Внеклассное мероприятие в начальной школе. Творчество Барто

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся начальных классов. Сценарий «Уроки Агнии Барто»

Оборудование:

1. Большой портрет A. Л. Барто.

2. Выставка книг А. Л. Барто.

3. Запись песенки «Любочка» в исполнении группы «Маша и медведи».

Ход мероприятия

Мероприятие ведут два библиотекаря. Они по очереди рассказывают о жизни и творчестве поэтессы, обыгрывают стихи. Желательно подготовить выступления детей. Если дети будут сами читать и разыгрывать выбранные для рекламы стихи А. Л. Барто. мероприятие пройдет интересно и будет иметь больший эффект.

Ведущий 1. Ребята, мы предлагаем вам сегодня весело отметить столетний юбилей замечательной русской детской поэтессы - Агнии Барто.

Ведущий 2. Однажды, выступая перед детьми в Колонном зале Дома союзов в Кремле, Агния Барто произнесла:

Уронили мишку на пол...

Дальше продолжить ей не удалось - зал дружно прочитал стихи до конца:

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Цикл стихов Агнии Львовны Барто «Игрушки» (показать детям книгу) - одна из первых книг вашего детства, детства ваших пап и мам и даже детства ваших бабушек и дедушек. Кто-то по ней учился читать, кто-то впервые понял, что такое доброта и сочувствие.

Ведущий 1. Агния Барто всегда считала себя поэтессой для детей, и она действительно была прирожденным детским автором, потому что любила и понимала детей. В своих стихах: веселых, метких, добрых - она живо воспроизводила голоса, интонации, жесты, мысли ваших сверстников - Тани и Вовки, Любочки и Павлика. Это не Агния Барто, а сами ребята высмеивали ябеду Соню, модницу Наташу, неисправимого вруна Сережу.

Как не улыбнуться, слушая Лиду, про которую этот невыносимый Вовка распускает слухи, что она болтушка...

Звучит отрывок из стихотворения «Болтунья».

Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

 

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

 

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

 

Я теперь до старости

В нашем классе староста.

А чего мне хочется?

Стать, ребята, лётчицей.

 

Поднимусь на стратостате.

Что такое это, кстати?

Может, это стратостат,

Когда старосты летят?

 

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Как не посмеяться над непреклонным Лешенькой, которого никак не уговорить выучить таблицу умножения!

Звучит отрывок из стихотворения «Лешенька, Лешенька...».

- Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алёшенька,

Таблицу умножения!

 

- Миленький, хорошенький!.. –

Мама просит сына.

Ходит за Алёшенькой

Чуть не вся дружина.

 

- Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение:

Выучи, Алёшенька,

Хоть первое спряжение!

 

Отвечает Лёшенька:

- Вы просите пуще.

Я же несознательный,

Я же отстающий.

 

- Лёшенька, Лёшенька,

Сделай одолжение... -

С ним и в школе нянчатся,

И дома уважение...

 

... Так и не меняется

Это положение!

Смешно? И вы смеетесь, часто не замечая, что смеетесь над собой, смеетесь и учитесь отличать плохое от хорошего.

Ведущий 2. Будучи уже известным и признанным поэтом, Агния Барто написала автобиографический очерк «Немного о себе» (Барто, А. Вслух про себя. - М.: Детская литература, 1975. - С. 22-33), в котором рассказала о самых ярких впечатлениях своего детства:

«Родилась я в Москве, 17 февраля 1906 года, здесь училась и выросла. Первое впечатление моего детства - высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по дворам и крутить ручку шарманки.

Отчетливо помню цоканье копыт по мокрому булыжнику мостовой - первая поездка на извозчике.

Остались в памяти сильные удары грома - я дрожу от страха.

Памятны мне нянькины разговоры с Богом. Сидя на табуретке в кухне, она постоянно в чем-то упрекала Бога и стыдила. Не могла простить Богу смерти младшего брата Ванечки. «Господи, на кой тебе ребенок понадобился?! Ну взял бы старика какого!» - горестно восклицала она. Разговоры с Богом няня вела всю жизнь. Уже глубокой старухой во время Великой Отечественной войны она укоризненно качала своей седой головой:

«Все молодых косишь? Молодые тебе нужны? Взял бы меня, старую... Только знай, - повысив голос, строго предупреждала она, - осенью не помру! Как хочешь, а в грязь не лягу».

