--

Как планировать семейный бюджет

Как планировать семейный бюджет

Ведение домашней бухгалтерии. Планирование семейного бюджета

Деньги, деньги, деньги... Они, как песок, сыплются сквозь пальцы и, как вода, уходят в землю. Можно сколько угодно рассуждать о ничтожности материальных ценностей, называть деньги «презренным металлом» и рассуждать о возвышенном. Но если денег нет, то делать это придется голышом, под открытым небом и на голодный желудок. Жадничать, конечно, тоже не надо. Всех денег все равно не заработаешь. Зато можно научиться рационально расходовать средства, реально имеющиеся в семейном бюджете. Деловые люди говорят, что деньги нужно уметь зарабатывать. Да, не спорим. Но не менее важно уметь заработанные деньги правильно тратить. Давайте учиться этому вместе.

Домашняя бухгалтерия

В самом широком понимании бюджет — это перечень статей всех доходов и расходов за определенный период. Как правило, бюджет составляется на один месяц, поэтому именно такой срок будет в дальнейшем указываться в тексте. Однако вы можете выбрать тот отрезок времени, который удобен конкретно для вашей семьи.

В специализированной литературе можно найти множество советов по ведению домашней бухгалтерии и различные стратегии планирования семейного бюджета. Некоторые из этих источников дополняют друг друга, некоторые полемизируют между собой.

Например, одни авторы придерживаются мнения, что для успешного ведения домашней бухгалтерии необходимо точно фиксировать все траты, другие утверждают, что подобная педантичность избыточна и бесполезна. Кто-то советует жестко планировать бюджет от и до, кто-то считает, что практичнее обратить внимание на спорные статьи расходов, например, развлечения или сладости.

Сторонники современных технологий активно пропагандируют специальные компьютерные программы, созданные для эффективного ведения домашней бухгалтерии.

Их оппоненты, не отрицая плюсов автоматизированной бухгалтерии, настаивают на том, что ничего лучше ручки и тетради все равно еще не придумано.

На самом деле никаких строгих и точных правил ведения домашней бухгалтерии не существует. Только вы сами можете понять, как удобнее поступать именно вам.

Виды семейного бюджета

Различают три вида семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.

1. Совместный бюджет: доходы всех членов семьи идут в «общий котел» и распределяются тоже совместно. Такой бюджет является самым удобным как с финансовой, так и с психологической и моральной точек зрения. Однако, к сожалению, такой вариант приемлем не для всех семей, так как предполагает максимальную «прозрачность» семейных финансов, отсутствие у супругов или партнеров секретов о размерах индивидуального дохода.

2.   Долевой бюджет: все семейные расходы делятся поровну между членами семьи, имеющими доход. Оставшимися от индивидуального дохода излишками каждый член семьи распоряжается по собственному усмотрению. Этот способ вызывает множество конфликтов и обид. Во-первых, не всегда бывает легко определить, какая часть «общих» денег тратится на каждого члена семьи. Например, жене, которая постоянно сидит на диете, вряд ли понравится, что она отдает на питание столько же денег, сколько и муж, не отказывающий себе в обильных обедах и ужинах. Кроме того, такой бюджет ущемляет права члена семьи с более низким индивидуальным доходом, ведь у него остается меньше денег на личные траты.

3. Раздельный бюджет: члены семьи сами распоряжаются своим индивидуальным доходом и оплачивают собственные счета. Общие семейные траты (обучение детей, коммунальные платежи, совместные кредиты) оплачиваются вскладчину. Такая модель широко распространена в Западной Европе.

Как вести домашнюю бухгалтерию

Определитесь с формой ведения домашней бухгалтерии. Вы можете записывать все в обычную тетрадь, вносить в таблицу компьютерной программы Excel, воспользоваться одной из многочисленных специальных программ, предназначенных для ведения семейного бюджета.

1. Специальные компьютерные программы. На современном рынке представлены самые разные программы, как платные, так и бесплатные. Помните, что не все они переведены на русский язык. Если вы на должном уровне владеете иностранными языками, это не проблема. Если же нет, желательно подобрать русскоязычную программу. Ведение бухгалтерии — достаточно сложное дело, требующее внимания и сосредоточенности. Не стоит усложнять себе задачу и пользоваться программой на малопонятном языке.

Среди специализированных программ можно перечислить X—Crash «Семейный бюджет», АсеМоnеу Lite, «Ноте Station 1.2. Бухгалтерия для дома».

2. Таблицы компьютерной программы Microsoft Office Excel. Это одна из самых известных программ для работы с электронными таблицами. Ее можно использовать не только для ведения домашней бухгалтерии, но и для любых других задач, связанных с составлением таблиц. По сути, это электронный аналог бумажной тетради в клеточку, расчерченной на графы и строки. Преимущество Excel в том, что программа автоматизирует большинство действий, связанных с ведением бюджета, облегчает ведение расчетов.

У специальных программ и Excel общие достоинства и недостатки, поэтому оценка их будет сводной.

