Классный час, 2 класс. Правила этикета, воспитание вежливости

Классный час о хороших манерах для учащихся начальной школы «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным»

I вариант

Цели: повторить вежливые слова, правила этикета; развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, память; воспитывать культуру поведения, правила хорошего тона.

Учитель. Вы хотите иметь верных друзей, быть всегда вежливым и желанным гостем и всеобщим любимцем? Тогда поспешите на наш урок вежливости, где вас ждет шуточный тест о вашем характере и кое-что еще!

I. «В гостях у Кролика» (инсценировка).

Действующие лица: Винни-Пух, Пятачок, Кролик.

Действие 1

Пятачок и Винни-Пух гуляют и поют.

Музыка - песня Винни Пуха:

Куда идем мы с Пятачком –

Большой, большой секрет,

И не расскажем мы о нем,

О нет, и нет, и нет...

Пятачок врезается в Винни-Пуха и падает.

Винни-Пух. Пятак, куда мы идем?!

Пятачок. Винни, мы же к Кролику собирались на день рождения!

Винни-Пух. К этому длинноухому, ушастому, занудливому очкарику (громко кричит), который вечно учит: так не делай, так не говори, не кричи, будь вежливым (передразнивает). Фу, зануда.

Пятачок (присаживается от громкого крика, закрывает уши). Винни, не нужно так громко кричать.

Винни-Пух. А я и не кричу. Слушай, Пятачок, какое я знаю правило о дне рождения.

Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

Г. Остёр

Действие 2

Винни-Пух и Пятачок пришли к Кролику. Пятачок стучит вежливо, никто не открывает; тут начинает Винни-Пух тарабанить в дверь.

Кролик. Добрый день! Гости дорогие, проходите, пожалуйста.

Винни-Пух сел за стол и положил ноги на стол, все угощения подвинул к себе.

Винни-Пух. Слушай, Пятачок, еще одно правило, и ты станешь самым вежливым-превежливым!

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Г. Остёр

Кролик вносит торт.

Кролик. Я всегда рад гостям. Как я вам благодарен, что вы не забыли про меня и мой день рождения!

Пятачок. Кролик, поздравляю тебя! Не болей, не горюй, не робей! Будь счастлив!

Кролик. Большое спасибо, мне очень приятно. Я так рад.

Винни-Пух (перебивает). Не стоит благодарности.

Винни-Пух хватает все со стола и начинает чавкать.

Винни-Пух. Ну вот, поели, можно и поспать.

Пятачок. Кролик, большое спасибо! Все так вкусно!

Кролик. Я так вам рад! Угощайтесь!

Винни-Пух. Так, Заяц, короче, игры будут?

Кролик. Конечно, будем играть. Но сначала вспомним правила.

Правила проведения игры

1. Хорошо договоритесь друг с другом о правилах игры.

2. Помните, что правила игры нельзя нарушать не только другим, но и вам.

3. Если с вами играют малыши, будьте к ним внимательны.

4. Если игра подвижная, старайтесь не сделать никому больно.

5. Помните, что в игре главное - общее веселье и удовольствие!

Пятачок (детям). А какие правила игры вы еще знаете?

Винни-Пух. Началось нравоучение. Пятак, кого ты слушаешь? Послушай, какие правила я сочинил!

Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А навстречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне твердый холодильник,

Тормозите лучше в папу,

Папа мягкий. Он простит.

Г. Остёр

Действие 3

Кролик. Во что будем играть?

Пятачок. Давайте в паровозик! Чур, я паровозик. (Играют)

Винни-Пух (хватает Пятачка за руку). Нам пора! Мы уже загостились! Все, пошли дальше!

Пятачок. Кролик, большое спасибо за все! До свидания! Кролик. Счастливого пути! Всего вам доброго!

II. Беседа по вопросам.

- Кто вам больше понравился и почему?

- Что Винни-Пух делал не так?

- Зачем человеку нужно быть вежливым?

