Внеклассное занятие в 3 классе. Одежда. История одежды

Внеклассное занятие в 3 классе. Одежда. История одежды

Тематическая беседа с элементами изобразительной деятельности в начальной школе

Конспект беседы для 3 класса. Тема: Одежда. Из истории одежды. Стили

Цели:

- расширять кругозор детей;

- формировать вкус;

- развивать творческое воображение.

Оборудование: записи на доске - «Гласные - это река, а согласные - ее берега» (К. С. Станиславский); «Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова» (М. Горький).

Ход занятия

I. Введение.

1. Сообщение темы и обозначение задач занятия.

2. Вводная беседа.

- Для чего людям нужна одежда?

- Какую одежду носят мужчины? женщины? дети?

- Какой должна быть наша одежда? (Чистой, удобной, красивой, практичной, нарядной и т. д.)

II. Основная часть занятия.

1. Разговор о разновидностях одежды.

Акцентировать внимание на том, что одежда бывает разного предназначения (рабочая, для дома, праздничная, официальная, спортивная и т. д.). Для каждого времени года - своя одежда, специфическая.

2. Из истории одежды.

Всегда ли наша одежда была такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас?

Самая первая одежда людей - это шкуры животных. Чтобы их сшить между собой, первобытный человек протыкал в них отверстия рыбьей костью или осколком кости животного (так выглядели первые шила), протягивал самодельную веревочку или что-либо еще. Так и получалось изделие. Но одеждой это было еще очень рано называть.

Вязаная одежда появилась гораздо позднее. В гробнице Аменемхета в Бени Гассане был обнаружен настенный рисунок, который относится приблизительно к XIX веку до н. э. и изображает четыре женские фигуры, одетые в своего рода вязаные платья. А в развалинах дворца Санахериба в Ниневии был обнаружен рельеф воина в носках с подвязками, которые поразительно напоминают современные.

Мы уже знаем, что у каждого народа - своя одежда. И всегда она делилась на повседневную и праздничную.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехъярусный строй украшений. Головные уборы и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам, птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Одежда женская средней полосы и севера России состояла из рубахи, сарафана, епанечки, а в холодную погоду и душегреи.

Рубаха - основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол - места возможных «входов» злых сил.

Сарафан надевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

На юге России вместо сарафана носили поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линями, древом жизни, птицами), - берегиня. Он оберегал живот.

Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.

По праздникам поверх надевали навершник из нарядной ткани с вышивкой.

Голову девушек в будни украшала лента-подвязка, а в праздники - коруна. На конце длинной косы - косник из бисера. На шее - бусы, гайтаны из бисера.

Мужской костюм был менее затейлив. Его основой была рубаха-косоворотка. Шили ее из белой, синей или красной ткани, украшали вышивкой.

Порты (штаны) завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые люди носили порты из шелка и сукна, заправляя их в сафьяновые сапоги. Простой народ носил холщовые порты, а ноги обматывали онучами и надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун, а на голову - шапку из сукна или войлока.

3. Рассматривание иллюстраций, изображающих нарядные костюмы. Рассказ об одежде и ее деталях, способах декорирования одежды.

Учитель сопровождает демонстрацию комментариями и рассказывает детям о том, что воротники появились в середине XV века. Сначала рубашки, закрывавшие грудь и шею, снабжали обшивкой под подбородком. Постепенно эта обшивка стала отдельной частью костюма и с неимоверной быстротой превратилась в пышное жабо, окружавшее шею наподобие мельничного жернова. Сначала жабо изготовлялись из тонкой белой ткани и сильно крахмалились, позже их украшали кружевами и шитьем. Жабо стало великолепным украшением праздничного костюма.

4. Изобразительная деятельность учащихся.

Дети создают на бумаге эскиз жабо.

III. Итог занятия.

1. Заключительная беседа: обобщение материала.

- А вы знаете, откуда пришли к нам джинсы?

Брюкам-джинсам, которые покорили весь мир, уже почти

сто семьдесят лет. И до сих пор они в моде - обыкновенные, «вареные», «моченые». Родом они из Калифорнии. Придумал их никому до того не известный портной.

Однажды, сшив скотоводу из прочной грубой материи удобные для работы брюки-джинсы, он и не думал, что угодит модникам многих стран в XX веке и что будет создана целая «джинсовая индустрия».

- А что такое мода?

«По одежке встречают...» Почему так говорят? Потому что одежда может многое рассказать о своем владельце.

Причудливая и вычурная одежда говорит о нескромном желании выделиться, тусклая и невыразительная - о пренебрежении к себе и окружающим.

Модно и со вкусом одет только тот, чья одежда соответствует возрасту, особенностям внешности, времени года, температуре воздуха и, конечно, обстановке. Нелепо выглядит девочка, которая шлепает по лужам в белых туфлях и колготках.

Или мальчик, который пришел в театр в спортивном костюме. Если полный человек наденет рубаху или платье в поперечную полоску, он будет выглядеть еще полнее.

Задумывались ли вы, какой у вас образ? Спортивный, романтический? Это очень важно для того, чтобы понять, какая одежда твоя... Когда вы узнаете свой образ и выберете свой стиль, то уже никогда не будете выглядеть нелепо в «чужой» одежде...

Не думайте, что быть хорошо одетым - это значит носить дорогие вещи. Личный вкус проявляется в умении из недорогих, доступных вещей сделать интересный костюм, в выдумке, в особом умении носить одежду, вдохнуть в нее очарование.

Задирать нос и важничать неприлично, особенно из-за одежды. Плохо, если вы становитесь скованными и несете себя как манекен с выставки. Красивая одежда не должна портить характер.

2. Вопросы:

- Чему учились на занятии?

- Что нового узнали?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час игра для учащихся 3-4 классов. История шариковой ручки

Конспект классного часа об истории Российского флага для 3 класса

Игра в 3 классе на тему: Лекарственные растения

Сценарий ко Дню конституции для учащихся начальных классов

Классный час по экологии, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!