Достоинства электронных способов ведения бухгалтерии:

✓ автоматизация большинства операций (подсчеты, упорядочивание): вам не нужно надеяться на свои арифметические знания, машина все подсчитает за вас;

✓ возможность работы с шаблоном: один раз сделав шаблон, вам уже не надо перечерчивать его каждый месяц, вы можете просто скопировать его;

✓ возможность хранения и переноса данных на съемном носителе, а также удаленной работы с данными: вы можете скопировать вашу «электронную книгу бухгалтерского учета» на CD-диск, флэшку или другой носитель и работать с ней на другом компьютере.

Недостатки электронных способов ведения бухгалтерии:

✓ необходимость владения компьютерной грамотностью. Вряд ли разумно в спешном порядке осваивать компьютер только для того, чтобы вносить в программу свои доходы и расходы. Если в мире компьютеров вы новичок, постарайтесь адекватно оценить свои навыки: сможете ли вы освоить нужные программы и работать с ними или вам все же удобнее записывать свои доходы и расходы на бумаге;

✓ труднодоступность данных для самого пользователя: если ваш компьютер включен круглые сутки, проблемы не существует. Вы можете в любой момент сесть за компьютер, быстро открыть нужную программу и занести в нее данные. В противном случае вам придется тратить дополнительное время на то, чтобы включить компьютер и дождаться, пока он загрузится. Лишь после этого вы сможете сделать нужные записи. Скорее всего, через некоторое время вам не захочется включать компьютер лишь для того, чтобы записать одну — две цифры. Вы будете откладывать занесение текущих расходов в таблицу, станете о них забывать, и ваша домашняя бухгалтерия просто развалится. Подумайте, не проще ли завести обычную тетрадь, которая будет все время под рукой;

✓ риск потери или кражи данных: компьютер, как и любой механизм, может сломаться; если испортится жесткий диск, вы, скорее всего, не сможете восстановить утерянные данные; если ваш компьютер подключен к Интернету, всегда есть риск заражения вирусом или взлома данных.

3. Обычная тетрадь. Для ведения общая тетрадь в клеточку. Кроме домашней бухгалтерии подойдет того, вам нужна будет линейка и шариковые ручки, желательно нескольких цветов, чтобы можно было наглядней выделить остаток, резерв или какие-то особые статьи расходов. Неудобство ее состоит в том, что вам придется каждый месяц вручную расчерчивать и заполнять таблицу, а также самостоятельно делать все расчеты. Преимущество такой формы ведения бухгалтерии уже отмечалось: тетрадь всегда будет у вас под рукой, и вы сможете быстро зафиксировать информацию даже о самых мелких расходах.

Стратегии ведения домашней бухгалтерии

1. Теоретическое планирование доходов и расходов. Для этого нужно составить таблицу с указанием ежемесячного дохода семьи и предположительными тратами, а затем сравнить обе суммы. Если статья «Доходы» превышает статью «Расходы», следует решить, как распорядиться остатком. Можно отложить всю эту сумму про запас, в «резервный фонд семьи». Можно распределить ее между другими статьями расходов, увеличив таким образом лимит на них. Наконец, можно пойти путем компромисса, поделить остаток на 2 или более частей, одну часть отложить в резерв, другую потратить.

Если сумма в графе «Расходы» превысила статью «Доходы», придется корректировать бюджет. Здесь можно пойти двумя путями.

Если вы не желаете или не можете сократить запланированные расходы, вам придется подыскать дополнительный заработок, который покроет образовавшуюся разницу. Не обязательно менять свою жизнь кардинально и устраиваться на вторую (третью) работу. Это может быть разовая подработка, плата за которую удовлетворит ваши потребности в текущем месяце. Однако в этом случае вам придется приложить определенные усилия, изменить привычный распорядок дня, найти в своем графике время для подработки. Далеко не всем людям подходит такой способ уравновешивания доходов и расходов.

Второй способ — пересмотреть графу «Расходы» и урезать суммы, выделенные на некоторые ее позиции. Возможно, вы заложили слишком крупную сумму на покупку сладостей или запланировали поход в ресторан. Не обязательно вычеркивать те или иные позиции полностью. Достаточно уменьшить выделенные на них суммы.

Очевидно, что теоретическое планирование имеет как преимущества, так и недостатки. Положительная сторона такой стратегии в том, что она существенно снижает риск выхождения за рамки ежемесячного дохода семьи. Вы заранее продумываете, как истратите находящуюся в вашем распоряжении сумму. Помешать этим планам могут только форс-мажорные обстоятельства либо ваша собственная недисциплинированность.

Однако если вы только задумываетесь над тем, чтобы вести домашнюю бухгалтерию, стратегия теоретического планирования может вам не подойти. Дело в том, что ее применение возможно лишь в том случае, если вам хотя бы примерно известны ваши ежемесячные расходы. Но зачастую нам сложно навскидку сказать, какую часть денег мы тратим на продукты, какую — на проезд, одежду, а какую просто «спускаем» на совершенно ненужные покупки. Исключение составляют счета: коммунальные платежи, стационарный и сотовые телефоны, телеантенна.

Если это относится к вам, лучше пойти вторым путем и отталкиваться от реальных ежемесячных трат.

Страницы: 1 2

Светлана # 26 октября 2012 в 20:19 0
Обязательно рекомендуем иметь резервный фонд
Резервный фонд — гарантия финансовой стабильности вашей семьи. Кроме общего резерва, создайте узкоспециальные резервные фонды: на подарки, на ежегодные обязательные платежи, на ремонт автомобиля.