Классный час «Личность», 10 класс

Классный час для старшеклассников. Тема: Что такое личность? Ее социальная роль. Жестокость и сочувствие

Цели и задачи: рассмотреть соотношение между словами и поступками; дать определение жестокости и состраданию; рассмотреть, к каким последствиям приводит отсутствие у человека моральных ценностей; обсудить вопрос о том, какое влияние могут люди оказывать друг на друга (как плохое, так и хорошее); как человеческие поступки могут влиять на других людей; проанализировать, к чему может привести отсутствие у человека определенных личностных качеств.

Предварительная беседа.

Составьте список признаков жестокости или жестоких поступков, которые учащиеся отметили при обсуждении.

Подумайте о том, как они отражают то, что вы цените. (Например, ваш ужас перед жестоким отношением к животным отражает вашу любовь к животным.)

Проявление жестокости

Отражение ваших ценностей

 

 

Своими словами дайте определение жестокости. Прочтите следующие ситуации.

Жестокость

1. Подросток ловил рыбу в небольшом пруду недалеко от дома. День был жаркий, и рыба не клевала. Поудив несколько часов, он увидел в траве маленькую змейку. Мальчик не боялся змей, поэтому он взял ее в руки и быстро засунул в стеклянную банку с плотно завинчивающейся крышкой. Перочинным ножиком он вырезал в крышке небольшую дырочку для воздуха. Вечером после рыбалки мальчик принес домой пойманную рыбу и змейку в банке. Около дома он встретил приятелей и вскоре, забыв о змее, убежал с ними играть. Банка осталась во дворе. Почти через неделю он наткнулся на нее. Змейка была почти высохшей, задыхающейся и полуживой.

2. Однажды поздно вечером мальчики шли по окраине деревни. Вокруг не было ни души. Им было скучно, и они решили поразвлечься. Недалеко от дороги они увидели полузаброшенный курятник. Один из них залез в курятник и принес цыпленка. Другой достал из кармана перочинный нож. Прижав шею цыпленка к земле, мальчики решили отрезать ему голову. Однако нож был тупой, и они не смогли полностью обезглавить вырывающуюся птицу. Тогда они решили выдернуть у полумертвого цыпленка перья. Потом они выкололи ему глаза и вырезали сердце у еще живой птицы. Но и этого им показалось мало: они взяли еще одного цыпленка и снова начали экспериментировать. Этому они отрезали лапки и клюв, а потом сожгли.

3. Как-то вечером двое приятелей решили воспользоваться машиной отца одного из них, чтобы прокатить знакомую девушку. Покатавшись по городу, они вышли из машины в тихом безлюдном парке. Проходивший мимо мужчина увидел девушку и двух ребят, один из которых держал в руке ключ от стоявшей рядом машины. Поблизости больше никого не было. Мужчина быстро подошел к подросткам и, угрожая пистолетом, отобрал ключи, связал их и бросил в машину. Выехав на темную проселочную дорогу, он повернул в поле и остановился. Ребята на коленях умоляли пощадить их, но он в упор выстрелил в них обоих. Девушку он провез еще несколько километров по грунтовой дороге, затем вытащил ее из машины и изнасиловал. После этого он задушил ее и, убедившись, что она мертва, бросил тело в лесу.

А теперь подумайте: ведь такое нередко случается. Что в этих историях нас отталкивает? Можно привести множество причин, по которым эти поступки дурны, но несомненно одно - все эти истории отличает бессмысленная жестокость. Боль, причиняемая невинным, удовольствие, получаемое от этого, вызывает нравственное отвращение. Читая все эти истории, понимаешь, что прежде всего они отражают темную сторону природы человека, действующего из бессмысленной, беспричинной жестокости.

- Как вы думаете, каковы были мотивы, побудившие персонажей этих рассказов поступить так, как они поступили? Каких ценностей недостает героям каждого рассказа?

 

Присущие герою черты

Недостающие ценности

Рассказ 1

Рассказ 2

Рассказ 3

 

 

- Как изменился бы рассказ, обладай герой недостающими ценностями?