Очень дороги мне воспоминания об отце. Мой отец, Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, очень любил свою работу, в молодости ездил в Сибирь, на борьбу с сапом. Как сейчас слышу голос отца, читающего мне, маленькой, басни Крылова. Он очень любил Крылова и знал наизусть почти все его басни.

Помню, как отец показывал мне буквы, учил меня читать по книжке Льва Толстого, с крупным шрифтом. Толстым отец восхищался всю жизнь, без конца перечитывал его. Родные шутили, что, едва мне исполнился год, отец подарил мне книжку «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».

Стихи я начала писать в раннем детстве, в первых классах гимназии, посвящала их главным образом влюбленным «розовым маркизам».

Ведущий 1. В 1925 году вышла первая книга стихов Агнии Барто для детей, автору было всего девятнадцать лет.

Агния Львовна с большой благодарностью вспоминала своих поэтических учителей - К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, которые отнеслись к юной поэтессе взыскательно и требовательно. Однажды С. Я. Маршак раскритиковал ее стихотворение, но и подбодрил: «Работайте! Не у всех сразу получалось! Даже Антоша Чехонте не сразу стал Чеховым!»

Агния Барто писала стихи о дружбе детей разных стран, в годы Великой Отечественной войны писала военные стихи и статьи. Но любимым жанром поэтессы всегда оставались веселые стихи.

Один за другим выходят сборники детских сатирических и лирических стихов Агнии Барто: «Лешенька, Лешенька», «Леночка с букетом», «Я расту», «За цветами в зимний лес», «Просто стихи» и другие (показать книги с выставки.)

Девять лет A. Л. Барто вела на радио передачу «Найти человека» и помогла по воспоминаниям детства соединить 927 семей, разлученных войной. Материалы этой радиопередачи легли в основу прозаической книги с тем же названием - «Найти человека» (1969 г.)

Ведущий 2. Агния Львовна была человеком, щедро, всесторонне одаренным. Она закончила музыкальную школу, а затем балетное училище. Надо было видеть, как она танцевала - лезгинку с Расулом Гамзатовым, самбу - с Сергеем Михалковым. До старости играла в теннис. У нее был незаурядный артистический талант. Читала она удивительно много и была талантливой рассказчицей.

Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая, Агния Барто успевала всегда и всюду. И ее хватало на все. На стихи (и прежде всего - на них). На переводы. На частые выступления на самых разных писательских и совсем не писательских конференциях и съездах. И на многочисленные поездки за рубеж. На бесконечные встречи со своими читателями.

Часто она посещала те школы, где ее не знали в лицо. Спросит разрешения у директора и отправится на урок. Но однажды дети «разоблачили» Агнию Львовну.

- Вы в гороно работаете? - спросила ее соседка по парте.

- Да, - смущенно ответила писательница.

- А я вас по телевизору видела. Вы тогда Агнией Барто работали.

С того дня Агния Львовна с большой неохотой соглашалась выступать по телевидению. Не хотела, чтобы ее узнавали.

Встречалась она со своими читателями и в детских библиотеках.

Агния Барто писала не только стихи, но и сценарии для кинофильмов: «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой), «Слон и веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Черный котенок», «Десять тысяч мальчиков». Многие стихи Агнии Барто стали песнями: «Любитель-рыболов», «Лешенька», «Полезная коза».

Внешне жизнь Агнии Барто была исполнена удач: яркая, насыщенная, необходимая миллионам маленьких и взрослых людей, отмеченная всенародным признанием и любовью, высокими наградами Родины (A. Л. Барто награждена орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью Н. К. Крупской, почетной медалью «Борцу за мир»; она лауреат Государственной премии СССР, 1950 г. и лауреат Ленинской премии, 1972 г.).

Ведущий 1. Мало кто знал, однако, какую боль личных утрат несла Агния Львовна в своем сердце.

За пять дней до Победы, 4 мая 1945 года, нелепо погиб ее сын Гарик (от первого брака с поэтом Павлом Барто), студент технического вуза и консерватории, добрый, милый, талантливый юноша. Машина, выскочившая из-за угла, налетела на велосипед, который он вел, Гарик упал и ударился головой о край тротуара...

