Семейный бюджет. Как составить

Семейный бюджет. Как составить

Как обрести финансовую независимость

Уже вырытую финансовую яму можно снова закопать, помня о следующем:

1. Сделать человека несчастным несложно: достаточно дать ему попробовать более высокий уровень жизни, а потом отобрать возможность обеспечивать этот уровень. Кроме того, человеческие потребности всегда растут, а возможности иногда запаздывают... Если ваши доходы стали меньше из-за падения рынка, не надо цепляться за прошлые радости жизни: учитесь жить в новых обстоятельствах. Все поправимо в этой жизни, так что расстраиваться не нужно.

2. Залог спокойной финансовой жизни — наличие бюджета. Слово «бюджет» в мозгу многих людей ассоциируется с долгосрочной перспективой, большими корпорациями и миллионами долларов. На самом деле бюджет — это определение суммы, больше которой нельзя тратить без ущерба для своих финансов, и контроль расходов. Планирование семейного бюджета необходимо, даже если вся ваша семья — это только вы сами. Вряд ли кого-то из нас родители этому обучали целенаправленно. Они сами постигали науку планирования семейного бюджета опытным путем, а научившись, позабыли, с какими трудностями сталкивались в первые годы самостоятельной жизни. Но это значит лишь то, что и вам никогда не поздно научиться.

3. Многие слышали и выражение «финансовая независимость», но наверняка не все понимают, что же это такое. Определений много, и трудно выделить из них единственно правильное. Дело в том, что у каждого свое понятие о финансовой независимости.

❧ Историческая справка

Слово «бюджет» заимствовано из Англии, где в старину канцлер казначейства ежегодно приносил в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая собственно и называлась старинным норманнским словом «Bougette» — кожаный мешок. В русский язык это слово пришло в начале XIX в. и первоначально имело форму «буджет».

Причем многие серьезно ошибаются, говоря, что человек с очень большой зарплатой финансово независим. Ведь даже при большой зарплате у человека могут быть такие расходы, что от полученного дохода ничего не остается. А чтобы стать финансово независимым, нужно тщательно планировать свои расходы, тратить деньги с умом — так, чтобы расходы «не съедали» все заработанные средства. Зададимся вопросом, можно ли, живя на заработную плату, быть финансово независимой? Конечно, уровень зарплаты зависит от трудоспособности. Чем больше вы работаете, тем выше доход. Потеряв работу, теряете и доход, но при одном условии — что он весь тратился и ничего не скопилось.

Все это сводится к одному: финансовая независимость определяется не зарплатой, а способностью человека получать доход, способный обеспечить его в будущем (например, когда выйдет на пенсию или вдруг станет нетрудоспособным). Доход этот может складываться из разных составляющих, например процентов по депозитному счету, на который вы складываете остатки от зарплаты, процентов по взносу в инвестиционный фонд или кредитный союз, дохода от ценных бумаг, арендных платежей за бабушкину квартиру или гараж и т. д. Вариантов получения дохода, который обеспечит финансовую независимость, немало. Главное, выбрать оптимальный именно для вас.

Есть ли у вас план?

Чтобы путь к финансовой независимости был более четким и ясным, лучше составить свой личный финансовый план рационального распределения доходов. Планируя доходы, расходы, остатки, пути инвестирования, прогнозируя приумножение капитала, можно контролировать и вносить коррективы в план воплощения цели стать финансово независимым. Личный финансовый план позволяет, прежде всего, заранее увидеть возможные в будущем проблемы с наличием денег в каждый момент времени. Финансовый план, помимо источника информации, используется в качестве инструмента управления личными финансами. Точно зная, в какой момент могут возникнуть финансовые трудности, можно заранее спланировать такое распределение трат и поступления денег, которое гарантирует относительно спокойную и стабильную жизнь в будущем.

Личный финансовый план представляет собой таблицу, где:

- проанализирована текущая финансовая ситуация вашего бюджета (здесь расписаны все источники и размеры доходов, ежедневные и ежемесячные расходы);

- сформулированы личные финансовые цели по суммам и желаемому периоду достижения;

- сформулированы пути реализации финансовых целей, то есть прописаны варианты и инструменты инвестирования или те статьи расходов, которые можно сократить и тем самым освободить часть средств для накопления, и т. д.