- Как вы понимаете значение поговорки: «Доброе слово, что ясный день»?

Послушайте стихотворения Г. Остёра, А. Кондратьева, С. Маршака.

Перебивалка

- За рекой...

- За какой?

- За широкой такой!

Проживал крокодил...

- Что жевал крокодил?

- Не жевал! Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

- Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

- Ох, ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал.

Тех, кто пе-ре-би-вал!

А. Кондратьев

Советы непослушным детям

Если к папе или маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться, а потом

Громко крикнуть прямо в ухо:

«Стой, сдавайся, руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет!

Г. Остёр

Ежели вы вежливы

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду,

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я,

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо», - говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

- О каких правилах поведения во время разговора вам напоминают поэты?

- Подведем итоги. Попробуем вспомнить и запомнить следующие «НЕ»:

1. Не разговаривай во время еды.

2. Не перебивай говорящего.

3. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.

4. Не размахивай руками во время разговора.

5. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

- А какие еще правила вы знаете? (Ответы детей.)

- Послушайте еще одно стихотворение. Вы должны хором произносить слова благодарности, опущенные в этом стихотворении.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас... (благодарят).

Но молчит она как рыба,

Вместо каждого... («спасибо»).

И. Токмакова

- Какие еще слова благодарности вы знаете? (Ответы детей.)

III. Конкурс «Вежливые герои сказок».

- Как вы понимаете пословицу «Жив буду - не забуду»?

- Герои каких сказок могли бы так выразить свою благодарность? (Иванушка - Коньку Горбунку, Царевич Елисей - Ветру и др.)

Выигрывает команда (ряд), которая приведет наибольшее количество примеров.

IV. Тест «Вежливый человек».

1. Выходя из дома, вы:

а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног; 5 баллов

б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. 2 балла

2. В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим вам навстречу. Ваши действия:

а) делаете шаг в сторону и пропускаете его; 2 балла

б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, мысленно приказываете себе: «Ни шагу в сторону!». 6 баллов

3. В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади. Вы:

а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: «Извините, что моя левая пятка попалась на вашем пути!»; 2 балла

б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий!». 7 баллов

Итог теста:

Менее 10 баллов. Вы на верном пути. Вы вежливый человек.

10-20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!

Более 20 баллов. Увы! Вас приняли за разбойника!

Учитель. Итак, какие правила хорошего тона вы знаете? Перечислите вежливые слова, которые вы знаете. В каких случаях их нужно применять?

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

II вариант

I. «Трое из Простоквашино» (инсценировка).

Действующие лица: Кот Матроскин, Пес Шарик, Дядя Федор, Почтальон Печкин, Ведущий.

Матроскин (сидит за столом и пьет молоко, входит Шарик). Теперь у нас молока будет много!

Шарик. Кругом молоко! Лучше бы твоя корова воду газированную давала. Даже умыться нечем.

Матроскин. А некоторые, между прочим, и лапой умываются! Я вот молоко продавать буду, денег будет больше. Мы еще одну корову купим; молока вдвое больше будет.

Шарик. Молоко! Молоко! Надоел ты со своей жадностью!

Матроскин. Вот от моей коровы польза. А от тебя, Шарик, никакой пользы нет.

Входит Дядя Федор.

Дядя Федор. Хватит вам спорить. Давайте лучше о дне рождения Шарика поговорим.

Уходят. Входит Печкин.

Печкин (к детям). Видали? Какому-то Шарику облезлому день рождения устраивают, а обо мне и не вспомнили! Ну, ладно, ладно! Вот придет вам посылочка, я вам ее не принесу! (Уходит.)

Входят Матроскин и Шарик.

Матроскин. Вот что бы ты, Шарик, хотел себе в подарок?

Шарик. Я бы хотел фоторужье. Зверей бы снимал, а фотографии в разные журналы и газеты посылал.

