Беседы на тему «Планета – Земля» в старшей группе

Беседы на тему «Планета – Земля» в старшей группе

Беседа для детей 5 - 7 лет. Тема «Представления о Земле и небесах»

Здравствуйте, дорогие ребята!

♦ Как называется планета, на которой мы живем?

Правильно! Земля.

Если смотреть на Землю с очень большой высоты, например, из космоса, то как она выглядит?

Верно! Земля — огромный шар.

♦ А знаете ли вы, вокруг чего вращается наша планета?

Земля вращается вокруг Солнца.

Задав такие вопросы в древности, мы получили бы совсем другие ответы.

Древние греки думали, что Земля — плоская и похожа на огромное блюдо. На этом блюде расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озера.

Сверху необыкновенное блюдо прикрывает небесный свод. Он твердый и напоминает колпак. Днем небесный свод голубой, и по нему плывет золотое Солнце, а ночью свод становится темным, и на нем загораются звезды и месяц.

Древние греки считали, что звезды — это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.

Представьте, дети, что за чудо —

Земля, похожая на блюдо!

На плоском блюде — лес и горы,

Равнины, реки и озера.

Как будто твердым потолком,

Земля прикрыта колпаком.

Днем он прозрачный, голубой,

И Солнце по нему плывет,

А ночью — звездами, Луной

Украшен темный небосвод.

В древние времена люди считали Землю центром всего мира. Они думали, что Солнце движется вокруг неподвижно покоящейся планеты.

Такие представления о Земле современные ученые называют геоцентрическими.

Ведь в переводе с греческого слово «гео» означает земля. Земля — в центре всего мироздания!

Если я вас спрошу, на чем лежит Земля, то вы удивитесь моему вопросу. А в прежние времена такой вопрос часто обсуждался.

Некоторые народы полагали, что наша планета лежит на трех могучих слонах-великанах. Другие думали, что Землю держат огромные киты. А вот древние египтяне представляли планету в виде лежащего Бога, на теле которого растут деревья, травы и цветы. Небо они называли Богиней, наклонившейся к Богу-Земле. На платье Богини сверкали большие и малые драгоценные каменья — Солнце, Луна и звезды.

Наши предки — славяне — считали, что небеса и Земля похожи на яйцо, которое снесла огромная «космическая птица». Посредине славянской вселенной, наподобие желтка в яйце, расположена наша планета. Вокруг нее одно за другим поднимаются девять небес.

Каждое небо, по представлению древних славян, имело свое особенное предназначение. На первом небе располагались Солнце и звезды, на втором — Луна, на третьем — тучи и ветры... Седьмое небо считалось твердым и прозрачным дном небесного Океана. Именно там хранились неисчерпаемые запасы живой воды, источники ливней и дождей.

А еще наши предки думали, что на любое из небес человек может попасть, взобравшись по огромному Мировому Древу (дереву). Именно это дерево связывало Землю и все девять небес.

Что же это за Мировое Древо?

Оно виделось славянам могучим вековым дубом, на котором созревают не только желуди, но и семена всех других растений.

Попав на седьмое небо по Мировому Древу, можно увидеть волшебный остров. Там царит вечное лето.

На этот остров улетают осенью перелетные птицы, там они зимуют, а весной возвращаются в родные края. Остров Лета древние славяне называли «Ириннеем» (по М.П. Петровой).

Землю и небо наши предки считали живыми существами! Землю они называли матерью, относились к ней с величайшим уважением и любовью, даже справляли 10 мая именины земли. В этот день ее нельзя было тревожить: ни копать, ни пахать.

Небо славяне называли отцом и думали, что с высоты отец строго следит за своими детьми — людьми. А Солнце у славянских народов получило имя Даждьбог.

♦ Попробуйте объяснить такое название.

Оно включает в себя слово «дать». Ведь Солнце дает всему на земле свет и тепло, оно символ жизни!

Древним казалось, что Солнце перемещается по небу в золотой колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями, а солнечный свет исходит от золотого щита, который Даждьбог возит с собой.

Как и древние греки, древние славяне считали Землю центром всего мира.

♦ Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?

