Бал цветов в летнем лагере. Сценарий

Бал цветов в летнем лагере. Сценарий

Сценарии мероприятий в летнем лагере. Праздник цветов

Бал цветов в летнем лагере. Сценарий

К этому празднику каждый отряд готовит инсценировку легенды о каком-либо цветке. Можно инсценировать уже известные легенды, а можно предложить отрядам придумать свои сказания, которые бы отвечали на вопросы:

• Как или почему роза стала царицей цветов?

• Кто, когда и при каких обстоятельствах назвал цветы:

«астра» (греческое «звезда»),      «куриная слепота»,

«ирис» (греческое «радуга»),        «анютины глазки»,

«дельфиниум»                                «флокс»

(греческое «брат»),                         (греческое «пламя»),

«гладиолус»                                    «хризантема»

(греческое «меч»),                          (греческое «золотой цветок»),

• Почему цветок стал символом:

Астра            печаль

Базилик        ненависть, отвращение

Боярышник      надежда

Василек         деликатность, изящество

Гвоздика        (белая) печаль

Гвоздика        (желтая) презрение

Гвоздика        (красная) пылкая любовь, страсть

Георгин     признательность

Жасмин       любезность

Ирис       мужественность

Колокольчик       болтливость

Лаванда        недоверие

Лилия       непорочность (цветок Девы Марии)

Мак     сонливость, успокоение, утешение

Маргаритка      невинность

Мимоза     стыдливость, застенчивость

Мята   жар чувств

Нарцисс    эгоизм, самовлюбленность

Ноготки     (календула) скорбь

Подсолнечник    лесть

Пион    стыд

Роза    (белая) молчание

Роза      (желтая) неверность

Роза    (красная) любовь, страсть, страдание в любви

Сирень      первые волниния в любви

Тюльпан      объяснение в любви

Фиалки     скромность

Шиповник       поэтичность

Кроме того, отряды готовят букеты и икебаны, (последним надо дать какое-то название).

* * *

В условленное время отряды собираются на открытой площадке, где стоит трон.

Звучит фонограмма, выбегают фрейлины и Советник. Они о чем-то весело разговаривают.

Советник. Вот расщебетались, шалуньи. Скоро уже придет Королева. Примите серьезный вид!

1-я фрейлина. Ах, как я не люблю томительные ожидания!

2-я фрейлина. А давайте во что-нибудь поиграем!

3-я фрейлина. Во что?

4-я фрейлина. Ну, хотя бы в «Садовника».

1-я фрейлина. Это как?

4-я фрейлина. Советник будет садовником. А мы все станем цветами.

1-я фрейлина. Как здорово! Я буду розой!

2-я фрейлина. А я хризантемой!

3-я фрейлина. А я, чур, лилией!

4-я фрейлина. А я гвоздикой.

Советник. Я знаю, как играть в эту игру.

Расставляет фрейлин в одну линию и декламирует:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме... лилии.

3-я фрейлина. Ой!

Советник. Что с тобой?

3-я фрейлина. Влюблена!

Советник. В кого?

3-я фрейлина. В розу!

1-я фрейлина. Ой!

Советник. Что с тобой?

1-я фрейлина. Влюблена!

Советник. В кого?

1-я фрейлина. В садовника!

Фрейлины разбегаются. Советник пытается кого-нибудь из них поймать. В это время выходит Королева.

Королева. Чем это вы тут занимаетесь?

Советник. Играем в цветы.

Королева. В цветы? Разве в них можно играть? Их надо дарить, ставить в вазы, плести из них венки, гирлянды...

Советник. Из цветов делают не только букеты, но и по ним можно гадать, ими можно передать послание, ведь у каждого цветка свое значение.

Королева. Ой, как интересно! И что же, к примеру, можно сообщить с помощью цветов?

Советник. Вот, что писал неизвестный автор в 1849 году в книге «Язык цветов», изданной в Петербурге:

По лицам, вкусам и годам

Цветы в саду своем имею:

Невинности даю лилею;

Мак сонный — приторным мужьям;

Душистый ландыш полевой —

Друзьям смиренной Лизы бедной;

Нарцисс несчастливый и бледный —

Красавцам, занятым собой;

Злых сплетниц, глупых колдунов

Я колокольчиком встречаю;

В тени от взоров сокрываю

Для милой розу без шипов.

Королева. Ах, как это прелестно! Цветы прекрасны, как сама жизнь.

Советник. Да, но цветы могут и лишить жизни.

Королева. Да вы что?

Советник. Вот, например, римский Император Нерон во время одного из своих пиров приказал высыпать с потолка Дворца на своих гостей огромное количество лепестков роз. К утру многие гости были отравлены испарениями этих цветов, а несколько человек даже умерло.

Королева. Какой ужас! Кто бы мог подумать?! Ведь розы так прекрасны.

Советник. Отравить человека может и маленькая ночная фиалка, если собрать эти цветочки в букеты и поставить их в комнате, где спит человек.

Королева. Боже мой! Фиалка! Такой маленький и, казалось бы, безобидный цветок!

Советник. Да, моя Королева! Цветы могут убить человека, но могут и убить себе подобных.

Королева. Как это?

