Раннее развитие ребёнка

Раннее развитие ребёнка

Как заниматься с детьми до школы. Как развивать ребёнка дошкольного возраста

Современные родители могут растеряться от изобилия развивающих методик, игр и игрушек, предназначенных для самых маленьких вундеркиндов. Чтобы не потерять ориентир, следуйте трем важным принципам. Во-первых, игры и обучающие программы должны соответствовать возрасту. Во-вторых, выбирайте нужный момент для игры. А в-третьих, все должно быть в меру!

Школы раннего развития

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают развиваться не только малышам, но также их папам и мамам. Ведь все мы когда-то впервые становимся родителями и не знаем, с чего и как начать воспитание и обучение малыша. Методики раннего развития разрабатывают педагоги, психологи и врачи. Они имеют огромный опыт работы с детьми, им можно доверять и прислушиваться к их рекомендациям.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ РАЗВИТИЕ? Это развитие малыша с первых месяцев жизни до шести лет. Сюда входит физическое, интеллектуальное, психоэмоциональное и эстетическое воспитание ребенка, развитие его творческих способностей и навыков самостоятельности. В последнее время появилась мода на раннее развитие. Это престижно, и только потом полезно и понятно. Увы, далеко не всегда школа раннего развития достойно поддерживает ту или иную методику. И ее ведущей целью становится коммерция, а не обучение. Обращайте внимание на отзывы тех родителей, чьи малыши уже посещают школы раннего развития. Будьте внимательны при выборе не только методики, но и педагогов.

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ? Занятия с малышами до полутора-трех лет проводятся в присутствии мам и пап. Они являются активными участниками и взаимодействуют со своими детьми во всех играх. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. Чем меньше ребенок, тем короче и реже «уроки», чтобы не утомить кроху и не отбить желание «учиться».

НЕСОМНЕННЫЕ ПЛЮСЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

❀ Общение. Малыш попадает в окружение детей, то есть в свою родную социальную стихию. Психологи утверждают: чем раньше начнется общение ребенка со сверстниками, тем легче ему будет находить контакт с ними в будущем. Важную роль также играет общение с незнакомыми взрослыми. Известно, что ребенок лучше воспринимает и усваивает информацию не от родных, а от посторонних людей.

❀ Хорошая спортивная база. В школах раннего развития большое внимание уделяется физическому развитию детей. Здесь можно знакомиться с различными спортивными снарядами, покорять шведскую стенку, спускаться с горки, катать мячи, пролезать через круги и многое другое. Занятия проводятся на свежем воздухе, в спортзалах и бассейнах.

❀ Изобилие методических пособий. Кубики, паззлы, развивающие коврики, музыкальные инструменты, книги, мягкие игрушки, конструкторы, различные игры — все это вы найдете в школах раннего развития.

❀ Разнообразие занятий. В школах раннего развития рисуют, лепят, поют, танцуют, учатся и отдыхают. Но самое главное, что все занятия здесь проводятся в игровой форме.

НЕКОТОРЫЕ МИНУСЫ

❀ Посещение школ раннего развития (особенно престижных) — дорогостоящее мероприятие. Практически все они частные. Выбирайте то, что вам по карману, чтобы чувствовать себя комфортно.

❀ Иногда препятствием становится не только цена, но и расстояние. Удаленность от дома и необходимость добираться до школы общественным транспортом останавливают многих молодых мам.

❀ В группах не все дети бывают здоровы. Можно легко подхватить вирус, особенно, если ребенок маленький и у него слабый иммунитет.

❀ Повышается тревожность родителей. Когда дети одного возраста оказываются в одной «корзине», родители невольно сравнивают «своих» и «чужих». И последние почему-то оказываются способнее и умнее. В этом случае родителям надо признать, что с их ребенком все в порядке. А вот самим придется поработать с собственными комплексами.

Рекомендация

Нежелательно осваивать сразу несколько методик. Нужно выбрать одну: ту, которая наиболее подходит вашему малышу. Если «пробовать на вкус» сразу несколько обучающих программ, это принесет ребенку больше вреда, чем пользы. Запутается и малыш, и его родители.

С какого возраста начинать?

В каждой школе раннего развития, как и в обычной школе, осуществляется набор в группы по возрасту. Например: от 4 месяцев до 10 месяцев, от 0 до 6 месяцев, от 9 месяцев до 1,5 года и т. д. Набор зависит и от конкретной обучающей методики. Сами родители должны решить, когда пойти с малышом в школу: в полгода, в год или в три. Это индивидуальный вопрос, и никто лучше вас не скажет, когда наступит подходящий момент.

