Развитие речи ребёнка 4, 5 лет

Развитие речи ребёнка 4, 5 лет

Как развивать речь детей 4, 5 лет

Специалисты говорят о том, что к 4-5 годам речь ребенка должна быть «чистой». Это в идеале. Логопеды отмечают, что многие родители просто не обращают внимания на дефекты речи своих детей. А ведь исправлять их гораздо проще в четыре года, чем в шесть или в семь, когда ребенок становится школьником.

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ. Чаще всего дети испытывают затруднения при произношении шипящих звуков (ш, ж, щ, ч), свистящих (с, з, ц), сонорных (р, л). Конечно, постановкой звуков должен заниматься логопед: он даст рекомендации, покажет, как делать упражнения. В конце концов, он успокоит самых тревожных родителей словами: «выговоримся и в школу пойдем „чистыми"». Однако логопед выполняет лишь 10 % работы. Остальные 90 % лежат на ваших плечах, на вашей ответственности. Поставить звук гораздо легче, чем потом удержать его. Чтобы добиться чистоты речи, нужно заниматься с малышом регулярно, ежедневно, а не два раза в неделю. Необходимо также обращать внимание ребенка на правильность произношения звуков не только во время «уроков», но и в повседневной жизни.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Это самые популярные артикуляционные упражнения, которые рекомендуют логопеды, и вы с легкостью можете их освоить. У этих упражнений привлекательные названия. Они настраивают малыша на игровой, а не рабочий лад.

«Лопатка». Пусть малыш представит, что его язык — это широкая лопата. Нужно вытянуть язык, широко разложить его на нижней губе и удерживать 10—15 секунд.

«Лошадка». Пусть ребенок представит, что он лошадка, и цокает копытами. При этом язык как бы приклеивается к небу, его нужно медленно, с усилием оторвать от неба со звуком, похожим на цокот копыт.

«Вкусное варенье». Пусть малыш представит, что он съел вкусное варенье, и у него испачкалась верхняя губа. Нужно облизать варенье, но не из стороны в сторону, а по всей поверхности губы, сильно вытягивая язык. Облизывать губу надо не кончиком, а широким языком.

«Маляр». Пусть ребенок немного побудет маляром, которому нужно побелить (поводить языком) стены (щеки) и потолок (небо).

«Иголка». Откройте рот, высуньте далеко узкий язык и представьте, что это иголочка. Удерживайте его в таком положении 10—15 секунд.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

◈ Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Сейчас идет естественный и активный процесс усвоения родного языка. Наберитесь терпения. У малыша еще не настолько развит артикуляционный аппарат, чтобы превратиться в оратора. Придет его звездный час, и он научится красиво и грамотно изъясняться.

◈ Не будьте слишком критичны: «Это неправильно! Повтори за мамой!». Не превращайте упражнения по постановке звуков в скучное занятие. Это еще один вид игры.

◈ Четко и внятно произносите все звуки в словах, правильно ставьте ударения и стройте предложение. Говорите с детьми медленнее, чуть громче и эмоциональнее.

◈ Когда вы занимаетесь с ребенком, садитесь друг напротив друга. Он должен видеть вашу артикуляцию.

◈ Для работы с правильным звукопроизношением вам понадобится дидактический материал: картинки, кубики, детское лото или домино с изображением животных, овощей, предметов быта, одежды.

◈ Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику.

◈ Приучайте малыша самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя.

◈ Развивайте дыхание. Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох и выдох, складывая губы трубочкой. Не надувайте щеки при выдохе!

◈ Пусть вашим другом станет зеркало. Вы можете гримасничать перед ним с пользой. Растягивайте губы, складывайте их трубочкой, широко открывайте рот, высовывайте язык, — таким образом, вы делаете артикуляционную гимнастику.

Подражание звукам

В три года, когда артикуляционный аппарат, ребенка еще недостаточно развит, можно начинать с простых упражнений по подражанию звуков.

Например: Как едет машина или жужжит жук? «ж-ж-ж-ж».

Как шумит море? «ш-ш-ш-ш».

Как рычит тигр или собака? «р-р-р-р».

Как пищит комарик? «з-з-з-з».

Рекомендуем посмотреть:

Развитие речи у ребёнка

Как развивается речь ребенка

Развитие речи ребёнка 1, 2, 3 лет

Задержка речи у ребёнка

Как развивать речь ребенка дошкольника

Нет комментариев. Ваш будет первым!