Советник. В мире цветов ландыш мог бы считаться символом злости и агрессивности. Попробуйте поставить с ним в воду какие-либо цветы. Ландыш их отравит. Соперников он не терпит. Кроме того, цветок этот не терпит постоянства. В лесу ползучий корень уносит его все дальше и дальше. Так, постепенно, ландыш вытесняет своих соседей. Если в саду посадить лесной ландыш, то соседние цветы, особенно пионы, заболеют. Вот вам и скромненький цветочек!

Королева. Вы меня пугаете, Советник!

Советник. Что Вы, что Вы, Ваше Величество! Цветы, действительно, прекрасны! Именно поэтому существует множество удивительных легенд, связанных с этим чудом природы.

Королева. Ах, расскажите мне о них!

Советник. С удовольствием! Царством цветов и всех растений правит Богиня Флора. Вот, кстати, и она.

Исполняется танец цветов.

Солирует Богиня Флора.

После танца цветы остаются на площадке.

Флора. Когда-то, очень давно, Боги создали цветы на Земле и мне поручили дать им всем имена. Я назвала розу — розой за ее красный цвет, (в переводе с латыни как «красный»); лютик — лютиком за его злой, ядовитый сок. Маргаритке дали это имя за ее сходство с жемчугом, ведь маргаритка с греческого переводится как «жемчуг». Казалось, я дала имена всем цветам и собиралась уже уходить, как вдруг слышу тоненький голосок...

Цветочек. А про меня ты забыла. Дай же и мне какое-нибудь имя.

Флора. Ах, прости меня, милое дитя. Отныне ты будешь называться Незабудкой.

Цветочек. Спасибо. Я тебя никогда не забуду.

Незабудка вместе со всеми цветами уходит.

Королева. Дорогая Флора, я слышала, что в честь вас в Италии назван город — Флоренцией, то есть «городом цветов».

Флора. Да. А эмблемой этого прославленного города стал цветок ирис. Он имеет столько цветов и оттенков, что не случайно его имя переводится с греческого как «радуга». Советник. А на гербе Японии красуется великолепная хризантема.

Королева. А я знаю, что Король франков Хлодвиг в пятом веке одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращавшиеся с поля боя солдаты украсили свои щиты и шлемы этими цветами. С тех пор на знамена и герб Франции вошли три лилии.

Советник. Лилии получили свое наименование от древнегальского слова «ли-ли», что значит «белый-белый».

Флора. Столица древней Персии называлась Суза — город лилий. Давайте посмотрим милый танец с лилиями и послушаем легенду об этом цветке.

Исполняется танец, иллюстрирующий следующую легенду.

Лилии

В этих цветках живут маленькие лесные человечки — эльфы. Днем они спят глубоко внутри цветка. А поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Раскачиваясь, цветок звенит. Все эльфы просыпаются и тоже начинают раскачивать белый колокол своего цветка. Как волшебная музыка, звучит веселый перезвон. Но люди этого звона не слышат: слишком большие и грубые у них уши. А звон тонкий-тонкий, нежный-нежный. Его слышат только эльфы. Под эти мелодичные звуки водят эльфы веселые хороводы на лужайке. Под утро они снова забираются в свои лилии глубоко-глубоко и, свернувшись калачиком, засыпают.

Советник. А вот в Китае особо почитается необыкновенно красивый цветок пеон. Флора. Пеон был известен еще в древней Греции, как целебное растение и получил свое название от имени врача Пеона. Он так хорошо излечивал болезни, что его учитель, известный врач Эскулап, позавидовал своему ученику и решил отравить Пеона. Но Боги превратили Пеона в цветок. Королева. А есть ли какие-то легенды, сказки и занимательные истории о пеонах. Советник. О, да! В Китае их великое множество. Вот одна из них.

Отряд инсценирует сказку.

Пеон

Много в Китае легенд, сказок и занимательных историй о пеонах.

«У горячего поклонника пеонов Хо-Чи росли в саду одни пеоны. Цветы были всех окрасок, с лепестками гладкими, завитыми, пушистыми, перистыми. Некоторые были величиною с добрую корзинку подсолнечника. Когда в начале лета зацветали пеоны, прекрасным становился сад, и называли его садом «ста цветов».

Однажды мимо сада проходил сын мандарина Чанг-Эй. Увидев красивый сад, он вбежал туда и принялся палкой сбивать цветы и топтать кусты ногами. Есть еще такие гадкие люди, которые не ценят красоту, стремятся ее уничтожить. Таким был и Чанг-Эй.

Напрасно умолял Хо-Чи сына мандарина пощадить растения, но тот продолжал уничтожать сад. Рассердился тогда старик, избил его палкой и вытолкал из сада. Долго сидел в опустошенном саду Хо-Чи и горько плакал. Вдруг он увидел красивую девушку, которая обратилась к нему со словами: «Принеси мне воды, оживлю твои цветы». Когда Хо Чи вернулся с водой, девушки не было, но сад сделался еще прелестнее, пеоны пышнее и небывалой окраски. На одном кусте можно было заметить цветы разных сортов.

Услышал о таком чуде Чанг Эй и обвинил старого Хо-Чи в- чародействе. Привели Хо-Чи в тюрьму и приговорили к смертной казни. А Чанг Эй отправился в «сад ста цветов», где снова начал уничтожать чудесные растения. Неожиданно поднялся сильный ветер, и все пеоны превратились в юных девушек, одетых в платья, напоминающие лепестки цветов. Они замахали широкими рукавами, и разразился сильнейший ураган.

