Крещение ребенка. Приметы и обряды, связанные с крещением ребёнка

Крещение ребенка. Приметы и обряды, связанные с крещением ребёнка

Тяжелой считалась участь детей, которые умерли без крещения, души которых так и странствуют по свету неуспокоенными - помочь им можно было, только дав имя. Хоронили таких детей на перекрестках дорог, где их могли «крестить» прохожие. Поэтому малыша старались окрестить как можно скорее. К слабым детям приглашали священника на дом, а остальных крестили в первое же воскресенье после родов.

При крещении родители редко просили священника дать то или другое имя ребен­ку; обычно священник давал ребенку имя святого, память которого празднуется в день крещения или ближайший к нему. Чаще всего ребенка крестили на восьмой день после рождения.

Главные действующие лица при крещении - крестные родители, или восприемники (то есть принимающие ребенка из купели), в народе они именовались кумом и ку­мой. К ним предъявляются высокие требования: они должны быть благонравными, проявлять усердие в делах церкви, знать молитвы, регулярно говеть, исповедоваться, причащаться. Приглашал восприемников отец новорожденного: он приходил в дом будущего кума, кланялся ему и обращался с просьбой стать крестным (или крестной) со словами: «Пойди введи младенца в православную веру». Далее следовало угощение прибывшего, причем отец ребенка должен был принести спиртное и какие-либо лакомства.

В народе восприемники считались вторыми родителями ребенка, его опекунами и покровителями. Ими часто выбирали кого-либо из родственников - взрослых, уважаемых и состоятельных. Приглашение в крестные считалось честью, и отказ от кумовства расценивался как грех. Те семьи, в которых дети часто умирали, приглашали в кумовья первого встречного, считая, что его счастье перейдет новорожденному.

Кум покупал крест, расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку рубашку и несколько аршин ситца или холста, а также полотенце священнику, чтобы утереть руки после погружения ребенка в купель. Крестные не ограни­чивались восприемничеством, поручительством за крестника перед Богом, их роль особенно возрастала при заключении брака крестника. При крещении происходит отречение от дьявола и всех его дел и при троекратном погружении в освященную воду по имя Отца и Сына и Святого Духа очищение от всех грехов, то есть наследственного греха (Адамова) и грехов личных. Крещение символизирует рождение для жизни духовной, святой. Православное крещение совершается один раз в жизни. На крещаемого надевают белую рубашку в знак его чистоты душевной. И возлагают на него крест в знак того, что он верует во Христа, за нас распятого на кресте, а еще в знак того, что он в жизни своей должен терпе­ливо нести свой крест (тяготу житейскую) до могилы.

При мальчике восприемник (крестный отец, или кум) должен быть обязательно православный, а при девочке - православная крестная мать. После крещения совершается таинство миропомазания. Если в таинстве крещения человек рождается для новой жизни - духовной, то в таинстве миропомазания он получает благодать, укрепляющую силы крещеного человека для прохождения этой новой жизни. Одним словом - в миропомазании дается «все потребное для жизни (христианской) и благочестия».

Чтобы освятить мысли, чувства и действия крещеного человека, священник помазует святым миром лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги и говорит: «Печать дара Духа Святого».

По совершении миропомазания крещаемый и восприемник с зажженными свечами три раза обходят купель в честь Пресвятой Троицы и в знак духовной радости.

Приметы и обычаи, связанные с крещением ребенка

• Плохая примета, если в день его крестин в церкви бывают похороны.

• Если младенец во время крещения сжимался, чихал или плакал, то считалось, что он будет жить; если молчал и вытягивался в воде - умрет.

• При пострижении волосы ребенка закатывали в воск, бросали в купель и наблюдали: если воск утонет, то ребенок не жилец, если воск плавает, то ребенок будет жить.

Приобщение к семейному очагу. После возвращения из церкви младенца клали на лавку под образа на тулуп, как символ богатства, иногда на печь или подносили к челу (наружному отверстию) печи, которая считалась жильем домового - хозяина дома, и обращались к домовому с просьбой принять новорожденного в дом: «Родной, приходи, дите сприими, в домовине укрепи! Господи, благослови новое чадо в доме видать. Во имя Святой Троицы и Николы Угодника и всех святых. Аминь».