Следующие ситуации для обсуждения.

Сочувствие

а) Однажды днем выглядевший очень изможденным 30-летний человек шел по многолюдному центру города. Всего полгода назад у него была хорошая квартира, много друзей, работа, и он мог нормально обеспечивать свою семью. Однако не так давно в его городе начались межнациональные распри. Его семье пришлось все бросить и бежать. Теперь у них ничего не было, и он не представлял, как они выживут. Идя по улице, человек вдруг увидел на тротуаре белый конверт. Он с любопытством (впрочем, не надеясь на удачу) поднял конверт. К своему изумлению, он обнаружил в конверте две стодолларовые банкноты, чей-то адрес, телефон и фамилию. Уже две недели он был практически без гроша, и ему приходилось каждый день мучительно выискивать хоть какой-то способ заработать денег, чтобы накормить своих жену и ребенка. И все же уже через несколько часов он отыскал законного владельца двухсот долларов и вернул ему деньги. Тот был так поражен его честностью, что, узнав о его обстоятельствах, предложил ему хорошую работу.

б) Молодой человек на автобусной остановке заметил, как подвыпивший парень недалеко от него пристает к девушке. Пьяный отпускал двусмысленные шутки, подходя к ней все ближе, и, наконец, чуть не упал на нее. У девушки был испуганный вид, она пыталась отойти в сторону, но он продолжал преследовать ее. Ждущие на остановке люди заметили эту сцену и отчаяние молодой девушки. Обстановка стала неловкой. Все отводили взгляды, стараясь не замечать ее отчаянной, но молчаливой мольбы о помощи. Куда бы ни отходила девушка, пьяный следовал за ней и то и дело протягивал руку, пытаясь обнять ее.

Обеспокоенный беззащитностью девушки и настойчивостью преследователя, молодой человек обратился к нему и потребовал оставить ее в покое. Это не помогло. Разозленный пьяница закричал на него, чтобы он не лез не в свое дело. Затем, повернувшись к девушке, снова принялся досаждать ей. Не обращая внимания на его выкрики, молодой человек силой заставил пьяного отстать от девушки и идти своей дорогой. Тот в бешенстве ушел, а девушка спокойно села в автобус.

Задание: обсудить эти ситуации с точки зрения нравственных категорий.

Обсудив рассказы о сочувствии, вызовите двух учащихся к доске. Скажите классу, что собираетесь разобрать рассказы о жестокости, исходя из тех ценностей, которых недостает героям этих рассказов. Один учащийся будет записывать на доске недостающие ценности, наличие которых могло бы изменить исход рассказа. Второй учащийся записывает последствия того, что этих ценностей недостает.

Пример:

Недостающие ценности

Эмпатия

Религиозная (национальная) терпимость

Сочувствие к женщине

 

Последствия

Смерть невинного человека

«Этническая чистка»

Изнасилование и избиение

Работая в группах, учащиеся комментируют утверждение: «Это хороший и добропорядочный человек, хотя у него есть склонность совершать жестокие и злые поступки и он нечуток по отношению к другим».

Как мы можем определить понятие «хороший человек»?

Дискуссия.

Возможное задание: из прочитанных рассказов учащиеся должны выбрать одну ситуацию и представить себя в группе персонажей или ввести новый персонаж и предложить иную версию рассказа, показывающую, как присутствие этого персонажа изменило бы ситуацию. Другие возможные вопросы:

- Каким образом вы могли бы положительно повлиять на других?

- Могут ли, по-вашему, действия одного человека изменить ситуацию?

- Как может положительное давление среды обеспечить нравственное и законопослушное общество? Зависит ли это от того, какие ценности «навязываются» в обществе?

Рекомендации для возможного продолжения обсуждения темы (в следующий классный час).

1. Разбейте учащихся на группы по четыре человека, в которых они будут обсуждать свои рассказы. После того как все участники группы прочтут свои рассказы, каждая группа должна выбрать один рассказ для прочтения перед всем классом (он не обязательно должен читаться автором).

