Классный час «Этические нормы поведения», 3 класс

Беседа-диалог об этических нормах поведения «Мальчик и девочка». Начальная школа

Цели и задачи классного часа:

1. Воспитание этических норм поведения, правильных отношений между мальчиками и девочками.

2. Развитие навыков хорошего тона, культуры и этики поведения.

Ход классного часа

Вступительная беседа учителя

Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, но некоторым ребятам все еще приходится сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несет портфель девочки, заботливо провожает ее по темной улице и т. д.

Что же здесь дурного и стыдного?

Что плохого в том, что Лена для Вити стала близким и нужным человеком? Он считает ее добрее других, заботливее и умнее. Вите приятно с ней разговаривать, делиться мыслями, с ней можно поговорить о самом сокровенном, и она не разболтает.

Мальчикам, конечно, можно с девочками дружить. Мальчики должны с малых лет привыкать помогать девочкам, заботиться о них. Но и девочкам нужно вести себя так, чтобы ни одному мальчишке, даже самому отчаянному, не пришло в голову быть с ней грубым или невежливым. И тогда дружба между мальчиком и девочкой будет настоящей дружбой, которая принесет радость им обоим.

Чтение и обсуждение рассказа Ю. Буковского «Настоящий мальчик»

Учитель зачитывает рассказ:

« — Настоящий мальчик никогда не позволит слабой девочке нести тяжелый портфель, — сказала мама Ростику. — А вот ты вчера Верочке позволил.

А какая же Верка слабая? — удивился Рос- тик. — Она же на две головы выше меня!

— Настоящий мальчик всегда сильнее даже такой высокой девочки, — объяснила мама.

Утром Ростик вышел пораньше и остановился на лестничной площадке около Веркиной квартиры. Верка долго не появлялась, потом выскочила в пальто нараспашку, с шапкой, шарфом, портфелем и мешком со сменной обувью в руках.

— Привет! Ты тоже в школу опаздываешь? — удивилась она, увидев Ростика.

— Я никуда не опаздываю. Я тебя жду, — угрюмо сказал Ростик.

Верка вначале ничего не сказала, потом покраснела и ответила весело:

— А вот я сегодня опаздываю! Побежали вместе!

И она кинулась вниз по лестнице. Ростику удалось догнать ее только на улице.

— Можно я твой портфель понесу? — буркнул он. — И мешок.

Верка совсем растерялась и сказала смущенно:

— Подержи, пока я застегнусь.

Налегке она побежала еще быстрее. А Ростик, наоборот, медленнее. Потом и вообще с двумя портфелями и мешками в руках пошел шагом.

А Верка оделась, притормозила, дождалась Ростика и спросила участливо:

Уже устал, бедненький? Давай, теперь я понесу. А у школы — опять ты.

Ростика такая забота оскорбила.

— Настоящий мальчик, — сказал он, — ни за что на свете не отдаст слабой девочке ее портфель и мешок.

— Давай тогда на остановку, доедем! — предложила Верка. — Автобус идет! — закричала она. — Ну, Ростик, ну, сильненький, ну, пожалуйста, побыстрее! — попросила Верка, когда Ростик еле-еле, пыхтя, трусил к остановке.

Они и втиснулись в заднюю дверь, и Ростик, как настоящий мальчик, полез к кассе платить. У кассы портфели он поставил на пол, вынул из портфеля пенал, из пенала достал деньги, бросил монетку в кассу, оторвал билеты, а выбраться из автобуса уже не успел.

А Верка у школы выскочила.

Вместо нее в заднюю дверь влезло необычайно много народу. Влезшие оттеснили Ростика от портфелей вперед — к средней двери. И на следующей остановке Ростик в эту дверь кое-как выпал. Но уже без портфелей — они поехали дальше...

Длинная Верка появилась на остановке, где стоял Ростик, очень скоро — она мчалась, почти как автобус.

— А где мой... портфель? — опешила Верка.

— В автобусе уехал. И мой, и твой. Оба. Только мешки остались. И пенал с тремя копейками, — показал Ростик. — Но ты не расстраивайся, без тетрадок даже лучше учиться: записывать не надо. И память...

Ростик хотел сказать, что память развивается, но договорить не успел.

