Мероприятие на День воды в начальной школе

Мероприятие на День воды в начальной школе

Сценарий познавательной игровой программы для младших школьников

Тема: День живой воды (познавательная игровая программа)

Цель: активизация познавательной и игровой активности учащихся.

Предварительная подготовка: подбор детьми пословиц, поговорок, загадок о воде, повторение народных примет, разучивание песен, закличек; проведение конкурса рисунков на тему «Вода»; лучшие рисунки собираются для оформления помещения, где будет проходить игра; ведущие в русских костюмах.

Ход мероприятия

1-й ведущий. Зовут воду в народе не иначе, как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии: без воды нет и не может быть жизни.

Одно из наследств седой старины - вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил. В доисторические времена вместо храмов богам посвящали ручьи и колодцы.

2-й ведущий. За нашими реками сохранились в виде легенд следы олицетворения их как живых существ богатырского склада. Известна легенда о споре Волги с Вазузой по поводу старейшинства.

Под медленную, плавную народную музыку входят «две реки» - Волга и Вазуза (девочки в длинных голубых платьях).

Волга. Я - главная из всех рек. Истоки мои далеки-далеки, воды мои глубоки-глубоки, берега зелены-зелены. Все реки - младшие сестры мои.

Вазуза. Может, ты и глубока, и плывешь издалека, да медленна, неповоротлива, тяжела, не то что я, Вазуза. Я легка и игрива. Я старше тебя, а поэтому главнее.

Волга. Я родилась раньше тебя на многие лета, а ты говоришь, что ты старшая.

Вазуза. Меня народ любит. В честь меня устраивают игрища, хороводы водят, задабривают, рыбы испрашивают.

Волга. Нет, сестрица, меня народ любит больше. Рыба моя и тяжелее и вкуснее твоей. На моих берегах столько селений людских, что и не сочтешь. А чтобы окончить спор наш, решим так: обе спать ляжем, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского моря, будет первенствовать.

Обе наклоняют головы, «засыпают».

1-й ведущий. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путем потекла вперед. («Вазуза» просыпается и удаляется от «Волги».) Проснувшаяся Волга пошла не тихо, не скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу. («Волга» настигает «Вазузу».) Волга была грозна.

Волга. Вазуза! Разолью я свои воды глубокие, уничтожу тебя силой грозною!

Вазуза (испуганно). Не губи меня, сестрица старшая, возьми меня к себе на руки и донеси до Хвалынского моря. Буду я во всем тебя слушаться, признаю я, что ты старшая.

Волга и Вазуза, взявшись за руки, уходят.

2-й ведущий. Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у князя Киевского с Доном Ивановичем. В единоборстве она осталась побежденной. Дон убил ее каленой стрелой и сам в отчаянии упал на ножище-кинжалище.

Вот от этой-то крови и потекла Непра-река, «во глубину двадцати сажень, в ширину сорока сажень».

1-й ведущий. Народ очень чтил речную воду. Когда пройдет весенний лед и реки вскроются, едва только очистится вода, как все дети, взрослые и старики бежали на берег, зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.

Эти обычаи приводят нас к целому ряду суеверных гаданий, где воде предоставлено главное место.

2-й ведущий. В первом случае при болезни домашних животных окатывали водою крест или медный образок, читали молитвы, кропили и поили тех, кто нуждался во врачебной помощи. «Прощение у воды» испрашивалось больным и обездоленным. Обычай этот строился на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни.

«Воде и огню бог волю дал», - говорил народ в утешение на те случаи, когда в природе нарушалось равновесие и вода, в меру питавшая землю, из благодетельницы превращалась в лютого врага, наводящего страх: «Где много воды, там жди беды», «Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом зажить».

- А какие вы, ребята, знаете пословицы, народные приметы, поговорки о воде?

Приметы:

• Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету.

• Сухой март - к плодородию, дождливый - к неурожаю.

• Если лебеди раскричались, завтра будет дождь.

• Если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.