MAMA-ЛУЧШИЙ МЕТОДИСТ

Какие бы чудо-методики ни существовали в природе, лучшая из них — методика маминой любви. Кстати, родители неплохо справляются и с другими педагогическими практиками. Стоит только почитать специальную литературу, приобрести несколько развивающих пособий, вооружиться терпением — и все у вас получится.

Как организовать школу раннего развития для своего вундеркинда дома, на коврике? Вот несколько простых рекомендаций.

❀ Не играйте много и усердно. Нужно уметь вовремя остановиться в тот момент, когда малышу еще не надоело играть.

❀ Научитесь играть в разные игры с одним и тем же предметом. Возьмем, например, кубики. Их можно по- разному складывать, делать из них «поезд» и «башню», щупать, различать по цвету, прятать, бросать и т. д.

❀ Не используйте те пособия, которые не подходят вашему ребенку по возрасту. Ему, возможно, будет интересно некоторое время, потому что в руки попадет новый предмет, но ожидаемого развивающего эффекта вы не получите.

❀ После занятий обязательно прячьте развивающие игрушки. Они не должны быть постоянно на виду. Необходимо все время сохранять ощущение новизны и тем самым привлекать внимание малыша.

❀ Если у ребенка нет интереса к игре, которую вы предлагаете, не настаивайте и спрячьте игрушку до более подходящего момента.

❀ Освободите пространство перед началом развивающей игры. Уберите все ненужные игрушки и вещи, отвлекающие внимание ребенка.

❀ Устройте малышу театр одного актера: вы можете переодеваться в яркую одежду, говорить завораживающими интонациями, сделать для развивашек специальную коробку, разукрасив ее. Возможно, вашего малыша больше привлечет антураж игры, чем сама игра. Ну что же, это тоже успех.

ПОСОБИЯ И ИГРЫ. Для детей до одного года не существует каких-то специально разработанных методических пособий. В принципе любая игрушка, любой объект окружающего мира уже является для него развивающим. Задача мамы и папы — показывать эти объекты, давать возможность их пощупать, помять, а, возможно, и разорвать или попробовать на зуб. Погремушки, кубики, матрешки, пирамидки, деревянные паззлы, музыкальные игрушки относятся к развивающим пособиям. Вы можете что-то приобрести, а что-то и придумать самостоятельно.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК СОСРЕДОТОЧЕНИЯ. Вы можете использовать любой подручный материал для этого упражнения: разноцветные кубики, игрушки, предметы быта и одежды. Смысл заключается в том, чтобы привлечь внимание малыша к объекту с помощью цвета, звука, формы, фактуры материала. Примерьте на голову яркую шапку — вы уже станете предметом сосредоточенного внимания! Наденьте малышу на ноги носки разного цвета: и это будет совершенствовать его зрительное восприятие.

РАЗВИВАЕМ НАВЫК НАНИЗЫВАНИЯ. Для тренировки этого навыка вам понадобится обыкновенная пирамидка с крупными кольцами. Также вы можете нанизывать кольца пирамидки на веревку. Ребенку до года трудно даются действия, связанные с мелкой моторикой: например, нанизывание мелких бусинок на нитку или игры-шнуровки. Если он не готов к освоению какого-либо навыка, для начала продемонстрируйте новый для него опыт. Этого пока будет достаточно.

РАЗВИВАЕМ ТАКТИЛЬНУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Сшейте мешочек из яркой ткани, вложите в него предметы из разного материала. Предложите малышу найти сокровище в мешке. Когда ребенок извлекает предмет, описывайте его признаки: мягкий, твердый, гладкий, шершавый, колючий и т. д. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться по дому, возьмите его на руки и проведите экскурсию. Подходите к мебели, занавескам, щупайте мягкие коврики, гладкие поверхности, откройте кран на кухне, проверьте воду и т. п. Кстати, под горячую руку малыша может попасться чья-то шевелюра или хвост.

Развивающий коврик

Можно усадить (или уложить) любопытного малыша на развивающий коврик и быть уверенным в том, что ему здесь не придется скучать. Ведь это настоящая площадка для игр и впечатлений. Здесь можно послушать музыку, понажимать кнопочки, посмотреть на себя в зеркало, восхититься яркими красками, поваляться на мягких игрушках. На сегодняшний день существует огромный выбор развивающих ковриков, отличающихся по цене и качеству, тематике и материалам.

ОБЩЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Присутствие близкого человека стимулирует ребенка к общему развитию. Но ласкового голоса и маминой улыбки недостаточно, чтобы вырасти гармоничной личностью. Малышу важен также и тактильный контакт с родным человеком.