В те далекие времена у людей еще не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было совершать далекие кругосветные путешествия по морям и океанам; не было самолетов, из иллюминаторов которых можно было посмотреть на Землю сверху; не было спутников, вращающихся вокруг нашей планеты, с которых можно сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.

♦ Подумайте, почему Земля казалась людям плоским блюдом?

Представьте, что вы вышли во двор, чтобы поиграть на детской площадке. Посмотрите под ноги.

♦ Какой вам кажется земля, по которой вы ступаете?

Верно! Плоской, как пол. Правда, на ее поверхности попадаются кочки и канавы, но общее впечатление все-таки такое, что земля — плоская.

Вот и в древние времена, когда люди знали только те небольшие участки земли, где они жили, наша планета казалась им плоской, как блюдо или поднос. Чтобы убедиться в том, что Земля похожа на огромный шар, нужно увидеть ее с очень большого расстояния.

Вопросы для закрепления

♦ Вспомните, какой вы представляли Землю, когда были маленькими.

♦ Расскажите, какими представляли Землю и небо древние греки.

♦ Что думали об устройстве земли и неба древние славяне?

♦ Почему древние славяне называли землю матерью?

♦ Как вы думаете, они были правы в этом? Почему?

Беседа для детей 5 - 7 лет. Тема «Голубая планета — Земля»

♦ Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии.

Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности.

Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических открытий.

♦ Кто может ответить, что такое география?

География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.

♦ А какие открытия называют географическими?

Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. Они могут быть связаны с освоением новых земель или новых экономических ресурсов. К географическим открытиям также относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.

Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны.

Пожалуй, самым знаменитым морским путешествием стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

♦ Объясните слово кругосветное.

За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за горизонтом.

Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал наше светило — центром мира и объяснил, что Земля вращается вокруг Солнца. Свою теорию Николай Коперник назвал «...Об обращении небесных сфер». Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом — центром всего мира.

Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.

♦ Кто знает, зачем нужен телескоп?

Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.

Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после отречения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вертится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.

Современные наука и техника позволили людям составить верное представление о Земле.

♦ В виде чего предстает Земля на фотографиях, сделанных из космоса?

Правильно, в виде огромного шара.

Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли располагается суша.

Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша — пространство, покрытое камнями и почвой.

На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги.

Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями.

Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь географическую карту или глобус?

♦ В какой цвет окрашена на них суша?

Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.

А каким цветом обозначены водные пространства?

Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.

Вспомните, что такое глобус.

Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высокие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просторы, моря, океаны.

Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завернут в тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.

Воздушная атмосфера

Окружает земную сферу

Воздушная атмосфера.

Ее прозрачная вуаль

Укрыла Землю, словно шаль.

«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса.

♦ Как вы думаете, почему?

Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.

♦ Почему атмосфера очень важна для Земли?

Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

♦ Кто знает, как называются металлические или каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?

Правильно, метеоритами.

Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.

«Земля в космосе — как остров, затерянный в просторах безбрежного океана. Сколько бы мы ни летели в космосе в любую сторону — месяц, год, тысячу лет, — мы никогда не долетели бы до конца космоса, до черного потолка. Конца у космоса нет. Нет никакого черного потолка совсем. Ни каменного, ни хрустального» (П.В. Клушанцев).

В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд. Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы и метеоры.

♦ Как вы думаете, есть ли в космосе воздух?

Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух.

♦ Как называется такой костюм, знаете?

Конечно, скафандр.

♦ Давайте подумаем, чем космическое пространство отличается от воздушного?

«Что такое пустота? Чем пустота отличается от воздуха? Оказывается — очень отличается. В воздухе мы можем дышать. В пустоте дышать нечем. В пустоте всегда одинаково холодно.

В воздухе бросишь перышко — а оно не летит, тут же рядом и падает. Воздух мешает лететь. А в пустоте мешать нечему. Там наше перышко полетит далеко-далеко, как будто оно тяжелое, железное.

В воздухе птицы летают. В пустоте им пришлось бы ходить по земле. Крылья там бесполезны. Им там не на что опереться. И самолеты тоже не могут летать в пустоте. Пустота, окружающая земной шар, "обмазанный воздухом", называется космическим пространством или просто космосом» (П.В. Клушанцев).

Послушайте стихотворение.

