--

Игры на развитие воображения у дошкольников 3-6 лет

Игры на развитие визуального восприятия и воображения у детей дошкольного возраста

Воображение — основа любой творческой деятельности.

При помощи воображения люди выстраивают образы своих целей и средств их достижения, моделируют свое поведение, осуществляют творческий подход к решению жизненных задач. Наши мечты и фантазии позволяют нам получать максимальное удовольствие от жизни, без них она была бы неполной.

Развитие зрительного восприятия — одна из составляющих в работе по развитию воображения.

Большую часть информации об окружающем мире мы получаем посредством зрения. Зрительные образы — основа обучения всем новым навыкам.

Поэтому, чтобы воображение развивалось, ему необходимо обеспечить приток свежих зрительных образов. Необходимо научить ребенка не только смотреть на все, что его окружает, но и внимательно всматриваться, представлять себе что-то в уме, использовать увиденное для построения своих фантазий и проектов. Предложенные в этом разделе игры направлены на развитие зрительного восприятия и воображения ребенка.

Что там было?

Расположите на подносе или журнальном столике разные предметы, отличающиеся друг от друга по форме, цвету, запаху (коробку конфет, флакончик духов, книгу, письменные принадлежности, вазу, фрукты и т. п.) Предложите вашему ребенку в течение нескольких минут хорошо рассмотреть все предметы, потрогать, понюхать их и запомнить их расположение и количество. Затем накройте столик покрывалом и предложите ребенку вспомнить и подробно описать все предметы, которые на нем находились. Уберите покрывало и проверьте, все ли перечислил малыш.

Перемены

Предложите ребенку внимательно осмотреть комнату в течении нескольких минут, запомнить все детали обстановки и затем выйти из комнаты. Вы в это время поменяете расположение некоторых предметов, переставите стулья, задернете штору, добавите какую-либо новую деталь. Теперь пригласите ребенка найти и назвать произошедшие перемены. В эту же игру можно сыграть, используя комбинации карт, шахматную доску с расставленными на ней фигурами, любой набор предметов.

Отыщи картошку

Из небольшого мешка картошки выберите одну картофелину. Пусть ребенок рассмотрит ее, подержит в руках, запоминая форму и вес. Потом положите картофелину обратно в мешок. Сможет малыш найти именно ее или нет? Как он определил, та ли эта картофелина? Подобную игру можно провести, используя другие небольшие предметы: морскую гальку, камешки, конфеты в обертке, пуговицы и т. п.

Что на картинке?

Возьмите журнал или книжку с яркими картинками, которую ребенок еще не видел. Рассмотрите картинку вместе в течение нескольких минут, затем уберите ее. Теперь попросите малыша описать, что было на картинке. Чем больше деталей он вспомнит, тем лучше. Рассмотрите картинку еще раз, что вы упустили из внимания?

Какой номер?

Найдите десяток ярких картинок-открыток. Напишите на них номера. Покажите картинки ребенку, называя их номер. Теперь уберите картинки и предложите ему вспомнить, что было на картинке под каждым номером? Например, вы называете номер, а малыш пытается вспомнить содержание картинки. Сколько картинок из десяти он вспомнит?

Угадай карту

Возьмите карты или предметные картинки -10 шт. Выложите их на стол лицевой стороной вниз, предварительно показывая ребенку каждую, в течение нескольких секунд. Сможет ли он угадать, где какая карта (предметная картинка)?

Что это?

Выберите предметную картинку или сам предмет, и опишите его ребенку, не показывая и не называя его. Ребенок должен попытаться представить себе его и угадать. Малыш может задавать уточняющие вопросы. Если он угадает и правильно назовет предмет, вы меняетесь ролями. Он описывает, а вы отгадываете.

Как это было?

Вспомните вместе с ребенком интересное событие прошедшего дня, эпизод просмотренного фильма или интересной передачи. Восстановите в памяти подробности произошедшего, дополняя по очереди детали. Обсудите увиденное.

