Развитие эмоциональной сферы ребенка. Как развивать у детей волю?

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Как развивать у детей волю?

Вопрос. Недавно слышала, как соседка отчитывала свою шестилетнюю дочь: «Ты должна была проявить силу воли!» Разве у таких маленьких детей это возможно?

Не в таком понимании, как вы это знаете, но возможно.

Воля — это преодоление, возникающих затруднений. Она проявляется в умении совершать действия, или, наоборот, не совершать, несмотря, на желания ребенка и его потребности. У ребенка в принятии волевых решений большую роль играют чувства. Ведь эмоциональная сфера у него преобладает над волевой, выражаясь образно, поглощает ее. Но к шести годам у малыша уже появляются основные составляющие волевого действия. Он способен поставить цель; наметить дей­ствия по ее выполнению; выполнить намеченное; преодолеть возникающие затруднения и оценить результаты своих волевых усилий. Естественно предположить, что все эти компоненты соответствуют возрасту. Они еще в зачатии, недостаточно развиты. Здесь очень важен такой фактор, как доступность цели, ясное ее понимание. Если ребенок понимает цель и принимает ее, он может проявить упорство в ее достижении, организованность при выполнении тех или иных волевых действий. И, соответственно, он может проявить терпение и настойчивость в преодолении затруднений. Важен и такой фактор, как условия, созданные для достижения цели, для про­явления волевых усилий ребенком.

Только при условии осознания и видения результатов своей деятельности, ребенок может принять выполненные им действия как результат собственных усилий. Здесь важна роль взрослых. На первых этапах ребенок нуждается в помощи. Взрослый вполне может указать способы действий при преодолении затруднений. В этом случае ребенок скорее достигнет результатов, что будет содействовать формированию мотивов к последующим действиям. Конечно, рассматриваемый нами возраст не характеризуется хорошо развитой волевой регуляцией. Она впереди — в младшем школьном возрасте уже проявляются предпосылки формирования воли.

Ребенку шесть лет, и его возраст является пограничным: от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.

Волевой акт имеет свою структуру и особенности. (Крысько В.Г. Психология и педагогика. — М., 2001. С. 132):

✏ Побуждение к совершению волевого действия. В качестве побудителей выступают определенные потребности ребенка. К ним относятся материальные, духовные и социальные. К волевому поступку ребенка может побудить, к примеру, желание обладать какой-либо игрушкой или понравиться своей однокласснице. Независимо от выбора потребности, они заставляют ребенка ставить цели и достигать их.

✏ Представление и осмысление цели действия. Здесь в качестве определения наиболее значимого стимула волевого действия выступает борьба мотивов. Это явление показывает умение ребенка преодолевать трудности. Выбирать более ценностно-значимые действия. Ребенок учится выбирать желания, которые обусловлены необходимыми мотивами.

Конечно, младший школьник еще не обладает достаточной сформированной самостоятельностью в выборе желаний, но на то рядом с ним взрослый, чтобы помочь ему в решении этого вопроса. В ходе борьбы мотивов более четко оформляется цель деятельности, осмысливается ее специфика в реализации волевого усилия.

✏ Представление средств, необходимых для достижения намеченных целей. Выбор средств очень важен для реализации целей. На практике, бывает так, что неудачно выбранное средства значительно затрудняет реализацию поставленной ребенком цели. В этом факторе определенную роль играют взрослые, которые могут помочь ребенку с выбором средств. Ведь ребенок существо зависимое и не все средства ему подвластны. И если в достижении цели нужны какие-либо материальные средства, то тут без взрослых не обойтись!

✏ Намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, личность принимает соответствующее ситуации решение. Принятие решения существенный этап в структуре волевого акта. Принятие решения помогает созданию идеального образа цели. В преодолении затруднений не всегда понятно, какое именно решение будет более успешным. В этом трудность реализации этого структурного элемента. Возможно возникновения альтернативного решения. И опять ребенок будет стоять перед выбором. Поэтому перед принятием решения необходимо тщательно проанализировать деятельность и условия совершения волевого акта и только после этого выбирать наиболее адекватное решение.

Главная задача взрослого при воспитании воли ребенка — это создание таких ситуаций, участие в которых приносило бы ребенку ощутимые плоды. Следует вос­питывать необходимые потребности и мотивы ребенка, определяющие его стратегию преодоления возникающих затруднений. Следует помнить, что волевые качества являются предпосылкой для формирования характера. Если ребенок в ходе развития и формирования становится настойчивым, упорным, самостоятельным, сдержанным, смелым и пр., то его характер непременно будет содержать подобные же характеристики.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие индивидуальных способностей ребенка

Рождение ребенка. Развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Проявление личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет

Как определить: Нормально ли развивается ребенок?

Двигательное развитие ребенка от рождения до года

Нет комментариев. Ваш будет первым!