Матроскин. Не хозяйственный ты, Шарик. Вот корова - другое дело. Представляешь, молока в два раза больше будет.

Шарик. Жадность тебя погубит, Матроскин!

Стук в дверь. Входит Печкин.

Печкин. Ая вам посылочку принес, но я ее не отдам.

Матроскин. Не имеете права. Посылка на чье имя пришла?

Печкин. На имя Шарика.

Матроскин. Вот ему и отдайте. Это, наверное, наши родители подарок Шарику прислали.

Печкин. А я ее все равно не отдам.

Шарик. Какой же ты, Печкин, злой и завистливый.

Печкин. Я не злой и не завистливый. У меня профессия такая.

Входит Дядя Федор.

Дядя Федор. А, почтальон Печкин, здравствуйте, проходите, пожалуйста. У нас тут день рождения Шарика. Как поживаете?

Печкин. Хорошо поживаю! Но вот только всякие хвостатые и полосатые меня злым и завистливым называют.

Матроскин. А он посылку не отдает, а там, может, деньги на корову, чтобы молока побольше было!

Шарик. Опять ты со свой жадностью. Все тебе мало.

Дядя Федор. Хватит вам спорить! Печкин, мы тут праздник хотим устроить Шарику, может, вы нам что-нибудь посоветуете?

Печкин. Это молено! Ну, тогда уж я отдам подарок Шарику.

Кот Матроскин бросается к посылке.

Матроскин. Деньги на корову!

Дядя Федор. Погоди, Матроскин, день рождения у кого?

Матроскин.У Шарика.

Дядя Федор. Вот Шарик и должен смотреть посылку.

Шарик. Братцы! Фоторужье!

Печкин. А говорите, что я злой и завистливый.

Матроскин. Эх, пролетела моя вторая корова!

Дядя Федор. Не хорошо быть злым, завистливым и жадным. С добрыми людьми и все дела спорятся. Пойдемте-ка подумаем, как устроить праздник Шарику.

II. Беседа по вопросам.

- Каким был Матроскин?

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

- Кого же можно назвать жадным в этой сказке и почему?

- Назовите злых, завистливых и жадных персонажей, которых вы встречали в литературе.

- К чему приводит зло и жадность этих героев?

- Нарисуйте домик дружбы. Каким вы его себе представляете? Раскрасьте домик в свои любимые цвета.

- Мы поговорили о злых, жадных людях, об их чувствах. А какие чувства испытывает добрый человек?

Послушайте стихотворение А. Барто:

Одиночество

Нет, уйду я насовсем!

То я папе надоем:

Пристаю с вопросами,

То я кашу не доем,

То - не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники запасу.

Хорошо жить в шалаше,

И домой не хочется,

Мне, как папе, по душе

Одиночество.

Буду слушать птичий свист

Утром, в перелеске,

Только я же - футболист,

А играть-то не с кем.

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе.

Лучше я в лесной глуши

Всем построю шалаши!

Всех мальчишек приглашу,

Всем раздам по шалашу.

Папе с мамой напишу.

Разошлю открытки всем!

Приходите насовсем!

- Как вы думаете, почему мальчик решил жить один в лесу?

- А почему потом он решил пригласить к себе в лес и папу, и маму, и всех друзей?

- Вы улыбнулись, когда читали последние строчки стихотворения? Почему? И все-таки каким настроением проникнуто это стихотворение - веселым или грустным? Почему вы так думаете?

- Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре и зле? Какой ряд назовет больше?

• Делай добро и жди добра.

• Делай добро!

• Добрые люди бранятся на мир, а, побранившись, сойдутся на добренький пир.

• Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

Учитель. Итак, о чем мы с вами говорили сегодня? Хорошо ли быть жадным, злым и завистливым? Почему? (Ответы детей.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет

Методическая разработка классного часа для учащихся начальных классов. Правила этикета: беседа по телефону

Классный час «Вежливые слова», 1 класс

Классный час «Я принимаю гостей», 1 класс

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!