Рождение ребенка. Развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Рождение ребенка. Развитие  ребенка в младенческом и раннем возрасте

Наконец чудо свершилось, и ваша семья увеличилась. Остались позади волнения и страхи, переживания и сомнения, связанные с ожиданием ребенка. А впереди — новые страхи и сомнения, переживания и неуверенность. Теперь вам кажется, что ваши прежние сомнения были смешны. Ведь самое главное, как взаимодействовать с этим маленьким плачущим комочком. Ваши мысли направлены в сторону воспитания. Вы озабочены тем, каким человеком вырастет ваш ребенок. Понимание того, что малыш в своем становлении, взрослении проходит определенные этапы, на каждом из которых он развивается в соответствии со спецификой своего возраста, во многом помогут вам правильно построить свои взаимоотношения как с малышом, так и внутри семьи.

Сразу после рождения, в младенческом возрасте, у ребенка пока есть система безусловных рефлексов. Он беспомощен и не может без взрослого их удовлетворить. Биологическая сущность беспомощности заключается в том, что у новорожденного нет сформированных поведенческих актов. Все его существование обеспечивает взрослый человек. Основными рефлексами новорожденного считают пищевые, защитные и ориентировочные рефлексы. Основой развития ребенка в этом возрасте является постоянный контакт с матерью и другими близкими членами семьи. Очень важна позиция отца. Если, к примеру, отец хотел сына, а получил дочь и не слишком доволен этим фактом, то девочка все чувствует. Ну а если в этой семье вторым рождается мальчик, то дочь, видя искреннюю и долгожданную радость отца, может и не простить ему отношения к ней в младенчестве.

Если воспитание в семье поставлено разумно, то вполне возможно это отношение не перенесется на брата. И, наоборот, если условия будут неблагоприятные — большее внимание к мальчику, выражение чувств отца, бабушек, восхищение друзей, тогда, как правило, семью будут сотрясать взаимные обиды детей, и даже их вражда в борьбе за первенство в обретении родительской любви. Мать и дитя «повязаны» и создают некую общность, в основе которой неразрывное единство ребенка и взрослого. Показателем такого единства служит положительный эмоциональный фон, который способствует нормальному физическому и психическому развитию ребенка. Ведущим типом деятельности младенца является эмоциональное общение с окружающими его взрослыми. Основная же потребность выражается в желании находиться рядом с взрослым. Достаточно понаблюдать за родившимся младенцем. Он не хочет находиться один, если не спит. Он нуждается в «компании». В принципе он и плачет только тогда, когда хочет кушать, когда он мокрый или у него что-то болит, и тогда, когда ему «скучно». Поэтому вполне ес­тественно, если все члены семьи будут активно общаться с малышом. Улыбаться, рассказывать ему сказки, об­суждать с ним какие-то события и не смущаться тем, что внешне он пока не реагирует на общение. Такое поведение взрослых формирует у ребенка доверие к внешнему миру.

В младенчестве у ребенка развивается слуховое восприятие, он реагирует на голос матери и начинает при­влекать к себе внимание голосом.

До года у ребенка происходит сильный скачок в развитии. В процессе общения родителей и малыша повышается жизненный тонус ребенка, усиливается его ак­тивность. Это в свою очередь создает предпосылки для двигательного, речевого и сенсорного развития. Любой  родитель скажет, какими «скачками» развития характеризуется первый год жизни ребенка.

К концу первого года ребенок уже устанавливает связь между предметом, который показывает ему мать или с которым он играет и со словом, его обозначающим. Уже к пяти месяцам ребенок приобретает хватательные навыки и крепко держит предметы. Акт хватания относится к поведенческому акту. Игра с различными игрушками дает возможность знакомиться ребенку с его свойствами. Ведь хватая те или иные предметы, он уже активно следит за ними взгля­дом. Так формируется предметное восприятие. Да и про­странство для ребенка расширяется. Ведь для того, чтобы схватить, малыш вытягивает руку и увеличивает пространство вокруг себя на ее длину. Умение хватать по­зволяет ему манипулировать предметами, перемещать их. Его действия становятся более совершенными. Каждый новый день открывает перед ним новый мир! Восприятие ребенка становится предметным и константным.