2. Когда учащиеся прослушают эти рассказы, предложите им выбрать несколько рассказов для обсуждения. Предложите им проанализировать, как действия одного человека повлияли на ход и результаты описываемых событий и какие личные качества этот человек проявил при этом (на доске составьте список этих качеств для каждой истории отдельно).

Учащиеся должны также обратить внимание на то, какие качества отсутствовали у некоторых персонажей этих историй. Обсудите всем классом важность моральных ценностей не как таковых, но их проявление в поступках людей.

3. Вопросы, которые можно использовать в ходе обсуждения:

- Какие поступки персонажей повлияли на ход событий?

- Какие личные качества проявили персонажи рассказов?

- Какие качества отсутствовали у некоторых персонажей? Как это отразилось на их поступках?

4. Предложите учащимся выбрать из списка на доске наиболее, по их мнению, важные качества личности и подумать, как человек, обладающий этими качествами, может проявить их в трудной ситуации.

Беседа при обсуждении.

Человек становится человеком, личностью только среди людей, с их помощью осознавая самого себя, окружающий мир, свои возможности, с их помощью овладевая речью. К. Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

Мать, окружающие ребенка люди учат его говорить, знакомят с различными предметами, их назначением. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях и, наконец, самостоятельно с помощью книг человек познает мир, овладевает опытом, накопленным предшествующими поколениями, различными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения, самореализации.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек - это двуногое животное без перьев». Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

Что же отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастет только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя как пойманные животные.

Прослушав следующие строки, подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку зрения аргументируйте.

Для человека мысль - венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет, не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.

Анвари

Надпись на Дельфийском храме гласит: «Познай самого себя». Именно с познания самого себя начинается определение цели жизни. Человеку нужно знать: «Каков он? кто он? знает ли он себя?»

Итак, какое оно - ваше собственное «Я»?

Прежде всего, уясним, что понятие «Я» очень сложное. Каждый человек видит себя под разными углами зрения. Поэтому различают «реальное Я» - то, каким представляет себя человек на самом деле в данный момент; «динамическое Я» - каким человек хочет стать; «фантастическое Я» - каким ои видит себя в мечтах, каким бы он хотел стать, если бы это было возможно; «будущее Я» - каким он может стать; «идеализированное Я» - каким человеку приятно было бы себя видеть; и целый ряд воображаемых, представляемых «Я» - каким человек выставляет себя намеренно, как бы прячась за маски, скрывающие какие-то черты своего «реального Я».

Как же человек обычно узнает сам о себе?

Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми (вспомните слова К. Маркса).

Познать себя весьма непросто. Здесь человека подстерегают неожиданные сложности. Какие они? Прежде всего, нужно быть предельно искренним, честным по отношению к себе. Часто человек склонен оценивать себя выше, чем он есть на самом деле. В таком случае его отношения с товарищами, близкими строятся неправильно. «Он много о себе мнит» - говорят о таком человеке. Если же человек оценивает себя излишне низко, то здесь таится другая опасность: неуверенность в себе.

Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.

ТЕСТ «ВАША ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

1. Легко ли вы сходитесь с людьми? (Да - 1; не очень - 3; нет - 5.)

2. Курите ли вы? (Да - 1; иногда - 3; нет - 5.)

3. Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то... (никогда не признаюсь в этом - 1; иногда признаюсь - 3; признаюсь - 5).

4. Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики? (Да - 1; не знаю - 3; нет - 5.)

5. Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»? Да - 1; не уверен - 3; нет - 5.)

6. Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы свои последние деньги? Да - 5; не все - 3; нет - 1.)

7. Если бы вы увидели, как ваши друзья обижают малыша или слабого, вступились бы вы за него? (Да - 5; не уверен - 3; нет - 1.)

8. Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы? (Да - 5; если бы не спешил - 3; нет - 1.)

9. Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы... (учусь - 5; делаю вид, что учусь - 3; стараюсь отделаться — 1.)

10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем они просят? (Да - 5; иногда - 3; по принуждению - 1.)

