Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Комнатные растения

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Комнатные растения

Тематический вечер для младших школьников «Путешествие с комнатными растениями»

Рекомендация. Готовят и проводят тематический вечер для учащихся старшеклассники.

Цели: познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания школьников о приспособленности растений к определенным условиям окружающей среды.

За несколько дней до вечера на одном из занятий в группе продленного дня проходит викторина «Знаешь ли ты комнатные растения?» (Ответы учащиеся дают письменно.)

1. Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксия.)

2. Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр.)

3. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев? (Кактус, аспарагус, иглица.)

4. Какое комнатное растение, широко используемое на уроках биологии «переплыло» океан? (Элодея.)

5. Чем объяснить, что комнатные растения размножаются главным образом вегетативно? (Большинство комнатных растений или не цветут, или не дают плодов без опыления. Поэтому из поколения в поколение выживали те виды, которые могли размножаться вегетативно.)

6. На каком растении писали древние египтяне, как называлась та бумага, которую из него изготовляли? (Циперус, папирус.)

7. В какое время суток поливают комнатные растения летом, зимой? (Летом поливают вечером, а зимой-утром.)

В зале оформлены стенды и газеты о комнатных растениях («Прекрасное рядом», «Колючие стихи», «Знакомые незнакомцы» и др.), на столах - композиции из комнатных растений и других природных материалов («Лесная сказка», «Нежность», «Память», «В гостях у Хозяйки Медной горы»), а также выставка книг о комнатных растениях. На стене - карта мира с указанием мест происхождения комнатных цветов, плакаты, кроссворды.

На сцену выходят участники агитбригады и, сменяя друг друга, открывают вечер.

Участники. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на устный выпуск журнала «Вокруг света», посвященный комнатному цветоводству. Выпуск проводится на борту мыслелета. В этом номере представлены различные рубрики. Мы побываем на родине кактусов и в стране восходящего солнца.

Вас ожидают загадки, проекты, открытия. Завершит выпуск журнала - «Путешествие в сказку».

Ведущий. Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и его экипаж приветствуют вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать. На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать! Разрешается - принимать активное участие в программе полета, приветствовать участников аплодисментами.

А теперь - внимание! Мы отправляемся в наше первое путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Центральной Америке.

1-й докладчик. Мы с вами - на Мексиканском плоскогорье в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в 1,5 м высотой и 2,5 м в обхвате лежат на желтом песке, как громадные дыни или зеленые ежи. Особое впечатление производят столбовидные кактусы - цереусы (по ходу рассказа идет показ слайдов, фото или открыток).

Многогранные зеленые колонны поднимаются на высоту 15 м. Цереус - один из наиболее эффективных видов кактусов. Растут они большими группами, образуя непроходимые заросли.

В этой пустыне встречается и другой вид кактусов - опунции, которые имеют форму круглых, плоских лепешек. У всех кактусов - мощный ребристый стебель, в котором содержится много влаги, листья превратились в колючки. Все их строение приспособлено к сохранению воды, ведь они растут в пустыне, где % года не бывает дождей. Кактусы как и все покрытосеменные растения, имеют цветы, семена и плоды. Надо сказать, что цветы этих растений очень красивы. Одни кактусы цветут только ночью, например змеевидный кактус - Царица ночи. Среди ночи раскрывается большой бе- ло-золотистый цветок, который достигает 25 см в диаметре. Он состоит из 75 золотистых чешуек, 25 снежно-белых длинных заостренных лепестков и из 600 изящных, почти светящихся тычинок. Цветы этого вида - Царица ночи - распространяют запах ванили и цветут с 10 часов вечера до 2 часов ночи. Утром цветок увядает. Другие виды кактусов цветут днем, цветки у них желтые, зеленые, красные, часто имеющие неприятный запах.

2-й докладчик. На своей родине кактусы используются очень широко. В сочных стеблях кактусов находится крепкая древесина, похожая на кружева. Используется эта древесина как строительный материал для изготовления украшений, а раньше из нее делали манжеты и воротники к платью. Местными жителями кактусы используются в питании. Мексиканцы, например, пекут и варят стебли опунции так же, как мы жарим и варим кабачки. Плоды опунции солят, маринуют, получают из них сок. Плоды некоторых видов кактусов имеют вкус земляники, апельсина. Используют кактусы и в медицине.

