Классный час «Вежливые слова», 1 класс

Классный час «Вежливые слова», 1 класс

Разработка классного часа на нравственную тематику для 1 класса

Цели и задачи

— воспитывать в детях потребность употреблять в своей речи вежливые слова.

Оборудование

Повязка для игры «Вежливые прятки».

Ход классного часа

Обсуждение стихотворения И. Токмаковой

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого... (спасибо).

Вопросы для обсуждения:

— Какое слово пропало?

— Когда мы употребляем это слово?

— Как правильно надо говорить «спасибо»? (Смотря в глаза человеку, доброжелательным тоном, с улыбкой.)

Тренинг «Спасибо»

Учимся правильно говорить «спасибо!»

Дети встают в два круга: внешний и внутренний, лицом друг к другу. По сигналу бубна передвигаются на одного человека, и дети из внутреннего круга благодарят детей из внешнего. Далее дети меняются ролями.

Учитель. Что вы чувствовали, когда говорили слова благодарности? А когда их получали?

Но бывает, к сожалению, и так.

Послушайте стихотворение И. Пивоваровой «Вежливый ослик» и подумайте, действительно ли ослик был вежлив?

Был ослик

Очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил,

Потом он отходил на шаг

И говорил:

— Тюлень — тюфяк,

А заяц — трус,

А лев — дурак.

А слон — обжора

И толстяк...

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли назвать ослика вежливым?

— Что неправильно в его поведении?

Игра «Угадай вежливое слово»

Педагог читает стихотворения, а дети угадывают вежливые слова.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ

День был серый,

Непогожий,

Над землей густая тень.

— Добрый день! — сказал прохожий.

Я ответил:

— ... (Добрый день!)

После этого

Мгновенья

До конца большого дня

Почему-то настроение

Было добрым у меня.

В. Орлов

ВЕЖЛИВОСТЬ

Наступила мышка

На ногу слону.

Две минуты

С лишком

Слон не мог шагнуть.

 

Мышка огорчилась:

— Ах, какая жалость-то!

Мышка извинилась:

— ... (Простите, пожалуйста!)

 

Слон сказал:

— Ну что же,

Ладно уж,

Бывает.

 

Вежливость

Тоже

От боли помогает.

Е. Измайлов

ПРОСТИТЕ

Папа разбил драгоценную вазу,

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

«... (Простите!») сказал.

 

И мама молчит,

Улыбается даже:

— Мы купим другую,

Есть лучше в продаже...

 

«Простите!»

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

В. Юсупов

Учитель. Вежливый человек — это тот, кто не осуждает за глаза, кто доброжелателен к людям.

Творческое задание «Ежели вы вежливы»

Учитель. Добавьте последнюю строчку.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста...

(Уступите старухе).

 

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете...

(Взобраться инвалиду).

 

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем...

(Трещать, как две сороки).

 

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите...

(Без просьбы — то есть сами).

 

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой...

(Вы их не перебьете).

 

И ежели вы вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

С. Маршак

Упражнение «Банк вежливых слов»

Учитель. Давайте создадим банк вежливых слов и затем будем им пользоваться.

Дети записывают вежливые слова в тетрадях.

Игра «Вежливые прятки»

Дети встают в круг, водящий с завязанными глазами — в центре. Один ребенок из круга произносит вежливое слово, а водящий по голосу должен угадать, кто сказал это слово.

Учитель. Пусть в вашем обиходе воспитанного человека всегда присутствуют волшебные слова. С помощью их можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно. А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...

— Еще бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дома.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

— Не дает? Ну из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же не берет тебя брат?

— А почему это вы меня все спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза...

— А какое это слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно его говорить.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

— Ка-кую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и заиграло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

— Горяченького, горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет на лодке кататься, Павлик положил ему руку на плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит.

— Ну, отчего не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Вопросы для обсуждения:

— Почему слово «пожалуйста» оказалось волшебным?

— А вы замечали, как меняются люди, когда им говорят слово «пожалуйста»?

— Какой вывод мы можем сделать? (Надо быть вежливым человеком.)

Подведение итогов

Учитель. Чаще употребляйте вежливые слова, и тогда многие ваши желания будут исполняться.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Классный час «Как дарить подарки», 2 класс

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет

Методическая разработка классного часа для учащихся начальных классов. Правила этикета: беседа по телефону

Классный час «Я принимаю гостей», 1 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!