коррекционной работы:

— ролевые игры;

— перенос гнева на неопасные объекты (резиновые игрушки, «стаканчики для крика», поролоновые мячи);

— создание и принятие решения в конфликтной ситуации;

— сочинение с ребенком сказок, историй.

Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей. Вы, как родители, должны знать, что прикасаться к ребенку в тот момент, когда вы злы на него — возбраняется. И поэтому предлагаем вам рецепты избавления от гнева, которые помогут решить часть вопросов в воспитании ваших детей.

Памятка 1. Шесть рецептов избавления от гнева

№ п/п

Содержание

Пути решения

1

2

3

1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

1

2

3

2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия•

Отложите или вовсе отмените совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих желаниях и потребностях:

«Я очень расстроена и хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, один» или «Дела на работе вывели меня из себя. Я немного успокоюсь, а пока меня не трогай»

4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что- нибудь приятное, что могло бы вас успокоить

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте «успокаивающую» маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку

5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев

Не давайте ребенку играть с теми вещами, которыми вы дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям

Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать визит (к врачу, в школу), отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Вторая группа — гиперактивные дети. «Активный» (от лат. — деятельный), «гипер» (от греч. — над, сверху — указывает на превышение нормы). Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Первые проявления гиперактивности появляются в возрасте до 7 лет. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

— дефицит внимания;

— импульсивность;

— повышенная двигательная активность.

К подростковому возрасту, как правило, повышенная двигательная активность исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются:

— патология беременности, родов;

— инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;

— генетическая обусловленность.

Психологи считают, что родители таких детей допускают три основные ошибки в воспитании. Чтобы их избежать, я хочу вас с ними познакомить. Надеюсь, что если вы их признаете, то постараетесь преодолевать.

Памятка 2. Ошибки при воспитании гиперактивного ребенка

№ п/п

Содержание

Пути преодоления

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать по «душам»

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список того, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Работу с гневом родители могут осуществлять, используя «Лестницу гнева»

Специалисты утверждают, что если придерживаться определенных условий, это приведет к положительному результату:

— благоприятная обстановка без интеллектуальных перегрузок;

— соблюдение соответствующего режима;

— ровная эмоциональная атмосфера;

— желательно, обучение по специальной программе.

Лечение и воспитание гиперактивного ребенка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога и обязательна помощь родителей. Педагоги осуществляют процесс обучения ребенка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку. Учителя практикуют такие формы работы, как:

— коррекционные занятия;

— игры на развитие отдельных психических функций;

— вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (игры и занятия).

Третья группа детей — тревожные дети. Слово «тревога» было известно в русском языке еще в первой половине XVIII в. и означало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. В современной литературе часто смешивают эти два термина, но тревога — это и эпизодические появления волнения. Физиологическими признаками ее являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. К поведенческим признакам относится: ребенок грызет ногти, качается на стуле, барабанит пальцами по столу, теребит волосы, крутит ручку в руках. Различают тревогу мобилизующую и расслабляющую.

Какой вид тревоги будет использовать человек, во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу. Если же, напротив родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствия, то в определенные моменты он будет испытывать мобилизующую тревогу. Единичные, не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом нужно разграничивать «тревожность» и «страх». Страх присущ человеку в любом возрасте и это является нормой. Но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Психологи, изучая тревожность, пришли к такому выводу, что у старших дошкольников и младших школьников она еще не устойчивая черта характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. Однако именно в дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность, возникающая вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживают не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

— негативными требованиями, предъявленными к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

— неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

— противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители или школа.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех направлениях:

— повышение самооценки ребенка;

— обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

— отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Со стороны педагогов продумана большая работа с тревожными ребятами. Для помощи им используются следующие методы работы:

— похвала ребенка в присутствии других детей и взрослых;

— визуальный контакт, т.е. общение «глаза в глаза»;

— беседы, в которых ребенку предлагается обсуждение проблем, схожих с его собственными;

— релаксационные упражнения и игры;

— ролевые и сюжетные игры;

— игры с куклами.

Как показывает практика, формирование детской тревожности — следствие неправильного воспитания ребенка. Это означает.

1. Родители зачастую предъявляют к детям завышенные требования. Иногда это может быть связано с неудовлетворенностью жизнью, желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке.

2. Есть родители, которые не желают видеть в своем чаде «неудачника», тем самым заставляют его работать сверх меры.

3. Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у ребенка ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.

4. Многие родители не осознают, как их поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, либо его высмеивать.

5. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высоко тревожными, в связи с тем имеют низкую самооценку, не удовлетворены собой и своими действиями.

Лючинда Бассет предлагает родителям прежде всего заняться самовоспитанием, предоставляя рецепты для изучения самооценки и применения на их практике.

Памятка 3. Восемь рецептов повышения самооценки для родителей

№ п/п

Содержание

Пути выполнения

1

2

3

1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь туг же переключиться на приятное

Окончание табл.