В 1970 году умер муж. Они прожили вместе 41 год. Андрей Владимирович Щегляев был ученым-энергегиком, специалистом по паровым турбинам, членом-корреспондентом АН СССР-

Здоровье внука и внучки, дочери и зятя, их успехи, выбор профессии, характеры - все заботило ее несказанно...

И, тем не менее, преодолевая личную боль, Агния Львовна утверждала своим творчеством радость и торжество жизни.

Ведущий 2. Агния Львовна Барто умерла в 1982 году в возрасте 75 лет, но с нами осталась память о ее добрых делах и ее стихи, с помощью которых она разговаривает со своими читателями - уважительно и серьезно - об очень полезных вещах: о характере человека, взаимоотношениях с людьми, самовоспитании.

Ведущий 1. Благодаря Агнии Барто вы узнаете, например, о мальчике, который сделал необыкновенное открытие.

Данное стихотворение и последующие разыгрываются.

Я РАСТУ

А я не знал, что я расту

Всё время, каждый час.

Я сел на стул –

Но я расту,

Расту, шагая в класс.

Сажусь я с книжкой

На тахту,

Читаю книжку

И расту.

Стоим мы с папой

На мосту,

Он не растёт,

А я расту.

 

Отметку ставят мне

Не ту,

Я чуть не плачу,

Но расту.

 

Расту и в дождик,

И в мороз,

Уже я маму

Перерос!

Герой другого стихотворения с юных лет мечтает уйти, на пенсию.

ЮНЫЙ ПЕНСИОНЕР

Чтец. Один малец лет десяти

Мечтал на пенсию уйти.

Мальчик (обращаясь к зрителям).

Ну, разве плохо, например,

Живется деду Косте?

Чтец.

Один малец лет десяти

Мечтал:

Мальчик.

На пенсию б уйти.

(Садится на стул.)

И пусть стучит вожатый в дверь:

(Передразнивая. Гордо.)

- Ты почему не в школе?

- А я на пенсии теперь,

Вы не слыхали, что ли.

С утра могу развлечься,

Ударить по мячу...

(как бы ударяя но мячу ногой).

И на тахте разлечься

(откидывается на спинку стула)

Могу, когда хочу.

А дед грустит - такой чудак!

(Встает, пожимает течами.)

Вздыхает то и дело...

Встает зачем-то за верстак...

Повсюду ищет дела... (Уходит.)

Чтец (зрителям).

Иной совсем еще не сед,

Но ищет он пути

Уйти на отдых с юных лет,

На пенсию уйти.

Ведущий 2. А теперь предлагаем вам познакомиться о печкой - я бед ни це й.

СОНЕЧКА

Тронь её нечаянно –

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

- Ой, я укололась! –

Слышен Сонин голос. –

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

 

Дома снова жалобы:

- Голова болит...

Я бы полежала бы –

Мама не велит.

 

Сговорились мальчики:

- Мы откроем счёт:

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

Ведущий 1. Вот какая история случилась в одном классе. Послушайте и решите, не бывает ли так у вас.

РЫЦАРИ

В коридоре, в классе ли –

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел,

Каждый делал, что умел.

 

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

 

Шкаф тяжёлый с книгами,

С книгами

Три девчонки двигали,

Двигали.

 

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки - на лавочке,

Парни - на диванчике.

Ведущий 2. Как-то летом Павлик совершил вежливый поступок, от которого ему стало... плохо. Почему? Догадайтесь сами.

ВЕЖЛИВЫЙ ПОСТУПОК

Было лето,

Пели птички...

Павлик ехал

В электричке.

Вдруг на станции Фили

Две девчонки

В дверь вошли.

 

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке

И беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял:

«Иностранки!

Это видно

По осанке!

 

Может быть, они туристки,

В первый раз у нас в стране?»

И с трудом он по-английски

Произнёс: - Позвольте мне

Пригласить вас на скамью!

Ну, а сам я постою!..

 

Было лето,

Пели птички...

Две девчонки

В электричке

Сели около окна.

 

- Между прочим,

Мы москвички, -

Улыбается одна.

Павлик крикнул:

- Как же так!

Значит, я

Попал впросак?!

 

И теперь не пьёт,

Не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место

Неизвестно почему!

Ведущий 1. Вы помните рассказ Н.Носова «Замазка»? В подобную ситуацию попали две подружки, героини стихотворения «В театре».