МАМИНА ИНТУИЦИЯ. Все наслышаны о материнской интуиции. Мать угадывает желания и потребности крохи по малейшему движению, взгляду или голосу. Об этом позаботилась природа. И если мама успокоится и перестанет прислушиваться к мнению бабушек, тетушек и прочих родственников, то найдет источник внутренней силы и уверенности в себе. Она всегда будет знать, что нужно ее ребенку. Но такой же тонкой интуицией обладает и новорожденный. Удивительным образом движения тела младенца и его мамы гармонично совпадают, складываются, как картинка в паззлах. «Мама + малыш» — сильный тандем, который просуществует еще долгие годы. Лишь в подростковом возрасте постепенно происходит разъединение этого союза (при здоровом подходе родителей, которые научились отпускать своих детей). Но пока что говорить об этом рано. Пока задача родителей — максимально отдавать, безвозмездно вкладывать свою энергию в ребенка и ничего не требовать взамен ни сейчас, ни потом.

СЛИНГИ И «КЕНГУРУ». Преимущество горизонтального положения грудничка — выдумка западной цивилизации. На Востоке и в странах Африки мамы не катают своих малышей в колясках, они носят их на груди или спине. Для этого существуют различные этнические приспособления: куски ткани, шарфы, корзины. Ученые считают, что вертикальное ношение ребенка полезно для его физического развития: у него быстрее формируются моторные навыки, он ощущает силу тяжести и учится удерживать равновесие. В последнее время западные мамы предпочитают носить детей в слингах и «кенгуру». Это удобно при передвижении по городу и во время путешествий. Особое внимание нужно обратить на качество сумок-кенгуру. Ножки малыша должны иметь хорошую поддержку, чтобы не было нагрузки на таз и неестественного прогиба спины. Это небезопасно для здоровья ребенка!

РУЧНОЙ РЕБЕНОК. Многие мамы и папы боятся слишком часто брать ребенка на руки, чтобы не сделать его «ручным». У психологов на этот счет однозначное мнение: чем реже брать, тем чаще будет проситься. До полугода ребенок сильно привязан к маме (или другому близкому человеку). В принципе малыш пока что не способен отделить себя от нее. Мама — его продолжение, в том числе и телесное. Нельзя резко обрывать эмоциональную связь, так же, например, как сразу обрезать пуповину после родов. Невидимая нить между мамой и ребенком существует, и многие детские проблемы и страхи способны разрешить мамины руки.

ДАВАЙ ПОТАНЦУЕМ! Совместные танцы — время, когда можно побыть вдвоем. Это еще одна возможность телесного контакта. Танцы развивают в малышах гибкость, координацию, чувство ритма, но главное — пробуждают море позитивных эмоций. Старайтесь угадать танец, соответствующий настроению ребенка. Если ему хочется попрыгать и повеселиться, подбирайте ритмичную танцевальную музыку. Если кроха устал и его что-то тревожит, поставьте спокойную мелодию и делайте плавные движения. Это поможет расслабиться и вашему ребенку, и вам.

❧ Статистика показывает, что американские дети в возрасте от 3 недель до 3 месяцев пребывают на руках у мамы около 2,5 часов в сутки. Это очень мало! Малыши практически все время находятся в специальных «контейнерах»: коляски, автокресла, кроватки, сумки-переноски.

О странной болезни - госпитализме

В первой половине XX века, ученым удалось обнаружить странную болезнь среди детей грудничкового возраста. Ей дали название — госпитализм. От нее страдали (и даже умирали) те дети, которые остались без опеки родителей и воспитывались в домах ребенка. Было доказано, что ребенок, который получает достаточный уход и питание, но лишен внимания, ласки и тактильного контакта со взрослыми, существенно отстает в развитии или просто умирает «от тоски» по человеческому теплу.

Рекомендуем посмотреть:

Как развивается речь ребенка

Методики раннего развития

Уроки рисования и лепки для ребёнка до 1 года

Екатерина # 24 июля 2015 в 18:34 0

Я пользовалась сумкой-переноской. Все ничего,вот только посадка ребенка меня не устроила.У ребенка получается неправильная физиологическая поза ног.Ребенок будто бы висит на промежности своей,ноги болтаются,промежуток между ножками узкий. А качество отличное,цена не высокая,с продукцией этой фирмы знакома,нареканий нет. Для моей дочери рюкзак по возрасту и росту подходил,идет от 0 месяцев и до 9 кг.Расположение ребенка лицом ко мне,и от меня,по ходу движения.Руки мои будут свободны,я мобильна. В итоге,ребенок не стал сидеть в кенгурушке,а если и удалось посадить туда,то на короткое время. Сейчас я знакома со слингом и эрго-рюкзаком.Разница конечно видна.Если есть дополнительный ремень,который застегивается на поясе,спина легче. Поясовой ремень разгружает спину.