Способы обследования детей при поступлении в школу

Способы обследования детей при поступлении в школу

Существуют два основных способа обследования детей перед школой. Первый состоит в том, что ребенка обследуют еще до зачисления в школу, второй способ состоит в том — и это соответствует принятым нормативам (законам), — что принимаются все дети соответствующего возраста и обследование проводится уже после зачисления в школу. Существуют аргументы за и против обоих этих подходов.

Эти два способа обследования детей исходят из двух точек зрения на готовность к школе:

• Первый способ, когда обследование проводится до зачисления ребенка в школу, исходит из того предположения и одновременно ожидания, что дети с самого начала должны показать наличие определенных способностей и умений, чтобы справиться без существенных затруднений, конфликтов и других проблем с требованиями школьного обучения и школьной жизни. Здесь исходят из уже сформировавшейся готовности к школе, позволяющей учителям проводить свои занятия, предусмотренные программой, без существенных затруднений, связанных с присутствием в классе детей, не готовых к школьному обучению. Кроме этого, такая процедура применяется так называемыми «сильными» школами, в которые существует конкурс, для отбора наиболее способных детей. Проблематики, связанной с такой позицией школы, мы здесь касаться не будем.

• Второй способ, когда обследование проводится после зачисления ребенка в школу, исходит из убеждения, что — за исключением совершенно явных случаев медицинских противопоказаний — приниматься в школу должны все дети и только потом, через более или менее продолжительное время, будет видно, какие дети справляются с обучением, а какие нет.

Существуют два важных основания, говорящих в пользу такого образа действий. Это, во-первых, правовое — согласно закону все дети определенного возраста имеют право быть зачисленными в школу, родители детей обязаны отдавать детей в школу, а школа — принимать всех детей, родители которых подали заявления.

Хотя такое правовое основание и является существенным, тем не менее нельзя не согласиться с тем, что если ребенок объективно психологически не готов к школе, то его зачисление не пойдет ему на пользу, но, наоборот, принесет больше вреда, что говорит в пользу первого способа действий. Другое, более научное основание, состоит в том, что по данным исследований—дети, которые на основании обследований (данных тестов) были квалифицированы, как неготовые к школе, тем не менее успешно справлялись с обучением. Если ребенок не прошел испытания и его ожидания не оправдались, этим мы можем нанести ему психологическую травму.

В связи с таким положением дел возникает естественно вопрос о том, насколько правомерно и осмысленно вообще обследование детей перед приемом в школу. Если мы не можем путем обследования наверняка знать, справится ли ребенок с требованиями школьного обучения, то какое право мы имеем решать, учиться ли этому данному конкретному ребенку или нет? И вообще, насколько правомерен вопрос о том, что семья или детский сад должны «готовить ребенка к школе». Не правильнее ли изменить концепцию самой школы так, чтобы дети в процессе школьного обучения и социальной жизни в школе приобрели бы соответствующие способности и умения?

Все эти вопросы, конечно, весьма важны, но они выходят за рамки компетентности родителей. К сожалению, вы не можете повлиять на реальность школьной жизни и устройство школьной системы, как они сложились на настоящий момент, но вы можете выработать свою осознанную позицию, свое отношение и свой способ взаимодействия со школой и ребенком.

Дело не только в том, чтобы отменить «вступительные экзамены» в школу, но чтобы создать здоровую альтернативу обследованию перед поступлением — разработать способ, позволяющий более объективно определить, насколько ребенок справится с требованиями школьной жизни, не повредит ли ему прием в школу и не стоит ли подождать еще год. Ведь нельзя забывать о том, что в случае неудачного старта эмоциональному здоровью ребенка будет нанесен большой ущерб. 

Рекомендуем посмотреть:

Когда отправлять ребенка в школу - в шесть или в семь лет?

Правильная позиция родителей — не переоценивать роль успехов в учебе в успешности жизни человека в целом

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Ваш ребенок – школьник. Полезные советы и рекомендации для родителей

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

Нет комментариев. Ваш будет первым!