Кроме того, в личном финансовом плане должны присутствовать пункты о создании резервов на случай потери трудоспособности, пусть даже временно. Необходимо предусмотреть варианты страхования недвижимости, жизни и здоровья, может быть, с использованием программ накопительного страхования.

При условии, что у вас есть компьютер и работа с ним вам хорошо знакома, вести семейную бухгалтерию можно с помощью специальных компьютерных программ: «Домашние финансы», «1C: Деньги» — и многих других, которые легко найти в Интернете, причем многие из них бесплатны. Также для учета финансов можно успешно использовать табличный процессор Excel из распространенного пакета MS Office. В случае, если компьютер для вас всего лишь часть домашнего интерьера, вести учет можно и дедовским методом. Для этого заведите «кассовую книгу». Возьмите обычную тетрадь, разделите страницу по вертикали на две части. Левую половину таблицы назовите «Приход» (сюда вы будете записывать свои доходы), а правую — «Расход» (в эту часть вы будете разносить все свои траты).

Учитываем доходы

Сначала займемся самым приятным: доходами. Распишите их по разделам.

- Активы, приносящие доход: сдаваемая в аренду недвижимость, банковские счета, приносящие проценты, акции, облигации, другие ценные бумаги и т. п.

- Активы, не приносящие доход: квартира, в которой вы живете, дача, которую вы не сдаете, гараж, автомобиль, то есть вся собственность, которая не приносит прибыли.

- Пассивы, или источники образования средств: зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т. д.

Уже теперь можно оценить, насколько рационально вы используете свой капитал. Возможно, среди активов, не приносящих доход, есть те, которые полезней будет сделать доходными — сдать в аренду или продать, вложив полученные средства в более выгодные проекты.

Возможно, в вашей собственности есть пустующий гараж или разрушающаяся дача, которой вы не пользуетесь. Если не получится сдать эти объекты в аренду, продайте их хотя бы «на разбор».

Если машина, на которой вы ездите, через год-два превратится в металлолом, ее будет невозможно продать. Пока она не потеряла свой «товарный вид», нужно заняться реализацией. Таким образом, на руках появится определенная сумма, которую можно использовать для покупки нового авто. Однако учтите: автомобиль стоит приобретать только в том случае, если он вам будет приносить доход (когда результат вашей работы полностью определяется наличием транспорта) или если его покупка никак не отразится (или отразится весьма несущественно) на толщине вашего кошелька. Однако часто бывает так: до работы можно доехать за 15 минут на маршрутке, работа офисная, дачи нет, гаража для купленной машины тоже нет. И с покупкой машины вы «в комплекте» приобрели дополнительные расходы на бензин, ремонт, стоянку, лишив себя значительной суммы денег, которая смогла бы принести дополнительный (совсем не лишний) доход.

Подводим итог: избавляемся от активов, которые требуют постоянных трат, и приобретаем те, которые приносят прибыль.

Теперь приступим к главному.

Учитываем расходы

Проблема постоянной нехватки денег, как правило, заключается не в количестве заработанных средств, а в неумении правильно их тратить. Проблема не в том, сколько у вас средств. Главный вопрос: находится ли ваша финансовая жизнь под вашим же неусыпным контролем, умеете ли вы считать и управлять своими деньгами? Первым шагом на пути решения этой задачи является финансовый учет.

Сколько пришлось выложить за автомобиль или новую стиральную машину, вы, скорее всего, вспомните и через несколько лет. Но сможете ли с ходу ответить на вопрос: какую точную сумму денег вы тратите в месяц на продукты? А на милые пустячки? То-то же!

Итак, в графу «Расход» необходимо вносить все затраты, до копейки. Муторно, но это необходимая жертва, на которую придется пойти хотя бы первые полгода-год. Изучив свои записи за несколько месяцев, вы определите, сколько денег у вас ушло на оправданные расходы, а сколько было спущено ради удовольствия.