1

2

3

2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4

Постарайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-нибудь изменить в себе. Если да, то не откладывайте

5

Начинайте принимать решения самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любое принятое вами решение вы можете оправдать и обосновать

6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность. Пусть доля риска сначала может быть невелика

8

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства

Помните, что вера во что-либо может помочь нам в решении трудных ситуаций. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Четвертая группа — аутичные дети. Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857— 1939). «Auto» — по-гречески «сам». Аутизм — искажение психологического развития, обусловленное биологической дефицитарностью ЦНС ребенка. Диагноз «аутизм» могут поставить только врачи. Основные клинические признаки аутизма:

— трудности коммуникации;

— побочные реакции на сенсорные раздражители;

— нарушения развития речи;

— стереотипность поведения;

— социальное взаимодействие.

В дошкольном возрасте у таких детей появляются «необычные» интересы. Они могут интересоваться дорожными знаками, номерами телефонов. У детей в дошкольном возрасте возрастает число неадекватных страхов. Они боятся гулять одни на улице, новых вещей, перестановки в квартире. В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, привязанность к определенным людям, но, вместе с тем, такие дети по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще всего пассивны, невнимательны. Они робкие, пугливые, особенно в контактах, часто неуверены в себе. В настоящее время предлагается проводить коррекционную работу в следующих направлениях:

— развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации;

— навыков самообслуживания;

— речи и коммуникативных склонностей.

Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и учителей. Нужно помнить, что эта работа очень кропотливая, требующая больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Надо знать, что проводимая специальная коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей — единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Ребенок научится общаться с окружающим миром и освоит программу школы.

VI. Работа в микрогруппах

Цель работы в микрогруппах — закрепить на практике теоретический материал.

Школьный психолог. Уважаемые родители, перед вами карточки «Портрет особого ребенка». Возьмите листок, на нем название одной из группы детей. В процессе коллективного обсуждения укажите характерные особенности ребенка этой группы, если хотите, можете подписать свои варианты.

Родители коллективно работают 5 мин. В это время играет спокойная музыка. Через определенное время каждая группа доказывает свой выбор характерных особенностей, идет обсуждение.

Портрет «особого ребенка»:

♦ Слишком говорлив

♦ Отказывается от коллективной работы

♦ Продуктивно работает с пооперационными картами

♦ Чрезмерно подвижен

♦ Имеет высокие требования к себе

♦ Не понимает чувств и переживаний других людей

♦ Ощущает себя отверженным

♦ Любит ритуалы

♦ Имеет низкую самооценку

♦ Часто ругается со взрослыми

♦ Создает конфликтные ситуации

♦ Отстает в развитии речи

♦ Чрезмерно подозрителен

♦ Вертится на месте

♦ Совершает стереотипные механические движения

♦ Постоянно контролирует свое поведение

♦ Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

♦ Сваливает вину на других

♦ Беспокоен в движениях

♦ Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные

♦ Часто спорит со взрослыми

♦ Суетлив

♦ Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

♦ Любит заниматься головоломками, мозаиками

♦ Отказывается выполнять просьбы

♦ Импульсивен

♦ Плохо ориентируется в пространстве

♦ Часто дерется

♦ Имеет отсутствующий взгляд

♦ Часто предчувствует «плохое»

♦ Самокритичен

♦ Не может адекватно оценить свое поведение

♦ Имеет мускульное напряжение

♦ Увлекается коллекционированием

♦ Имеет плохую координацию движений

♦ Опасается вступать в новую деятельность

♦ Часто специально раздражает взрослых

♦ Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

♦ Робко здоровается

♦ Годами играет в одну и ту же игру

♦ Мало и беспокойно спит

♦ Говорит о себе во 2-м и 3-м лице

♦ Толкает, ломает, рушит все вокруг

♦ Чувствует себя беспомощным

VII. Итог собрания. Решение собрания

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреждении, и дома. Психологом школы разработаны четыре тренинга по взаимодействию с «особыми» детьми. Если кто-то обнаружил в своем ребенке схожие характерные особенности с той или иной группой детей, кого-то заинтересовали сведения, сообщенные вам сегодня, мы предлагаем вам встречи с психологом. Это могут быть как индивидуальные встречи, гак и групповые.

Родителям предлагается ответить на вопрос: «Чем полезна для вас данная встреча?» .

Классный руководитель предлагает для обсуждения решение собрания.

Решение собрания

1. Принять полученную информацию к сведению.

2. Провести собрание, посвященное еще одной группе «особых детей» — одаренным детям.

Литература

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1— 4 классы. Новые собрания. М., 2005.

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.

Лютова Е.К., Монина Г. Б, Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001.

Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. СПб., 2004.

Новые подходы к работе с родителями / Сост. Л.Н. Тимофеева, Л.Ф. Галактионова. Псков, 1990.

Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Психологический словарь. Минск, 1997.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Нет комментариев. Ваш будет первым!