Крестильный обед. Гостей приглашал отец ребенка со словами «к младенцу на хлеб на соль, кашу есть». Когда приглашенные собирались, устраивался крестильный обед. Подавались различные кушанья, но обязательно - гречневая или пшенная каша.

Бабка начинала угощать присутствующих, но те, по обычаю, первую рюмку предлагали угощающей: «Попробуй-ка сама, бабушка! - шутили в ответ на ее угощения хозяин с гостями. - Бог знает, какую ты водку нам подаешь, может, она наговорная!» Первым после бабки пил отец новорожденного. Для закуски ему она подавала в ложке пересоленную кашу (или смешанную с горчицей, перцем, уксусом и т. п.), приговаривая: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сынку (своей дочке)!», «Как тебе солоно, так и жене твоей было солоно рожать!», «Солона кашка, и солоно было жене родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся детки после». Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносила: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось и они также прыгали бы». За кашей происходил обмен подарками - кума одаривала кума платком, кум ее ответно - деньгами; деньги и подарки «на зубок» клали на горшок с кашей или на особые тарелки.

За отцом младенца угощались кумовья. «Выкушайте, куманьки дорогие! - говорила им бабка. - С крестницей (или крестником) вас! Как вы видели ее (или его) под крестом, так бы видеть вам ее (или его) и под венцом!» После кумовьев пили подносимую водку и остальные, сидящие за столом. При этом каждый, не исключая и самого родителя, клал деньги на тарелку - в пользу бабки и на пирог - в пользу родильницы.

В заключение обеда бабка клала на стол пирог, ставила в шапке горшок с кашей и на тарелке штоф с водкой; при этом она говорила: «Бабушка подходит, кашку под­носит на корысть, на радость, на Божью милость, на толстые одонья, на высокие скирды. Кашку на ложки, мальчику (девочке) на ножки!»

Рекомендуем посмотреть:

Приметы и народные праздники ноября

Приметы и народные праздники октября

Установки, которые уменьшают вероятность счастливого материнства

Как совместить личную жизнь и карьеру? Ребенок и карьера?

Приметы и народные праздники декабря

Арик # 21 августа 2014 в 15:05 0

В первый раз комментарий не прошёл модерацию но теперь все хорошо: Действительно нужная и хорошая статья, ребенку с самого начала нужно дать основу и опору в жизни, а для христианского человека это и есть крещение, тем более первый взрослый праздник. Хотя большую часть забот, в моем случае, взяла на себя жена, но все таки на месте с проблемами столкнулся и я, купить все эти мелкие радости как иконки, специальную одежду, подарки, и прочие принадлежности оказалось не просто...решил заказывать через интернет, нашол вот такой сайтик: Ссылка удалена согласно п.3 пользовательского соглашения

Лена # 4 марта 2015 в 13:55 0
Покрестила девочку,будучи незамужней, жизнь превратилась в ад, хотя до этого всё было прекрасно, никакой личной жизни и куча проблем. Так что примета работает на всесто процентов. Девчонки, остерегайтесь, своё счастье упустите!
Суслик Вита # 23 апреля 2016 в 20:53 0
А как происходит крещение взрослого? Как меня будут "окунать"??? И в чем мне быть одетой? Не в купальнике же?
Макаронинка # 26 апреля 2016 в 22:41 0
Суслик Вита, и меня этот вопрос интересует)) Я себе пошила еще давно, когда впервые на крещение в прорубь окуналась, рубашку белую НЕПРОСВЕЧИВАЕМУ при намокании. Теперь такую же для свекрови шью. Она изъявила желание покреститься на старости лет) Вообще, по идее, только лицо оміть должні, наверное)
Наталя # 6 января 2018 в 19:40 0
Скажите что это означает крестная мать в купель всунула руку,к чему бы это?