Развитие индивидуальных способностей ребенка

Развитие индивидуальных способностей ребенка

Известный чешский педагог Ян Амос Коменский утверждал, что «...дитя есть драгоценное сокровище, даже гораздо дороже всякого золота, но и более хрупкое, нежели стекло, которое легко разбить или испортить так, что может произойти непоправимый вред».

Хрупкость души ребенка, потребность в безусловном и индивидуальном внимании, направленном именно на него требует от любого взрослого душевных сил, педагогической энергии, а главное — желания увидеть в каждом ребенке особенную, не похожую ни на кого личность.

Такое понимание и обращение к душе ребенка носит в педагогике название «индивидуальный подход». Все дети абсолютно разные, даже те, которые живут и воспитываются в одной семье, даже близнецы и двойняшки. И не только внешне, но и поведением, выражением чувств, особенностями характера, выраженностью темперамента. Список можно продолжать, но наша задача убедить читателя, что все дети разные, а, следовательно, каждый из них обладает набором только ему свойственных качеств, определяющих его жизненный путь. Эти качества и выраженность их на практике отличают каждого из нас от других людей, делают неповторимыми.

В ребенке аккумулировано биологическое и социальное начало. Как часть природы, ее биологический механизм, ребенок растет и развивается. Его развитие происходит по особым периодам, каждый из которых характеризуют особенности, указывающие, на какой стадии своего развития он находится. Генетические особенности ребенок получает от родителей, при рождении. Это врожденные особенности, которые называют наслед­ственностью. Каждый родитель «передает» детям некий набор определенных качеств и особенностей. Главным является то, что «набор» получаемого настолько разный, что каждый, живущий на земле человек, является непо­вторимым во всех своих проявлениях. То, что принято называть индивидуальностью.

Мама удивляется, глядя на своего ребенка. Она — чистюля. В квартире всегда чисто, да и в комнате ребенка поддерживается чистота. Одежда ребенка всегда в порядке — выстирана, наглажена. Откуда же у него на груди «меню» его обеда в школе или в детском саду?

Родители жалуются — «В одной семье два ребенка. Воспитываем одинаково. Почему же они такие разные?»

И невдомек родителям, что каждому отдельному ребенку присущи же и отдельные индивидуальные характеристики. Ему передаются не только их черты, а черты их далеких или не очень далеких предков. И если бы в каждой семье знали предания о своем роде, то может, было бы легче ответить на многие вопросы. Откуда у ребенка выраженные математические способности, притом, что родители его гуманитарии.

Почему у дочки такой вспыльчивый характер? Ведь в семье всегда все решается спокойно и тихо. Да и у мамы с папой характер спокойный. Следует помнить, что наследственностью не исчерпывается биологический фактор. Ребенок рождается с группой особенностей, которые могут быть присуще родителям, а могут быть у кого-то из родни. Ребенок не может быть точной копией своих родителей, хотя его зарождение произошло от слияния двух начал — мужского и женского.

В развитии ребенка можно выделить общее и особенное. Общее — это отражение тех особенностей, которые присущи возрасту детей, объединенных в некие группы именно по возрастному принципу. Особенное — это та индивидуальная неповторимость, которая свойственна каждому человеку. Это набор именно его качеств и свойств. Индивидуальность любой личности характеризуется набором интеллектуальных, моральных, эмоциональных, волевых и других черт, которые и отличают одного человека от другого.

К индивидуальным особенностям относят познавательные процессы (память, восприятие, мышление, во­ображение, внимание), интересы, склонности, способно­сти, характер и темперамент. Следовательно, у каждого ребенка свой набор индивидуальных свойств и качеств. Индивидуальные особенности во многом определяют раз­витие личности, но не решают все задачи Мощным фактором, способствующим развитию индивидуальных осо­бенностей, выступает социальная среда. То есть от того, где конкретно воспитывается ребенок, в каких условиях, кем и когда, зависит, как разовьются его индивидуальные особенности. В очередной раз приходится констатировать, развитие ребенка зависит от взрослых.

Это накладывает большую ответственность на действия вос­питателей и определяет выбор стратегии осуществления индивидуального подхода — создание условий для оптимального развития индивидуальных особенностей ребенка. Конечно, здесь педагогика взрослого тоньше, деликатнее.

Созданные условия не должны восприниматься ребенком как нечто искусственное. Они должны быть ло­гичны и приняты ребенком. Только такой подход может считаться продуктивным. Только индивидуальные усло­вия обусловливают развитие познавательных сил, наклонностей, интересов и способностей каждого ребенка.

В каждой семье необходимо создать именно те условия, которые для конкретного ребенка и будут единственно необходимыми и комфортными. Конечно, в этой родительской работе много подводных камней и течений.

И задача родителей, решая их и преодолевая, действовать только на благо ребенка. А это, как мы видим, возможно только тогда, когда каждая черточка их малыша будет не только хорошо знакома, но и принята всеми взрослыми людьми, его окружающими. Такое отношение дает шанс каждому ребенку быть особенным, а, следовательно, содействует его индивидуальному развитию.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие эмоциональной сферы ребенка. Как развивать у детей волю?

Как определить: Нормально ли развивается ребенок?

Проявление личности в раннем возрасте. Кризис 3 лет

Рождение ребенка. Развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте

Двигательное развитие ребенка от рождения до года

Нет комментариев. Ваш будет первым!