Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Литературное чтение по ФГОС «Школа России» - 2 класс

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить их с библиотекой, развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке, выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают.

Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой), зашифрованное название темы урока; выставка любимых книг.

Информация для учителя

Если есть возможность, то лучше этот урок провести в библиотеке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Кому оно посвящено? (Библиотекарям.)

Книжные люди, друзья мои ближние,

Верные слуги и маршалы книжные.

Милые тихоголосые женшины,

В книгах — всеведущи, в жизни — застенчивы.

Душ человеческих добрые лекари,

Чувств и поступков библиотекари.

Кажетесь вы мне красивыми самыми,

Залы читален мне видятся храмами.

Кто мы без вас?

Заплутавшие в замети

Люди без завтра и люди без памяти.

Л. Ошанин

— Какие слова или выражения были непонятны?

Заметь — так в старину называли метель (или наметенный сугроб); заплутавшие в замети — заблудившиеся, сбившиеся с пути во время метели. Поэт употребил это выражение в переносном смысле.

— Как автор называет библиотекарей?

— Какими они ему кажутся?

— Чем ему представляются залы?

— Прочитаем стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, а что вы можете сказать о библиотекарях? Сегодня на уроке мы поговорим с вами о библиотеках, узнаем о них много нового и интересного.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа о библиотеках

— Как вы думаете, когда появились библиотеки?

— Для чего они были созданы?

2. Общение с библиотекарем (игровая форма)

— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Это библиотекарь.)

Библиотекарь

— Знаете ли вы, каково происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: библион — «книга» и тэке — «хранилище». Теперь вам понятно значение этого слова?

— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Приготовьте чтение скороговоркой.

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталог.

— Ребята, я приготовила для вас русские народные загадки. Прочитайте их, отгадайте.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

 

Черные чернизины,

Как они нанизаны!

Засмотрелся Фома —

Понабрался ума. (Буквы.)

3. Работа с учебником

— Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тексты 1 и 2.

— Так когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?

— Что означает слово «библиотека»?

V. Физкультминутка

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

(Дети садятся по местам.)

VI. Закрепление изученного

— На с. 7 вам предлагаются темы проектов. Прочитайте их названия.

— Ознакомимся с планом действий.

(Дети читают пункты плана и объясняют, как они их поняли.)

Материал для учителя

Когда появились библиотеки

Первая библиотека возникла 8 000 лет назад! Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись. Дощечки обжигали, а самые ценные из них помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики. Таковы были первые библиотеки.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечниками и хранили в сундуках или на полках.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она возникла примерно в 300 г. до н. э. Там хранилось более 700 000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и описаны в каталогах.

Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они стали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для бедняков, а также сами собирали огромные коллекции книг для себя. КIV в. в Риме существовало 28 публичных библиотек.

В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: многие библиотеки поддерживались благодаря их усилиям.

В конце Средневековья, когда были возведены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также накапливали книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции славились своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Английские политические деятели в начале XIX в. призвали народ к поддержке библиотек. В 1850 г. английский Парламент разрешил создание библиотек.

— Расскажите о своей домашней библиотеке.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам показалось особенно интересным?

— Чем отличается домашняя библиотека от публичной?

Домашнее задание

1. Сходить в библиотеку. Узнать о старинных книгах.

2. Принести в класс какую-то старую книгу, если такая найдется.

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Нет комментариев. Ваш будет первым!