Подхваченный ветром Чанг-Эй был поднят так высоко, что, упав на землю, разбился насмерть.

Судья, узнав об этом, отменил приговор и освободил Хо-Чи. Ухаживая за своими пеонами, старик помолодел и жил очень долго. Говорят: кто любит цветы и охраняет их, тот приносит радость людям и себе.

Королева. Ах, как хорошо, что у такой печальной истории счастливый конец.

Флора. К сожалению, не все легенды так хорошо кончаются. Вот посмотрите, что произошло с гиацинтом...

Отряд инсценирует легенду.

Гиацинт

Гиацинт был любимцем бога Солнца Аполлона. Однажды Аполлон и Гиацинт забавлялись метанием диска. Гиацинт был ловок, и Аполлон восхищался успехами своего любимца. Однако маленький божок легкого ветерка Зефир давно уже ревновал Аполлона к Гиацинту. Когда Аполлон в очередной раз метнул диск, Зефир Дунул на него так, что диск полетел обратно и поразил Гиацинта насмерть. Сколько в этом поступке Зефира злости, подлости и коварства! И самое интересное; из легенды не следует, что он был наказан за свое преступление.

Горе Аполлона было велико. Он целовал и обнимал тело Гиацинта и готов был пожертвовать ради его оживления даже своим божественным бессмертием, но и благотворные лучи Солнца не смогли оживить Гиацинта.

Вдруг под их целительным воздействием, из крови Гиацинта начал расти красивый цветок. Форма его лепестков с одной стороны напоминала инициал Аполлона, а с другой — инициал Гиацинта. Так навеки были соединены имена двух друзей.

Новый цветок перенесли в сад храма Аполлона Дельфийского, и с тех пор в память о безвременно погибшем юноше спартанцы ежегодно справляли трехдневный праздник «гиацинтий».

Гиацинт был у древних греков цветком горя, печали и смерти.

Советник. Я тоже знаю одну весьма грустную историю.

Она про цветок гладиолус.

Отряд инсценирует легенду.

Гладиолус

Жестокий римский полководец захватил в плен фракийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Самым отважным, ловким, красивым и верным друзьям Севту и Тересу полководец поручил первым биться друг с другом, пообещав победителю свободу и руку своей дочери.

На ратное зрелище сошлись любопытные. Затрубили трубы, призывая отважных к битве, но Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распростертыми объятиями.

Зрители возмущенно зашумели. Вновь прозвучали трубы, требуя поединка, и, когда юноши опять не удовлетворили просьбу кровожадных римлян, их предали смерти.

Но, как только тела поверженных коснулись земли, из рукоятей их мечей расцвели гладиолусы, которые и по сей день считают символом дружбы, верности, памяти и благородства. А само название «гладиолус» по-гречески значит «меч».

Королева. Надо же, какие красивые цветы, и с ними

связаны такие трогательно-печальные истории... Советник. А сейчас, моя Королева, мы расскажем Вам о гвоздике. В легенде о ней видна жестокость тех Богов, в которых веровали древние греки и римляне.

Отряд инсценирует легенду.

Гвоздика

Однажды богиня Диана, покровительница охоты, раздраженная, возвращалась из леса без добычи. По пути она повстречалась с красивым пастушком, который наигрывал на свирели какую-то веселую мелодию. Это окончательно вывело богиню из себя. Она начала укорять пастушка за то, что своей свирелью он разогнал всю дичь. В злости она грозила убить его.

Пастушок оправдывался, клялся, что ни в чем не виноват и умолял о пощаде. Но, не помня себя от ярости, Диана набросилась на пастушка и... вырвала у него глаза!

Однако, совершив это злодеяние, она пришла в себя и начала мучиться от раскаяния. Умоляющие глаза пастушка не давали Диане покоя. Чтобы как-то исправить совершенное, богиня бросила глаза пастушка на тропинку, и на ней тотчас же выросли две красные гвоздики.

В память об этой легенде ботаники назвали цветок диантус. За что же? За то, что Диана погубила пастушка? Древние люди позволяли своим богам все, никакое преступление не ставилось им в вину.

Королева. Да это не легенда, а триллер какой-то. Я даже расстроилась. Давайте сменим тему. Можно рассказать что-нибудь... про любовь.

Флора. О, сколько угодно! Вот, к примеру, легенда о жарках.

Отряд инсценирует легенду.

Жарки

Стройный молодой пастух Алексей часто пригонял табун лошадей на водопой к Байкалу. С разгона влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей.

Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея. Они то выходили на туманную лужайку и так легко танцевали, как может танцевать лишь туман от дыхания ветра. То рассаживались на зеленом берегу и распевали песни, покачивая в такт пению грациозными головками. То плавали по лунному озеру так изящно, как могут плавать только самые ловкие пловчихи, но ни одна из русалок не удостоилась внимания молодого пастуха.

Уныло вздыхая, большинство русалок погрузились на дно озера. (Только вздохи их нет-нет да и напоминали людям о тщетности русалочьих попыток.)

Но одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал.

Правда, иногда он, недоумевая, оглядывался на шелест куста или удивлялся необыкновенным очертаниям тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка отскакивала в сторону, мелко дрожа от страха.