— Какая память? — схватила его за шиворот возмущенная Верка и потащила вперед. — Бегом! За автобусом! Да у меня в тетрадке по русскому две пятерки! — подгоняла она. — И отдай мешок! Портфель хитростью уже выманил: понесу, понесу говорит! Теперь хочешь, чтобы и от тапочек только память осталась?

Но далеко бежать им не пришлось. Портфели стояли у столба на следующей остановке. Видно, кто- то из пассажиров позаботился о незадачливых школьниках.

К классу они добрались только к концу первого урока. Ростик постучался и хотел, как настоящий мальчик, пропустить Верку вперед. Но она втолкнула его в дверь и с двумя портфелями и мешками в руках вошла следом».

Вопросы: «Настоящий» ли мальчик был Ростик? Как вы оцениваете поведение Веры? Как бы вы поступили на месте Веры? Найдите ошибки в ее поведении. (Ответы, детей.)

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Мальчик с девочкой дружил»

Учитель зачитывает:

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый,

Как приятель, он не раз

Провожал ее до дома,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе

Он ходил на стадион,

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Но родители, мещане,

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане

Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи,

Улыбаются: «Привет!

Если ты за Таней, Федя,

То невесты дома нет!»

Даже в школе, даже в школе

Разговоры шли порой:

«Что там смотрят в комсомоле?

Это — дружба?! Ой-ой-ой!»

Стоит вместе появиться,

За спиной уже: «Хи-хи!»

Иванов решил жениться,

Записался в женихи!»

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил!

И не думал он влюбиться,

И не знал до этих пор,

Что он будет называться

Глупым словом «ухажер!»

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была,

А теперь она забыта.

Что с ней стало? Умерла.

Умерла от плоских шуток,

Злых смешков и шепотков,

От мещанских прибауток

Дураков и пошляков.

Вопросы: За что вы цените дружбу? Что значит хорошо дружить? Какие радости и огорчения бывают в дружбе? Что прервало дружбу между мальчиком и девочкой? (Ответы детей.)

Обсуждение ситуации «Мальчики и девочки»

Честно говоря, на вежливую, аккуратную девочку и посмотреть приятно. Такие девочки немножечко похожи на сказочных принцесс. Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и не ссорятся, не произносят грубых слов. А какие они ловкие, умелые эти девочки! Не хуже Золушки! Если такая девочка заметит, что на куртке у ее друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьет ее. Если мама или бабушка попросит такую девочку посидеть часок-другой с младшим братишкой или сестренкой, она охотно согласится это сделать. Споет малышу песенку, поиграет с ним, накормит его кашей, как велела мама.

Вежливая, добрая девочка — настоящая маленькая хозяйка в доме. Она не допустит, чтобы на книжных полках или на столе была пыль. Она охотно вымоет после завтрака или обеда посуду, подметет пол, польет цветы. Напоит молоком котенка, поможет бабушке почистить картошку и даже выстирает свои носовые платки и фартук.

Такая девочка никогда не капризничает. Она приветлива, весела и добра со своими друзьями. И заботливо относится к своим близким.

И, конечно, всякий по-настоящему вежливый мальчик с радостью готов дружить с такой девочкой. Ведь каждому мальчику всегда хочется быть похожим на сказочного рыцаря или принца. А сказочные рыцари и принцы очень-очень вежливы со всеми девочками и женщинами. Не так ли, мой дружок?

Мальчики и девочки должны быть хорошими и верными друзьями. А друзей — как мы уже знаем — нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Поэтому вежливый мальчик обязательно уступит в трамвае или в автобусе свое место женщине или даже девочке.

Поэтому он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости девочке снять пальто, подаст маме и бабушке тапочки, поможет им по дому. И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек!

Подведение итогов классного часа

Учитель предлагает учащимся несколько советов.

Для того чтобы у тебя было всегда много друзей, советую тебе, дружок: никогда не груби своим товарищам, не называй обидными словами, не давай им прозвища; не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное место.

Не забывай здороваться со своими друзьями. Даже с тем из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку посмотреть или почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя.

Всегда выполняй эти правила и сообщи их сводим товарищам, когда ты пригласишь их на праздник друзей.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Я принимаю гостей», 1 класс

Классный час «Вежливые слова», 1 класс

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет

Классный час «Как дарить подарки», 2 класс

Методическая разработка классного часа для учащихся начальных классов. Правила этикета: беседа по телефону

Нет комментариев. Ваш будет первым!