Ранний возраст охватывает жизнь ребенка от одного года до двух и знаменуется важнейшим событием в жизни ребенка — он встает на ноги и начинает ходить. Это чрезвычайно важно для него, поскольку позволяет активно осваивать пространство. Овладение ходьбой дает ребенку некую самостоятельность, отдаляя его от взрослого.

К концу второго года движения ребенка из хаотичных превращаются в более осознанные. Улучшение координации позволяет осваивать действия, которые до этой поры были трудны для выполнения. Ребенок становится более ритмичным. Он уже может достать понравившуюся ему вещь, залезая на стул или диван. Он может умыться и уже пользуется горшком или туалетом. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность. Поэтому очень важно научить его по-разному обращаться с разными предметами. Это помогает ребенку приспособиться к свойствам разных предметов, список которых расширяется с каждым днем. Развитие предметного действия происходит в совместной деятельности с взрослыми с последующим отделением от них и переходу к самостоятельному действию.

Вначале ребенок осваивает предметы только совместно с мамой или папой, в ходе совместной деятельности. Взрослый контролирует эти действия, и ребенок один ничего не может сделать. В ходе развития предметной деятельности к ребенку переходят частично функции взрослого. Мама или папа начинает действие, а ребенок его заканчивает. И только потом взрослый говорит, как сделать, и ребенок делает. Конечно, поначалу ребенок не понимает функциональности предметов. К примеру, он одевает ботиночки. Но может одеть задом наперед. Он наблюдал, как это делала мама, но еще не владеет способом действий с этим предметом. Впоследствии овладевая способами переноса предметной деятельности, ребенок учится сравнивать свои действия с действиями взрослых. Роль мамы, папы, родственников в глазах ребенка возрастает, поскольку взрослые умеют делать то, что еще трудно или недоступно ребенку.

Разнообразная предметная деятельность влияет на развитие мышления ребенка раннего возраста. Оно носит наглядно-действенный характер, поскольку ребенок вначале манипулирует предметами и только после этого устанавливает между ними связи. Он учится правильно оперировать разными предметами, перемещать их, использовать одни предметы для овладения другими, новы­ми для него. От практического освоения свойств предметов ребенок переходит к умственному освоению, создавая условия для развития речевого мышления. Появление слова является особенностью этого возраста. Речь ребенка носит переходный характер. Она понятна только близким людям и то не всегда. Речь ребенка, как правило, яркая, экспрессивная, эмоционально окрашенная. Он уже говорит активно и знает много слов, но для окружающих они не совсем понятны. Словарь увеличивается и это очень заметно — ребенок постоянно что-то говорит. Иногда сам с собой, но чаще всего с взрослыми. Он уже использует предложения из двух слов. Это большой скачок в его развитии. Формирование речи в этот период — главное событие в жизни ребенка.

Воображение ребенка еще недостаточно развито. Это подтверждает его тяга к предметам быта, используемым ребенком для игры. Он еще не проявляет большого инте­реса к игрушкам, хотя элементы игровой деятельности уже появляются. Вся деятельность взрослых направлена на расширение мира для ребенка, на подготовку его пе­рехода на другой возрастной этап.

В предметной речи происходит развитие восприятия. Естественно, что это начальная ступень его развития, которая выражается в том, что ребенок фиксирует какое-то одно качество предмета и по этому качеству узнает предмет. Восприятие ребенка тесно связано с практиче­скими действиями. При знакомстве с новым предметом, ребенок выделяет его характерные особенности. Если ваза с острым ободком, то он воспринимает этот ободок преувеличенно острым. И на рисунке ободок может быть больше вазы. Под влиянием восприятия происходит раз­витие остальных психических процессов. Память носит непроизвольный характер, и она еще не действует как отдельный процесс.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие индивидуальных способностей ребенка

Проявление личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет

Двигательное развитие ребенка от рождения до года

Как определить: Нормально ли развивается ребенок?

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Как развивать у детей волю?

Нет комментариев. Ваш будет первым!