От 10 до 22 баллов. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принимая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени - от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками». Вы не способны постоять за себя. Зато вам кажется, что вы хороший друг и можете постоять за «дружков». Но собственного мнения у вас, как правило, нет. Хотя не исключено, что чужое мнение вы отстаиваете очень рьяно. Но этот процесс протекает без участия вашего разума, а только при напряжении вашего упрямства.

Комментарий. Не думайте, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности.

От 23 до 38 баллов. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы - это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас. Похоже, что вы перестаете «жить в собственное брюхо» (выражение классика литературы). Вы думаете о других людях. Но, думая, часто ничего не делаете. Вы пока не понимаете, что, отдавая, человек приобретает массу положительных качеств, которые в будущем не останутся незамеченными.

Комментарий. Индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.

От 39 до 50 баллов. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто физически сильней, а на тех, кто интересней, полезней, на тех, с кем вы не будете курить, нюхать, глотать всякую гадость только потому, что «все так делают». Возможно, с вами нелегко общаться, но к вам будут тянуться нормальные люди. Вы будете получать огромное наслаждение, помогая тем, кто нуждается в вашей помощи.

Комментарий. Продолжайте в том же духе.

Из теста мы не только узнали что-то новое о себе, но и познакомились с собственной индивидуальностью. А что это такое?

Трудно представить общество, в котором все люди абсолютно одинаковы. Как прекрасно, что все люди разные! Прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками.

Уже в первые минуты знакомства с человеком мы составляем определенное представление о нем. Вспомните свои ощущения в момент знакомства с людьми. Один сразу производит впечатление пустого и неинтересного человека. Это оттого, что с первых минут он уже болтал всякую чепуху, а вам даже рта не позволил раскрыть. Другой, наоборот, вызвал ваше расположение готовностью слушать и соглашаться со всем, что вы говорите. Третий не поправился скованностью - будто «аршин проглотил». Четвертый сразу пошутил над чьим-то, а не над своим недостатком, и вы почувствовали себя с ним легко и свободно. Но первое впечатление, как говорят, обманчиво.

Давайте выполним следующее задание: попытайтесь воспроизвести свои ощущения, возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые:

а) сразу привлекают;

б) сразу отталкивают.

Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем?

Идет выполнение задания и обсуждение полученных результатов.

Что такое индивидуальность? Это неповторимое сочетание психологических особенностей человека - характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей.

ТЕСТ «НРАВИТЕСЬ ЛИ ВЫ ЛЮДЯМ?»

Отвечать надо «да» или «нет».

1. Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

2. У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они его увлечение или нет.

3. Самое мудрое - это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется невозможным.

4. Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.

5. Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

6. Когда вас представляют другому человеку, а вы не расслышали его имя, вы должны попросить его повторить.

7. Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой?

8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над вами и выставлять вас в смешном виде.

9. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может настать время, когда вам понадобится их помощь.

12. Не стоит оказывать слишком много услуг даром, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

13. Лучше, если другие зависят от вас, чем если вы зависите от других.

14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

16. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны остановить рассказчика.

17. Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

18. Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова, или придумать какое-либо другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого.

20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнение.

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по 5 баллов. Правильные ответы: «да» -6, 13, 14, 20; «нет» - все остальные. Сложите сумму баллов:

85-100 - отлично;

75-80 - хорошо;

65-70-удовлетворительно;

0-60 - плохо.

Комментарий. Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю на благо людей - все это необходимо человеку для полноценной жизни. Знаменитый ученый-физиолог И. П. Павлов писал, что у человека наряду с низшими рефлексами (пищевым, например) есть рефлекс - стремление к преодолению преград. Надо сознательно развивать у себя этот рефлекс.

Автор: Голубева Я. В.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Государственные символы России», 10 класс

Классный час на тему: «Толерантность», 10-11 класс

Классный час для старшеклассников «Дороги, которые мы выбираем...», 10-11 класс

Классный час «Конфликты и способы их разрешения», 10 класс

Разработка классного часа на тему: Предрассудки, 10 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!