В ТЕАТРЕ

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

 

Мы пошли с подругой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевальне,

Дали в руки номерки.

 

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

 

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

 

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу - нету номерка.

 

Фея кружится по сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени –

Номерка не нахожу.

 

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

 

Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

 

Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

– Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Ведущий 2. Как хороша Любочка! Даже песню про нее сочинили!

Звучит песня «Любочка» в исполнении группы «Маша и медведи». Чтение отрывка из стихотворения «Любочка».

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

 

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

 

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

 

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну садись! - вздыхает та.

 

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Ведущий 1. Знаете, как Сережа учит географию? Так Федя из рассказа Н. Носова решает задачу.

СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ

Серёжа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

 

Но тут как раз пришёл монтёр.

Серёжа начал разговор

О пробках, о проводке.

 

Через минуту знал монтёр,

Как нужно прыгать с лодки,

И что Серёже десять лет,

И что в душе он лётчик.

Но вот уже зажёгся свет

И заработал счётчик.

 

Серёжа взял свою тетрадь –

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

 

Но вдруг увидел он в окно,

Что двор сухой и чистый,

Что дождик кончился давно

И вышли футболисты.

 

Он отложил свою тетрадь –

Озёра могут подождать.

 

Он был, конечно, вратарём,

Пришёл домой не скоро,

Часам примерно к четырём

Он вспомнил про озёра.

 

Он взял опять свою тетрадь,

Решил учить уроки:

Озёра начал повторять

И горы на востоке.

 

Но тут Алёша, младший брат,

Сломал Серёжкин самокат.

 

Пришлось чинить два колеса

На этом самокате.

Он с ним возился полчаса

И покатался кстати.

 

Но вот Серёжкина тетрадь

В десятый раз открыта.

 

- Как много стали задавать! –

Вдруг он сказал сердито. –

Сижу над книжкой до сих пор

И всё не выучил озёр!

Ведущий 2. Если так учить уроки, то может получиться, как у Володи.

ЗВОНКИ

Я Володины отметки

Узнаю без дневника.

Если брат приходит с тройкой –

Раздаётся три звонка.

 

Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит, пять или четыре

Получил сегодня он.

 

Если он приходит с двойкой –

Слышу я издалека:

Раздаётся два коротких,

Нерешительных звонка.

 

Ну, а если единица –

Он тихонько в дверь стучится.

Ведущий 1. Веселых, добрых и поучительных стихов Агния Львовна написала очень много. Мы надеемся, что после нашей встречи вы с удовольствием прочтете и разыграете и другие стихи замечательной поэтессы.

В заключение хотим вам передать пожелание, которое оставила Агния Львовна Барто всем людям:

Хочу, чтобы жили

Хорошо вы!

Литература

1. Барто, А. Л. Записки детского поэта [Текст] / А. Л. Барто. - М. : Советский писатель, 1978. - 351 с.

2. Барто, А. Л. Вслух про себя [Текст] / А. Л. Барто. - М. : Детская литература, 1975. С. 22- 33.

3. Барто, А. Л. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т. / A. JI. Бар- то. - М.: Детская литература, 1970 1971.

4. Жизнь и творчество Агнии Барто [Текст]. - М. : Детская литература, 1989. - 336 с.

5. Писатели нашего детства. 100 имен [Текст]: биографический словарь : в 3 ч. Ч. 1. - М. : Либерея, 1999. - С. 44-47.

6. Полозова, Т. Д. Праздники для детей: к 90-летию со дня рождения А. Л. Барто [Текст] / Т. Д. Полозова // Начальная школа. - 1996. -№ 6. - С. 64-67.

7. Путешествие в страну веселого детства: литературный праздник, посвященный творчеству Агнии Барто [Текст] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005. - № 12.-С. 4-7.

8. Соловьев, Б. И. Агния Барто [Текст]: очерк творчества / Б. И. Соловьев, И. П. Мотяшов. М. : Детская литература, 1979. - 318 с. : 17 л. фотоил.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по сказкам, 1-4 класс

Инсценировка сказки в начальной школе по ролям. Сценарий

Сказочная викторина для 1-2 классов

Внеклассное мероприятие в начальной школе. В гостях у сказки

Игра викторина с ответами по сказкам для младших школьников 2-3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!