Последний раз она сидела неподалеку от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шепотом, грустной песней и бледной улыбкой, но, когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы, который сибиряки ласково называют жарками.

И правильно называют: жаркое пламя любви способно воспламенить даже русалочью холодную душу.

Советник. А я знаю легенду о кустарнике, имеющем удивительные цветы. Послушайте ее.

Отряд инсценирует легенду.

Сирень

У подножия зеленеющих холмов Аркадии среди других лесных нимф жила нимфа по имени Сиринкс. Однажды в горах ей повстречался бог Пан. Пан, сын бога Гермеса, почитался в Греции, особенно в Аркадии, как всеобъемлющее божество, олицетворение всей природы.

Согласно мифам, Пан в сопровождении нимф бродил по горам и песнями собирал стада. Тех, кто нарушал его покой, он наказывал тем, что насылал на них беспричинный страх. Отсюда, кстати сказать, и слово «паника». Греки изображали этого Бога в виде Человека с козлиными ногами, рогами и бородой.

Увидев прекрасную нимфу Сиринкс, Пан влюбился в нее. Он хотел приласкать Сиринкс, но та бросилась бежать. Дорогу ей преградила река, и Сиринкс взмолилась к ней, умоляя пропустить. И река пожалела Сиринкс. Пан нагоняет ее, хочет схватить, а Сиринкс нет! Перед Паном всего лишь кустарник, в который она превратилась. Пан сделал из него дудку, и с тех пор она зовется по имени нимфы «сиринкс». Имя это перешло на растение сирень, из которого можно сделать дудку.

Королева. Да что же это такое? Даже про любовь и то какие-то печальные истории.

Советник. Не сердитесь, моя Королева. Сейчас мы вам расскажем совершенно очаровательную сказку про любовь и Анютины глазки.

Отряд инсценирует легенду.

Анютины глазки

В давние времена жил царь Лиходей. Люди его, как чумы, боялись, детей им пугали. Каждый день в его Царстве шли казни, каждый день безо всякой вины кому-нибудь рубили голову. В страхе жили и соседние Царства. Они во всем ему уступали, ни в чем не смели перечить.

Лиходей же воевал беспрестанно — то с тем соседом, то с другим. А когда возвращался с войны, любил пиры пировать, слушать, как его воеводы похваляются, сколько они городов разорили, сколько людей зарубили - все во славу его, царя Лиходея.

Все шло своим чередом, пока царь Лиходей не пригласил на такой пир своего единственного сына Ивана. Стали и при нем убийствами да грабежами похваляться, Лиходея прославлять. Гости пьют, а Иван-царевич к своему кубку даже не притрагивается.

Лиходей нахмурил брови и спрашивает: «А ты, сын, разве не рад тому, что мы еще одно Царство сокрушили, видимо-невидимо сокровищ оттуда привезли?»

«Нет, отец, не рад! Места на земле всем хватит. Зачем людям кровь да смерть, горе да слезы?»

Вскочил царь Лиходей, стукнул в гневе золотым посохом. На языке царей это означало: «Пошли вон, дураки!» Воеводы бросились бежать прочь, от беды подальше. Говорит Лиходей сыну: «Не будь ты моим единственным наследником — тебе бы, как твоей матери, за непокорность отрубили голову. Но я поступлю иначе: женю тебя. Недаром говорят: женится — переменится. Я уже разослал гонцов повсюду. Пусть съедутся к нам все царские и королевские дочери. По своей доброте я даже позволю тебе самому выбрать невесту».

«У меня есть невеста, отец», — твердо сказал Иван.

«Есть невеста? Это еще что за новости?» — грозно спросил царь Лиходей. — Как ты посмел молвить такое!» Потом сказал: «Покажи мне ее. Может, она и мне придется по душе. А нет — так не взыщи, свадьбе не бывать!»

Царевич вышел и вскоре вернулся. Вел он за руку красавицу с золотыми косами. Только платье на ней было не княжеское, простое, холщовое.

Говорит Иван-царевич: «Вот она, Марьюшка, наша садовница».

«Как?! — вскричал Лиходей. — Чтобы простая крестьянка стала твоей женой и царицей! Не бывать этому. Лучше я отдам тебя колдуну Злодису».

«Хи-хи-хи, — раздался чей-то смех. Глядь, на пороге стоит маленький дряхлый старичок, потирает руки и говорит: «Спасибо, Лиходей, за подарок. Век такого подарка не получал!» Вынул Злодис из рукава кусочек белого камня и кинул его в царевича.

«Отец, пощади Марьюшку, — только и успел сказать Иван-царевич и тут же окаменел. Бросился Лиходей с мечом на злого волшебника, но тот уже обернулся Черным вороном, сел на окно и говорит: «За что ты, Лиходей, на меня гневаешься? Ведь ты сам мне царевича отдал. А я, что хочу, то с ним и сделаю».

Выронил Лиходей их рук меч и упал перед Злодисом на колени. Стал просить-молить его: «Забудь слово, сказанное во гневе! Возьми у меня все золото, но верни сына...»

«Нет, царь, — ответил Злодис, — за золото ты жизнь сыну не купишь. Вот если найдется человек с верным, любящим сердцем, да, не жалея себя, выпьет три чаши горя, переплывет кипучее море, победит мою неусыпную стражу и придет ко мне во Дворец — тогда твой сын снова оживет», — сказал так и улетел.