3-й докладчик. Кактусы приносят пользу не только людям, но и животным. Так, внутри ствола цереуса, где температура на несколько градусов ниже наружной, поселяется большой пестрый дятел. За сезон он строит несколько гнёзд, превращая растение в колючий многоквартирный дом. Как только дятел покидает гнездо, его тут же заселяют другие пернатые жильцы - совы, мухоловки, пурпурные ласточки. Таким образом, в одном растении цереуса может одновременно обитать несколько видов птиц.

Комнатные кактусы, конечно, не достигают разменов своих дикорастущих собратьев. Наши окна украшают зеленые «ежики» небольших размеров. (Показ коллекции комнатных кактусов и рассказ о них.)

Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию - Страну восходящего солнца - на выставку, посвященную традициям японского цветоводства. (Выходит ученица в японском костюме и продолжает вечер.)

Ученица. Добрый день, дорогие путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей выставке цветов (обращает внимание на композиции из комнатных растений).

Составление букетов всегда приносит удовольствие. Особую радость доставляют букеты, правильно составленные, изящные, красивые. Искусство составления букетов, аранжировок из цветов по-японски называют - икебана. Это искусство берет свое начало в XH-XIII вв. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. В цветочных композициях, кроме веток, цветов и листьев, используют перья птицы, сухие корни, ветки с плодами. Особое внимание уделяется выбору вазы.

Икебана заставляет человека всматриваться в каждый цветок, выделять детали его строения, форму, окраску. На нашей выставке вы видите прекрасные цветочные композиции.

Ведущий. Мыслелет хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Таинственное четвертое измерение всегда привлекало людей, и сегодня мы отправляемся в Европу XVII века на заседание ученого совета цветоводческих наук. Предупреждаю, что вам, уважаемые пассажиры, придется выполнять все распоряжения жителей этого измерения, иначе вы рискуете остаться в нем навсегда.

(Появляются три профессора в черных мантиях. Первый профессор зачитывает указ о проведении конкурса на звание «Магистра гцветоводческих наук». Второй профессор объявляет условия конкурса.)

Конкурс первый.

Выйти представителям от каждого класса и встать в одну линию. Участники по очереди называют комнатные растения и делают шаг вперед. Названия не должны повторяться. Побеждает тот, кто больше всех назовет видов комнатных растений.

Конкурс второй.

Участники получают билеты, в которых дано задание, например, найти в коллекции комнатных растений аспарагус и рассказать о нем, показать приемы правильного полива, правильно произвести черенкование того или иного растения и т. д.

Конкурс третий.

Представители от каждого класса получают плакат с кроссвордом, который они должны разгадать.

Ответ: 1) настурция; 2) ландыш; 3) сурепка; 4) астра; 5) одуванчик; 6) георгин; 7) мать-и-мачеха.

(Пока отгадываются кроссворды, профессора наук всем ребятам задают вопросы, загадывают загадки и т. д.)

1. Под листьями какого растения нельзя садиться в пасмурную погоду, даже в комнате, вы рискуете попасть под дождь? Покажите это растение. Как оно называется, где его родина? (Ответ - монстера.)

2. Муха-муха Цокотуха, позолоченное брюхо.

По стеклу она пошла и растение нашла.

Муха на цветок взглянула и обратно повернула.

Что же это за цветок? Угадай-ка, мой дружок!

(Плектрантус, «Мухогон», «Мольное дерево».)

3. Какое растение умеет шагать по стенкам? (Плющ.)

4. Учащимся предлагаются фото комнатных растений и их названия.

Необходимо провести линию от фотографии к названию растения.

Какие из этих растений есть у вас дома или в классе?

Подчеркните их названия.

Расскажите, как надо ухаживать за комнатными растениями.

Подведение итогов. Награждение.

Профессора проверяют кроссворды, подводят итоги. Награждают победителей.

Путешествие в сказку.

Ведущий. А теперь нам предстоит последнее, на мой взгляд, самое интересное - путешествие в сказку.

(Выходят участники представления и начинают свой рассказ.)

(По окончании представления ведущий завершает вечер.)

Ведущий. Ну, что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что путешествие было для вас приятным и интересным. До скорого свидания!

Автор: Кacaткинa Нина Aлексaндрoвнa

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное мероприятие по математике в начальной школе. Конспект

Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся начальной школы на тему: Хлеб

Театрализованная музыкальная программа для учащихся 1-2 класса на тему: ЗОЖ

Чайные посиделки в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!