Экологические игры для школьников, 7-8 класс

Экологическая игры «Я – эколог»

Цели: дать возможность учащимся проявить себя в качестве защитников природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе; развивать стремление к охране окружающей среды.

Инвентарь: шестигранный кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях, шесть конвертов (на конвертах написаны экологические проблемы).

Участники.

В игре могут принимать участие дети любого возраста. Это зависит от сложности того материала, который окажется посильным той или иной возрастной категории.

Если в игре принимают участие учащиеся 9-11 классов, то конверты посвящены глобальным проблемам экологии: озоновые дыры, уничтожение тропических лесов, парниковый эффект и т. д.

Если участвуют дети 5-8 классов, то проблемы более легкие: овраги, загрязнение воздуха, загазованность городов, вырубка лесов и т. д.

В конвертах находятся возможные варианты решения тех экологических проблем, которые написаны на конверте.

Инструкция.

Игра может быть личной и командной. Участники по очереди кидают кубик и в зависимости от выпавшей цифры получают экологическую проблему, то есть конверт. В течение определенного времени участник или команда дают один из вариантов решения проблемы, которую они получили. Если команда не может дать ответ, она может воспользоваться подсказкой из конверта, но только 2 раза. Причем, если подсказка, которую они получают из конверта, уже была предложена какой-либо командой или участником, она не засчитывается. Использовав 2 подсказки и не найдя ответа, команда или участник выбывают из игры. Побеждает тот участник или команда, которые останутся в игре.

Цветочное ориентирование

Игра может проводиться в походе, в лагере, во время экскурсии на природу. Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши. Можно проводить несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра и даются названия растений. Каждый участник должен за возможно короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.

Вариант 2.

На карте-схеме обозначается место, где растут какие-либо растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения. Также можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему. А можно, наоборот, дать название, а на карте нарисовать растение. Могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии того, кто проводит игру. Главное - определить территорию, на которой проводится игра, с таким расчетом, чтобы дети не заблудились.

Экоэстафета

Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:

1. Голоса птиц.

2. Мир насекомых.

3. Красная книга (охраняемые растения).

4. Деревья-великаны.

5. Лесное кафе (съедобные растения).

6. Грибы.

Путешествуя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания: определяют птиц по голосам; находят насекомых и либо определяют их, либо зарисовывают; записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные); записывают названия и примерный размер крупных деревьев. Эстафета может проходить поэтапно, то есть там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель этапа, который дает командам задание и оценивает их выполнение. А можно сделать интереснее: дать командам все задания в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у учащихся будет развиваться наблюдательность.

Юные экологи

Цели: научить детей бережно относиться к природе; развивать фантазию детей; показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы; научить, как сократить количество выбрасываемого мусора.

Описание игры.

В игре могут участвовать от 5 до 10 человек. Ее можно провести в походе, лагере, на занятии экологического кружка, классном часе. Все играющие встают в хоровод, место каждого игрока - это какая-либо профессия: водитель автомашины, врач, библиотекарь, продавец и так далее. Каждый участник должен сказать, какую помощь природе он может оказать на своем месте. После того как все игроки назовут свой вариант помощи, они делают шаг по кругу и таким образом меняются местами, а значит и профессиями, и вновь должны сделать то же самое, но не повторять того, что сказал предыдущий игрок. Тот, кто не сумел назвать новый вариант помощи природе, выбывает из игры вместе со «своей профессией». Побеждает тот, кто останется последним. А следит за тем, чтобы не было повторов, ведущий или другие дети, они могут быть различными «представителями» природы.

Возможные варианты профессий и их помощь природе:

Водитель: не мыть машину на берегу рек и озер; не превышать скорости, если дорога проходит по лесу, быть осторожным, чтобы не задавить никого из зверей; следить, чтобы из машины не вытекали бензин и масло; не выбрасывать отработавшие свой срок фильтры и покрышки в не отведённых для этого местах; сдавать в металлолом неисправные детали; организовывать сбор металлолома в своём гаражном кооперативе или заводском гараже.

Библиотекарь: сделать выставку книг об охране природы, об исчезающих растениях и животных, о вреде мусора; сдавать старые газеты и журналы в макулатуру; призывать к этому читателей.

Директор издательства, типографии: публиковать статьи об охране природы; печатать свое издание только на бумаге, изготовленной из макулатуры; выпускать и распространять листовки о вреде мусора.

Продавец: торговать только экологически чистыми товарами; упаковочную бумагу и картон сдавать в макулатуру; использовать многоразовую упаковку.

Воспитатель детского сада: рассказывать детям о природе и о том, почему ее надо охранять; гуляя с детьми в лесу, парке, на лугу, следить, чтобы дети не ломали деревья и кустарники, не вытаптывали цветы.

Учитель: разъяснять детям экологический вред мусора, организовывать их на субботники по уборке мусора в парках, зонах отдыха и т. п.; оформить в школе выставку рисунков о вреде мусора.

Эндемики и реликты

Цель: познакомить учащихся с различными представителями животного и растительного мира, ограниченными какой-то определенной территорией или сохранившимися в определенной области или стране как представители минувших эпох.

Справка (энциклопедический словарь).

Реликты - виды растений и животных, входящие в состав растительного покрова или животного мира данной страны или области, как пережитки флор и фаун минувших эпох.

Эндемики - виды растений и животных, ограниченные в своем распространении относительно небольшой географической территорией.

В начале игры, конечно, надо объяснить детям, что такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимает участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться на уроке экологии, на занятии экологического кружка и т. п. Команды представляют эндемики и реликты, одна команда - растения, вторая - животных. Каждый участник команды представляет определенный вид - чернику, выхухоля и т. п. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в первую очередь для растений, затем для животных и т. д. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать «себя». Если команда, к которой обращается ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа - 0. Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Зоогеография

Цели: выяснить, как учащиеся знают животный мир стран и материков; дать более подробное представление о животных, населяющих различные зоогеографические области.

Описание игры.

В игре участвуют до 10 человек. По кругу ставятся стулья по количеству участников. Ведущий закрепляет под стульями или на стульях карточки с рисунком или названием животного и объявляет, что участники отправляются в путешествие по странам и континентам. Участники бегут вокруг стульев под музыку, как только заканчивается музыка, они садятся и таким образом выбирают себе животное. Каждый участник, узнав «свое» животное, должен как можно больше о нем рассказать. Когда все участники расскажут о «своих» животных, они должны сами либо зрители определить материк или страну, по которой они шли. Тот участник, который меньше других рассказал о «своем» животном либо неправильно угадал страну, выбывает из игры и забирает свой стул. Ведущий продолжает игру, сменив карточки. Каждый этап игры посвящен одной стране, либо материку. Побеждает один или несколько участников, которые пройдут все этапы, то есть материки игры. Музыку для участников также можно подобрать по географическому признаку.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!