Чтобы финансовый контроль был более детальным (в настоящей бухгалтерии это называется аналитикой), расходы тоже удобнее разбить на так называемые статьи. Правда, расходы учитывать сложнее, чем доходы, ведь купюры из кошелька мы достаем по нескольку раз в день. В течение месяца таких денежных операций наберется несколько десятков, а то и сотни. Чтобы систематизировать траты, их целесообразно тоже разбить по статьям. Например: «Квартплата», «Телефон», «Интернет», «Транспорт», «Продукты», «Одежда», «Дети», «Отдых», «Здоровье», «Прочее». У вас могут быть и другие постоянные расходы: «Образование», «Кредиты», «Налоги», «Спорт», «Хобби» и др.

Сначала тяжело привыкнуть записывать все расходы, но постепенно привыкаешь запоминать цены в магазинах, сколько и на что потрачено. Со временем появляется навык. Носите с собой записную книжку или блокнот, куда вы сможете заносить свои мелкие покупки. Для этого можно использовать даже мобильный телефон.

Возможно, ежедневно учитывать расходы вам покажется слишком нудным и утомительным занятием. Тогда попробуйте вносить изменения в свой финансовый отчет хотя бы раз в несколько дней или по окончании недели. Для того чтобы легко вспомнить, «куда делись» деньги, выработайте привычку брать в магазинах кассовые чеки и класть их в кошелек. Не стесняйтесь этого делать. Продавцы обязаны выдать вам чек на покупку практически в любой торговой точке. По чекам вы сможете без труда вспомнить, на что потратили деньги, и вечером хватит пяти минут, чтобы записать все расходы. Так у вас выстроится четкая картина, сколько денег уходит в среднем в месяц, квартал, год.

Сводим баланс

В течение всего месяца вы учитывали движение средств, и в конце отчетного периода можно подвести первые итоги. Если вы ведете учет на компьютере, результат посчитается автоматически, если вручную — придется складывать цифры в столбик или на калькуляторе.

Итак, если к остатку на начало месяца вы прибавите сумму всех записей в столбце «Приход» и вычтете сумму всех записей в столбце «Расход», то у вас должна получиться сумма, равная той, что у вас в кошельке. Сводить баланс можно не только по окончании месяца, но и всякий раз, когда вы разносите по таблице свои финансовые операции. Это даже удобнее. Вдруг сальдо (итог) вашего отчета не сойдется с содержимым кошелька? Тогда у вас есть шанс по «горячим следам» вспомнить, куда потрачены деньги. Если память вас подводит, попробуйте подсчитать расхождение между тем, что должно быть, и тем, что есть. Возможно, полученная сумма наведет на мысль, куда были потрачены деньги. Не получилось вспомнить? Ну что ж, бывает, тогда внесите «потерянную» сумму в статью «Прочие расходы» и убедитесь, что теперь все сходится. Возможно, потом вспомните и поправите, ну а нет — значит, нет.

❧ С улыбкой о серьезном

Закон Мэрфи для бухгалтеров

Если баланс не сходится, значит, в него вкралась ошибка. Если баланс сошелся, значит, в нем две ошибки.

Во многих семьях супруги складывают деньги в «общий котел» и совместно их тратят. В такой ситуации можно столкнуться с проблемой, когда вы добросовестно ведете финансовый учет, а ваш любимый берет деньги «из тумбочки» или кладет их туда, не удосужившись сделать соответствующую запись в «кассовой книге» или хотя бы поставить в известность вас. В этом случае можно попробовать наладить раздельный финансовый учет. То есть, отдавая какую-либо сумму супругу, отражайте ее по статье «Расходы», а если получаете — по статье «Доходы». Это даст возможность оценить доходы и расходы независимо от того, захочет ли это делать ваша «половина».

Если же супруг поддержал идею контроля над семейными деньгами — прекрасно! В этом случае в конце месяца по данным двух финансовых отчетов вы сможете построить общий семейный бюджет (на профессиональном языке — консолидированный), из которого станет ясно, какие деньги приходят в семью, а какие — уходят.

Рекомендуем посмотреть:

Нужно ли брать деньги в долг?

Как экономить деньги

Семейный бюджет. Как тратить

Ссоры из-за денег

Как избавиться от долгов по кредиту

Нет комментариев. Ваш будет первым!