Мои путешествия

Я во время долгих странствий

Открывал Земли пространства:

Бесконечные просторы,

Степи, и тайгу, и горы.

Голубые океаны

Довелось увидеть мне.

Волны бурные, туманы

Вижу с той поры во сне.

Поднимался в самолетах —

Видел сверху облака,

И казалось в тех полетах,

Что внизу лежат снега.

Только в космосе далеком

Не бывал ни разу я.

О звезде своей высокой

Лишь мечтаю я, друзья!

Дорогие ребята! Представим, что мы прикоснулись рукой к глобусу. Он стал вращаться вокруг своей оси.

Вот так и Земля вращается вокруг своей невидимой, или, как говорят, воображаемой, оси.

Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Это время и называется сутками.

♦ На какие две части можно разделить сутки?

Сутки состоят из дня и ночи. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной — сияет светлый день. День и ночь сменяют друг друга, потому что вращение Земли непрерывно!

Можно сказать, что день — светлое время суток, а ночь — темное.

День

Днем светло, ведь солнце светит,

Во дворе резвятся дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Ночь

Ночь пришла, вокруг стемнело,

За горою солнце село.

Вслед за первою звездой

Вышел месяц золотой.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

♦ Вспомните, о чем мы беседовали на прошлом занятии, и скажите, вокруг чего вращается Земля?

Земля вращается не только вокруг своей собственной оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг Солнца.

Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, называется годом! За год наша планета делает полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

♦ Сколько же суток необходимо Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца?

365 или 366 суток.

♦ А сколько месяцев на это понадобится? Правильно. Год состоит из двенадцати месяцев.

♦ А сколько времен года сменятся на Земле?

Верно. Четыре времени года.

♦ Как они называются?

Одно время года сменяется другим. Вслед за зимой идет весна, потом наступает лето, затем следует осень и вновь наступает зима.

♦ Задумывались ли вы о том, почему одно время года сменяется другим?

Это происходит оттого, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло. А сейчас отгадайте загадки.

* * *

Если снег темнеет, тает,

И орешник расцветает,

И сережки у осины,

И плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна,

Значит, к нам пришла ... (весна).

* * *

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный сладкий плод.

Солнце льет потоки света.

Это время года — ... (лето).

* * *

Если дождик моросит,

У деревьев грустный вид,

Слышен ветра шум и свист,

Облетает желтый лист,

Грустен шелест старых сосен.

Это время года — ... (осень).

* * *

Если все белым-бело,

Белым снегом замело

И дороги и дома,

Значит, к нам пришла ... (зима).

* * *

Зимой одевается в белый кафтан,

Весной — в зеленый сарафан.

Летом ходит в платье цветном.

Осенью — в плаще золотом.   (Земля.)

А теперь давайте еще раз повторим, что же представляет собой Земля — планета, некоторой мы живем. Я буду говорить начало предложений, а вы заканчивайте их.

Наша планета — это огромный твердый ... (шар). На поверхности этого шара есть пространство сухопутное и ... (водное). Землю окружает воздушная ... (атмосфера). Земля вращается вокруг своей собственной ... (оси). За счет этого вращения происходит смена ... (времени суток). Земля вращается вокруг нашего светила — ... (Солнца). Из-за этого вращения происходит смена ... (времен года).

Остается добавить, что Земля — это единственная известная нам обитаемая планета!

♦ Что значит обитаемая планета?

На Земле существуют благоприятные для жизни условия: вода для питья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета, поэтому и называют Землю планетой жизни!

Родная планета

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живем на ней,

И любим мы ее просторы,

Ее леса, моря и горы.

Вопросы в конце беседы

♦ Кто совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие?

♦ Какую форму имеет Земля?

♦ Кто из ученых доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

♦ Что такое атмосфера?

♦ Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?

♦ Что такое космическое пространство?

♦ Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

♦ Почему происходит смена времен года?

♦ Почему Землю называют планетой жизни?

Рекомендуем посмотреть:

Открытое занятие ко Дню космонавтики в старшей группе

О празднике День космонавтики для детей 5-7 лет

Конспект занятия ко Дню космонавтики в средней группе

Сценарий ко Дню космонавтики в детском саду для детей подготовительной группы

Аппликация на тему Космос в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!