Лиходей закричал на Марью: «Прочь из моего царства, погубительница! Чтобы мои глаза тебя не видели!»

Поклонилась Марья царю в ноги, поцеловала окаменевшего царевича и побрела из Дворца куда глаза глядят. Идет она, идет — полями, лесами, горами, болотами. Дням и неделям счет потеряла. Вот пришла в один город. В нем жили только женщины. И все горбатые. Заговорила с ними Марья, спросила: «Не укажите ли, как пройти в царство Злодиса?»

Окружили ее горбуньи и говорят: «Не ходи туда, красавица, не губи себя понапрасну. Еще недавно в нашем городе жили лучшие на свете пекари. Но Злодис увел в свое царство всех мужчин от мала до велика. А нас, видишь, какими сделал?»

Огорчилась Марья, слушая их речи, и спрашивает: «А можно ли помочь в вашей беде?»

«Можно, — ответили женщины, — да кто на это решится? Нас может спасти только тот, кто подарит нам свою красоту».

Марья говорит: «И некрасивая, я помогу Ивану. А здесь столько людей страдает! Если за этим дело стало — я готова отдать свою красоту». И тотчас все женщины распрямились, а на спине у Марьи вырос горб.

«Спасибо тебе, девица, век тебя не забудем!» - благодарили ее женщины, — прими от нас подарок - вот этот каравай ржаного хлеба. Сколько бы ты его ни ела — он таким и останется. Когда же придешь в царство Злодиса, увидишь стражу в золотых шлемах — отдай им этот хлебец и скажи: «Узнаете, пекари, свою работу? Хлебец посылают вам жены и матери. Они день и ночь плачут, вас домой ждут».

Попрощалась Марья с женщинами и отправилась дальше. Шла она, шла полями, лесами, горами, болотами. Дням и неделям счет потеряла. Наконец она пришла в другой город. В нем жили одни старухи. Окружили они Марью, спрашивают, как она к ним попала.

«Я ищу царство Злодиса, — ответила Марья. — Не укажите ли мне туда дорогу?»

Женщины в испуге закричали: «Не ходи к Злодису, девица! Это он превратил нас в старух. Посмотри на детей. Они еще ходить не умеют, а волосы у них поседели и все лица в морщинах. Наших мужчин, лучших на свете сапожников, колдун в свое царство увел. Ни старого, ни малого не забыл».

«А можно ли помочь вам?» — спросила Марья.

«Можно-то можно, — прошамкали старухи, — да кто на это пойдет? Нас может спасти гот, кто подарит нам свою молодость!»

Марья подумала: «И старая, я помогу Ивану. А здесь столько людей страдает! Если так — я готова отдать свою молодость». И сразу все старухи превратились в молодых женщин. Они плакали и смеялись от радости. Зато длинные косы Марьи стали седыми, лицо и руки покрылись глубокими морщинами.

Женщины поблагодарили ее и говорят: «Спасибо тебе, добрая душа, век тебя помнить будем! Прими от нас подарок. Эти железные сапоги смастерили наши мужья. В них твои ноги никогда не устанут. Они приведут тебя в царство Злодиса. Там ты увидишь стражу в серебряных шлемах. Отдай им сапоги и скажи: «Узнаете свою работу, сапожники? Эти сапоги прислали вам жены и матери. Они день и ночь плачут, вас домой ждут».

Взяла Марья сапоги и отправилась в путь. Долго, нет ли, шла она, только видит на пути еще один город. И в нем опять все женщины да дети. Стоном стонут, плачем плачут.

Марья спрашивает: «Как мне найти путь в царство Злодиса? Но что здесь случилось, отчего вы так горько плачете?»

«Ах, бабушка, — простонали женщины, — Взгляни, какие страшные болезни наслал на нас колдун Злодис. Погибели на него нет! А наших мужей, самых лучших на свете корабельщиков, в свое царство увел, в свою стражу превратил».

Спрашивает Марья: «Как же вас избавить от такой напасти?»

Женщины заплакали и говорят: «Это может сделать только тот, кто подарит нам свое здоровье. А где найти такого человека? О горе, нам, горе!»

Марья говорит: «И больная, я помогу Ивану. А здесь столько людей страдает! Если за этим дело стало — я готова отдать вам свое здоровье». Не успела Марья вымолвить эти слова, как все женщины и дети стали здоровыми. Зато Марья застонала от боли.

«Спасибо тебе, родная, за твое доброе сердце, век тебя не забудем!», — благодарили ее женщины, — прими от нас подарок — вот этот кораблик из ореховой скорлупы. Царство Злодиса лежит по ту сторону моря. Бросишь кораблик в воду — он большим станет. Когда же приплывешь в царство Злодиса, увидишь стражу в медных шлемах — отдай им этот кораблик и скажи: «Узнаете, корабельщики, этот корабль, что сделали своими руками? Его посылают вам жены и матери. Они день и ночь плачут, вас домой ждут».

Взяла Марья маленький кораблик и снова в путь. Переплыла она море, пропустили ее стражи в медных, серебряных, золотых шлемах. Исчезли все колдовские чары, все бывшие стражники снова превратились в пекарей, сапожников и корабельщиков и отправились домой.

