Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс. Тема: Осень

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Тема: Люблю природу русскую. Осень

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.

Кончается лето

Кончается лето,

кончается лето,

И солнце не светит,

а прячется где-то.

И дождь-первоклассник,

робея немножко,

В косую линейку

линует окошко.

— Понравилось вам стихотворение?

— О чем рассказывает нам автор?

— Как автор называет дождь? Почему?

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).

III. Введение в тему урока

— Какое время года наступает после лета?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано.

ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ

(Люблю природу русскую. Осень.)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 65, с чем мы познакомимся.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Проверим наши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.)

— Какие высказывания встретились вам в тексте? Прочитайте.

— Что вы узнали об Александре Сергеевиче Пушкине? Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.

В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно, очень важные для людей вещи зачастую укладывались в довольно шутливые формы. Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Загадки об осени

— Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.

— Что помогло вам отгадать их?

— Какие яркие признаки отражены в загадках?

2. Кроссворд «Деревья»

(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)

— Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое?

1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

 

2. Весной зеленела,

Летом загорела.

Осенью красные

Кораллы надела. (Рябина.)

 

3. Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

 

4. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

 

5. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

 

6. Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

 

7. Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

 

8. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

(Ключевое слово: листопад.)

— Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Какие произведения в нем мы будем читать?

— Каковы основные признаки осени?

Домашнее задание

Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень».

Автор: Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Вводный урок

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект урока литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Сказка «Лиса и тетерев»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России». Тема: Библиотеки

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Потешки, прибаутки

Нет комментариев. Ваш будет первым!