• На Мефодия дождь - будет идти сорок дней. (Мефодий - перепелятник, 3 июля.)

• Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря снег с крупой.

Пословицы и поговорки:

• Вода на лугу - сено в стогу.

• Где вода, там и верба.

• Коли в мае дождь, так и будет рожь.

• Дождь в мае хлеба подымает.

• В марте курица из лужи напьется.

• Апрель, апрель - на дворе звенит капель.

• Где в апреле река, там в июле лужица.

• Весенний дождь растит, осенний гноит.

• Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.

• Весною сутки мочит, час сушит.

Загадки:

1. Что в руках не удержишь?

Что в решете не унесешь?

Что в гору не выкатишь? (Воду.)

2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь,

Летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река.)

3. Бежит бычок - золотой рожок.

Бежит из котелка, а выбежать не может. (Ручей.)

4. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)

5. Кругом вода, а попить - беда. (Море.)

1-й ведущий. Наши далекие предки-славяне считали, что из-под копыт богатырского коня бога Перуна возникают громовые ключи, обладающие чудодейственной силой. В более поздний период, уже после принятия Русью христианства, считалось, что гремящие ручьи возникают от огненных стрел Ильи- пророка. Возле таких ключей всегда ставили часовенку и вешали образ Богоматери.

2-й ведущий. Чтил наш народ и дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с непокрытыми головами, люди становились под небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирали воду, чтобы вымыть лицо три раза; выносили чашки, собирая целебную влагу, и в крепко закупоренных сосудах сохраняли ее круглый год, до нового первого дождя.

1-й ведущий. На Мефодия-перепелятника (3 июля) после дождя дети шли в такое место, где раздавалось звучное эхо, и громко кричали.

Дети (издали протяжно).

Гнилая колода, гнилая колода,

Какая будет завтра погода?

Дождь будет - отзовись!

А не будет - помолчи!

Ведущий. Если отголосок немой - непогода продолжится. Звучное эхо предвещало вёдро. А сейчас мы поиграем.

Игра «Дождь».

Дети хором произносят слова, выполняя при этом движения.

Приплыли тучи дождевые:

Лей, дождь, лей!

(Вытягивают руки вперед, ладонями вниз. Встряхивают кистями рук.)

Дождинки пляшут, как живые:

Пей, рожь, пей!

(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, поднимают руки выше.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

(Руки опускают вниз, приседают, наклоняют головы.)

А теплый дождик неугомонный

Льет, льет, льет.

(Встают, вытягивают руки вперед ладонями вверх.)

Игра «Морской царь».

2-й ведущий. Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Чтобы умилостивить царя, корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине Садко.

По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь морского царя, а реки - его дочери.

Позднейшие сказания рисуют морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяною царицею - «всем русалкам русалкой» - сыновей, одни дочери рождаются - девы моря с рыбьими хвостами.

По считалке выбирается «морской царь».

Николай, Николай,

Нас в водичке искупай,

Плохо носом грязным быть!

Выходи, тебе водить!

Определяется игровое поле: в «море» на большом расстоянии «тонущий корабль» и «остров», между ними четыре «кочки». Играющим надо перебраться с «корабля» на «остров» и обратно, стараясь не попасть в руки «морского царя». «Морской царь» ловит игроков и рассаживает их на «кочки», затрудняя тем самым движения остальным. Больше двух человек на «кочке» не помещается. Пока «морской царь» занят ловлей игроков, можно украсть у него «ракушки» (любые мелкие предметы) и по заранее оговоренной цене выкупить пойманных.

1-й ведущий. Помните, ребята, что без воды нет и не может быть на Земле жизни. Берегите воду, как берегли ее наши далекие предки.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий театрализованного представления ко Дню Земли для младших школьников

Развлекательное мероприятие для младших школьников. Сценарий

Внеклассное мероприятие в начальной школе «По страницам любимых сказок»

Сценарий осеннего праздника для младших школьников 1-2 класса

Юмористические сценки для начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!