Пришла Марья по Дворец Злодиса. «Здравствуй, девица, здравствуй, Марья!» — услышала она голос колдуна. — Верное сердце у тебя, Марья. Поэтому я снял заклятье с Ивана. Только он о тебе и думать забыл. Не жалко тебе своей красоты, молодости и здоровья, которых ты ради него лишилась?»

«Нет, не жалко, — ответила Марья. — Лишь бы он был счастлив».

«Ты щедра, но и я не жаден. Возьми все обратно!», — говорит Злодис.

И вот в зеркалах Дворца заулыбалась красавица, какой свет не видывал. Любуется ею колдун и говорит: «Не годится тебе, Марья, с такой красотой быть служанкой у царя Лиходея. Оставайся здесь, будь моей женой».

Хлопнул колдун в ладоши и очутились они в большой кладовой, где в золотых ларцах лежат несметные богатства. «Выбирай», — говорит Злодис.

«Не нужно мне чужого золота!» — ответила Марья.

«Погляди сюда, вот в это зеркало!» — топнув ногой, сказал Злодис. — Видишь, Иван жениться собрался, забыл о тебе. Забудь и ты его!»

Марья говорит: «Я хочу на Ивана-царевича взглянуть».

Злодис разозлился: «Глупая девчонка! Зря я тебе красоту вернул, будь, однако, по-твоему, но ты снова станешь старухой». Вмиг Марья превратилась в дряхлую горбунью, а Злодис — в черного ворона, и очутились они во Дворце Лиходея. Веселье там шло невиданное.

Исполняется танец.

Царь Лиходей отозвал сына и говорит: «Пора, Иван- Царевич, выбор невесты сделать».

«Не торопи меня, отец. Можно я схожу в сад погуляю?» — спросил Иван.

Идет Иван-царевич по саду и останавливается, слыша какие-то крики, и видит, что стража гонит прочь какую-то старуху.

Иван. Оставьте, стража, ее. Зачем ты пришла сюда, бабушка? Марья. Иван!

Иван. Марьюшка, это твой голос!

В тот же миг старуха превратилась в красавицу. Взял ее царевич за руку и повел прочь. Вскоре они добрались до другого царства, нанялись они на работу садовниками, зажили мирно и счастливо. А когда стала у них подрастать синеглазая, златокудрая дочка Анюта, — вырастили они для нее сине-золотой цветок и назвали «Анютины глазки».

Королева. Ну, наконец-то, хоть одна история с хорошим концом. А почему вы не рассказываете про Розу? Ведь именно этот цветок является символом любви. Советник. К сожалению, эта легенда тоже печальна.

Отряд инсценирует легенду.

Роза

По греческим легендам, розы родились из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда та вышла после купания из моря. Эти розы были белые. Жрицы Афродиты снесли цветы в храм Богини и украсили ими алтарь и сад вокруг храма. Розы оставались белыми до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено вестью о гибели ее любимого Адониса, смертельно раненного вепрем. В горе Богиня устремилась в рощу, где находился ее возлюбленный. Она бежала, не обращая внимания на шипы роз, которые ранили ей ноги. Капли божественной крови упали на цветы — и из белых они стали красными.

Королева. Как печально... А что сталось с бедным Адонисом?

флора. К сожалению, от полученных ран он умер, и из капель его крови тоже выросли красные розы. Королева. Очень, очень печально. Советник. Недаром же в песне поется:

«Любовь никогда не бывает без грусти,

Но это приятней, чем грусть без любви».

Флора. Да, любовь бывает очень-очень разной. Вот послушайте легенду о человеке, который влюбился сам в себя.

Отряд инсценирует легенду.

Нарцисс

В незапамятные времена у речного Бога Кефиса был сын Нарцисс, отличавшийся необыкновенной красотой, а у матери всех Богов царицы неба Юноны была любимица нимфа, по имени Эхо. Однажды Эхо сильно разгневала свою покровительницу, и та прогнала Эхо прочь, сказав при этом: «Пусть отнимется у тебя дар речи, которым ты так коварно очаровывала меня. Ты сохранишь лишь способность повторять последний слог слов, которые тебе крикнут люди».

Получив это жестокое наказание, нимфа удалилась в лес, где живет и по сей час. Это она повторяет последний слог наших слов, когда мы кричим их в лесу.

Жизнь Эхо была уединенной, скучной и грустной, но вот однажды она встретила в лесу красавца Нарцисса. Этому юноше было предсказано, что он достигнет глубокой старости, если никогда не увидит своего лица, что было тогда нетрудно, так как зеркало еще не было изобретено и увидеть себя можно было только в очень спокойной воде.

Эхо полюбила Нарцисса, но он не обращал на нее никакого внимания. В отчаянии Эхо обратилась к Богам с мольбой наказать Нарцисса за такую бесчувственность. И Боги сжалились над бедной нимфой.

Нарцисс почувствовал сильную жажду и остановился на краю чистого спокойного источника. Нагнулся, хотел было напиться, но увидел в воде свое отражение и... влюбился в него. От этой несчастной любви он зачах и поблек, как цветок. И Боги превратили его в прекрасный цветок, который оживает весной. А про того, кто себя очень любит и слишком высоко ценит, с тех пор говорят «самовлюбленный нарцисс».

Королева. Кто бы мог подумать? Я и не знала, что Нарцисс — символ самовлюбленности. Ведь я слышала старинную турецкую поговорку: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб — пища для тела, а нарцисс — пища для души».

Флора. У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. Так, в Древней Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Древнем Риме он был цветком победы.

Советник. В Китае в Новый год в каждом доме стоит нарцисс, как у нас елка. В Швейцарии устраивают праздник Нарциссов. В Англии им увлекаются почти так же, как в голландцы тюльпанами.

Королева. Постойте, постойте! Я что-то такое слышала про тюльпаны... Вроде бы, с ними связано много криминальных историй.

Советник.

Чудесный гость далекого Ирана,

Любимец опаленных солнцем стран,

В садах Хафиза огненный тюльпан

Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.

Но кочевой ему был жребий дан:

Он стал жильцом холодного тумана,

Цветком Голландии, где неустанно

Соленым ветром дышит океан.

Отряд показывает сцену суда.

Тюльпан

Выходит секретарь суда и громким голосом говорит: «Встать, суд идет!». Выходят свидетели и рассаживаются по местам.

Ровным шагом выходят два судьи.

1-й судья. Граждане! Прежде чем вынести приговор в отношении подсудимого, я хочу обратить внимание на ту роль, которую играет объект его преступления в жизни нашей любимой Голландии, чтобы справедливым наказанием пресечь возможность повторения подобных действий другими злоумышленниками. Наш подсудимый — моряк, и он хорошо знает, что в другие страны голландские корабли плывут с круглыми луковицами тюльпанов. Этот цветок стал самым любимым. Цветоводы посвящают ему лучшие годы своей жизни. По две, по три, по пять тысяч гульденов платят любители за самые ценные сорта.

1-й свидетель (поднимается с места, кланяется сначала судьям, а потом всем сидевшим в зале). Я сам знаю пивную, купленную за луковицу тюльпана, а другой покупатель (достает из своего кармана бумажку — список — и начинает быстро читать) отдал за цветок 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, четырех жирных быков, 8 свиней, 20 овец, две бочки вина, четыре бочки пива, две бочки масла, четыре пуда сыра...

2-й судья. Хватит, хватит... (Машет руками.) Разве это не свидетельствует о горячей любви к прекрасному растению? Сто тысяч гульденов обещали цветоводы Таарлема тому, кто выведет черный тюльпан. И кто знает, может, он таится в какой-нибудь невзрачной луковице?

2-й свидетель (обращается к обвиняемому моряку). Ты разорил меня, ты съел тюльпан, привезенный из славного города Таарлема. Разве тот не мог вырасти черным?!

Моряк. Да что вы пристали ко мне. Я обошел полсвета, я видел, как в Японии едят салат из хризантем, а в Индии лакомятся семенами и корнями лотоса. А вы пристали ко мне со своей несчастной луковицей, и невкусной-то совсем.

Остальные свидетели кричат на разные голоса: «Что ты говоришь, пират?!», «Ты ответишь за это!», «Ты разорил нас!».

2-й судья (поднимает руку). Если подсудимый, пират, то по голландским законам ему придется расстаться с жизнью, но, принимая во внимание то, что моряк не знал наших обычаев, ему выносится приговор: «Заплатить в казну города тысячу гульденов и покинуть немедленно пределы нашей страны».

Судьи, подсудимый и свидетели удаляются.

Королева. За луковицу цветка человека могли лишить жизни?!

Советник. Да. Когда в XVII веке тюльпан попал в Голландию, увлечение им приняло чрезвычайные размеры. За наиболее редкие по красоте луковицы тюльпанов отдавали лошадей с каретами, тысячи гульденов и даже каменные дома.

Флора. Известен случай, когда в Амстердаме за три луковицы тюльпана отдали два каменных дома.

Королева. Подумать только! Ну и ну! Вы меня так взволновали всеми этими известиями, что я, пожалуй, сегодня не усну, флора. Тогда вам срочно нужен цветок мака. В Риме мак был посвящен Богу Сна — Морфею. И когда Морфей хочет навеять сон, он слегка касается человека цветком мака — и тот засыпает. Королева. Ну-ка, ну-ка, расскажите об этом цветке подробнее, а то меня часто по ночам мучает бессонница.

Отряд инсценирует легенду.

Мак

Легенды говорят, что когда на Земле появились первые люди, Природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, промышляли и хорошо работали, но и спокойно отдыхали.

Для отдыха она подарила людям Ночь. Ночь скрывала от людей красоту и добычу, чтобы люди ничего не видели и, следовательно, ничего не делали. Однако, несмотря на это, люди и ночью продолжали бодрствовать. Ночь, чувствуя бессилие, кутала голову в туман и потихоньку плакала, и на земле от ее слез образовалась роса. Увидав опечаленную Ночь, Природа сжалилась над ней и послала в мужья — Сон: вдвоем с мужем (так думала Природа) Ночи легче будет успокаивать людей и заставлять их спать...

И, правда, Ночи и Сну легче стало справляться с людьми, однако не все им повиновались. Тогда Природа позаботилась о том, чтобы у Ночи и Сна появились Дети — Сновидения, которые смогут отвлекать людей и заставлять их забываться.

И все-таки ни Ночь, ни Сон, ни Сновидения не смогли однажды усыпить озабоченного человека. Он лежал среди ночи на ароматном лугу и никак не мог заснуть. Как ни успокаивала его Ночь, как ни убаюкивали Сновидения, как ни закрывал его веки Сон - человек продолжал бодрствовать.

Сон, обессилев, рассердился на собственную слабость, со злостью воткнул в землю царственный жезл и полетел прочь. Сновидения окутали жезл воздушными грезами, Ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так появился на земле мак.

Королева. А еще какие цветы благотворно влияют на сон?

Советник. В глубокой древности египтяне гирляндами из цветов голубого лотоса украшали гробницы, их клали в саркофаги к мумиям. Этот лотос цветет только днем, а к вечеру закрывается, чтобы раскрыться вновь с первыми лучами утреннего солнца. Поэтому его считали эмблемой рассвета, пробуждения от сна и именно поэтому клали умершим, чтобы они проснулись на том свете.

Флора. Другой египетский лотос — белый, наоборот раскрывался только ночью, а днем «спал», собираясь в тугой бутон. Поэтому египтяне считали его символом сна.

Отряд исполняет танец — иллюстрацию к этому рассказу.

Королева. Никогда бы не подумала, что лотос — символ сна и пробуждения. А вот мне интересно, какой цветок появился на Земле самым первым?

Флора. А сейчас мы удовлетворим Ваше любопытство.

Отряд инсценирует легенду.

Когда на Земле появился первый человек, ему пришлось выполнять много дел. И во всем ему помогало Солнце. Но однажды небо заволокли тучи 11 упрятали от человека Солнце. Человек воскликну: «Я не могу без тебя! Покажись, где ты?» Солнце сказало: «Иногда мне невозможно разогнать тучи. Но я пошлю на Землю своего маленького брата. Он очень похож на меня и всегда знает, где я». Так на Земле появился первый цветок — подсолнух.

Флора. Совершенно напрасно люди сделали подсолнух символом лести, подобострастия.

Королева. Конечно, это неправильно. А знаете, какие цветы у меня самые любимые?

Флора. Какие?

Королева. Подснежники! Они такие милые, нежные и такие стойкие.

Флора. Вы знаете, Ваше Величество, однажды во время карнавала я раздаривала цветам костюмы и подарила Подснежнику белый-пребелый костюм. Но Снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать цветы поделиться одеянием с ним. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только Подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Советник. А я еще знаю одно предание, в котором говорится о цветах и снеге. Стоит будто бы весеннему солнцу притронуться к снежинкам, как они превращаются в белые цветы. А отшумит лето, и цветы снова становятся снежинками. Как вы думаете, что это за удивительные цветы?

Ответы детей: «Ромашки».

Королева. Ах, зачем я только вспомнила о своих любимых цветах?! Мне вдруг стало грустно-прегрустно. Ведь Его Величество — наш Король Томилин Первый уже давным-давно не дарил мне цветы.

Появляется Король.

Король. Я слышал — тут обо мне говорят.

Королева. Да, говорят! И плохо! Когда Вы мне последний раз цветы дарили? Не помните?

Король. Ну...

Королева. Вот, вот. Все кольца, колье, да ожерелья, а про живую красоту забыли.

Король. Не царское это дело — букеты складывать. Я сейчас прикажу своим подданным принести Вам сколько захотите цветов. Внимание! Цветы — Королеве!

Ребята с букетами проходят парадом по площадке. Показывают свои букеты. Королева все равно грустна.

Король. Дорогая, Вы посмотрите, сколько здесь чудесных букетов. Почему Вы не рады?

Советник. Может быть, Ее Величество хотело бы получить в подарок икебану?

Король. Это еще что такое?

Советник. Это японское искусство составления букетов. Согласно «икебана», рекомендуется сочетать в вазе цветы трех форм: легкий высокий цветок с более низким и крупным и со свисающим вниз. Японцы называют цветок в центре — «человеком», возвышающийся над ним — «облаком» или «небом», а спускающийся вниз — «землей».

Король. Эк, как мудрено! (Обращаясь к Королеве.) Душечка, хотите, икебану? Сейчас будет! Икебаны — Королеве!

Отряды выносят икебаны, показывают их Королеве, дают им названия. Королева грустна.

Король. И это опять не то? Ну, я не знаю, что Вам надо.

Флора. Похоже, я знаю, чего хочет Королева.

Король. И чего же?

Флора отводит Короля в сторону.

Флора. Она хочет, чтобы именно Вы подарили бы ей — пусть всего лишь один цветок, — но от чистого сердца и от всей души.

Король. Ты думаешь?

Флора. Да, нет прекраснее цветка, чем тот, который подарил тебе любимый. Да и подарить цветок — это еще раз признаться в любви.

Король. Какой же я темный! Ведь я об этом даже не подумал! Слушай, Флора, позови сюда цветы. А я выберу из них самый красивый для Королевы.

Исполняется танец цветов. В конце него Король может достать из-под мантии живой цветок или выбрать и подарить ребенка — «Цветочка».

Королева. Вот теперь я получила то, что хотела. Спасибо, любимый! (Целует Короля.)

Советник.

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Прелестные наследники природы —

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Флора.

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь.

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Королева.

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы —

Посредники живого пониманья.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для старших классов

Весёлые соревнования в пришкольном лагере

Игра викторина для 5-6 класса по теме: Цветы

Сценарий игровой программы для летнего лагеря

Игра умники и умницы, 5 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!