Рисунок по памяти

Выберите вместе с ребенком понравившуюся красочную картинку; иллюстрацию к книге или фотографию в журнале. Дайте ему рассмотреть и закрепить ее в памяти, отметьте и обговорите детали, цвет и композицию картинки. Теперь уберите картинку и пусть ребенок попытается нарисовать ее по памяти. Насколько точно ему это удастся? Сравните рисунок с картинкой. Что можно добавить?

Абстрактные узоры

Проведите линию на листе бумаги в любом направлении. Предложите ребенку нарисовать цветной узор на основе этой линии. Таких линий можно провести на одном листе несколько.

Коллаж

Научите ребенка делать коллаж из журнальных, газетных вырезок, картинок, а возможно и своих фотографий, наклеивая их на лист бумаги. Такой коллаж может стать основой юмористической газеты к детскому утреннику или дню рождения.

Придумай и нарисуй

Предложите ребенку придумать и нарисовать собственный флаг, герб, печать, вымышленное животное, спортивную эмблему, необычную одежду и обувь, волшебный замок, машину будущего и многое другое.

Письмо в картинках

Прочитайте с ребенком повесть Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Предложите ему нарисовать письмо в картинках. Нарисуйте друг другу такие письма и проверьте, насколько правильно вы поняли их содержание.

Иллюстрации

Проиллюстрируйте любимую книжку. Вы можете также сделать букварь — на каждой страничке напишите яркую печатную букву, а рядом с ней изображение предмета, название которого начинается на эту букву.

Портреты

Попросите ребенка нарисовать ваш портрет. Пусть он нарисует по памяти портреты своих друзей, автопортрет, свое домашнее животное. Пусть представит, как будет выглядеть через 20 лет он сам и его друзья, кем они станут, и нарисует их такими.

Зарисовки

Выберите вместе с ребенком во время прогулки какое-либо понравившееся ему живописное место в парке, в лесу, городском сквере. Это может быть и улица с красивым зданием, и детская площадка. Сходите туда с альбомом и карандашом, и сделайте зарисовки с натуры, или сфотографируйте пейзаж. Дома попытайтесь нарисовать и раскрасить увиденную картину.

Разрисуй предмет

Потренируйте воображение ребенка: предложите ему расписать какой-либо необычный предмет — пустую бутылку, елочный шар, пасхальное яйцо, пластиковую тарелочку, обыкновенный камешек-голыш, фигурку из пластилина. Можете использовать акварель, а затем покрыть ее лаком.

Репродукция

Предложите ребенку нарисовать копию какой-либо картины или понравившейся ему картинки или фотографии. Предварительно рассмотрите картинку, отметив мысленным взором все предметы, изображенные на ней. Обсудите с ребенком, что находится справа, слева, вверху картинки, снизу, на переднем плане и в перспективе. Рассмотрите персонажей картины. Какого цвета у них глаза, волосы? Каковы особенности их одежды? Какие позы они приняли? Чем вы будете пользоваться, рисуя репродукцию картины? Красками, карандашами, фломастерами или чем-то еще? Продумав все эти нюансы, начинайте рисовать. Насколько копия близка к оригиналу? Что получилось хорошо, а что можно было сделать лучше?

Сложить картинку

Несколько цветных картинок наклейте на картон и разрежьте каждую на 12—15 частей. Разрезать картинки вы можете любым способом — по прямым или ломаным линиям. Самодельные пазлы готовы. Можете собирать их вместе с ребенком, каждую картинку отдельно или перемешав части двух-трех картинок.

На что это похоже?

Предложите ребенку картинки следующего содержания: в центре кружков нарисованы геометрические фигуры: ромб, квадрат, треугольник, кружок, трапеция. Пусть он подумает и скажет, на что похожа картинка.

Превращения

Для игры понадобятся фломастеры и листы бумаги. Вы рисуете геометрические фигуры, которые ребенок может превратить, дорисовав в любой предмет или, если возможно, животное или растение.

Кляксы

Эту же игру вы можете провести по-другому: вместо геометрических фигур поставьте на бумаге тушью кляксы, которые можно превратить в зверушек, персонажей мультфильмов, человечков или какие-либо предметы.

Кружки

Предложите ребенку графическую картинку — 4 кружка. В какие предметы можно превратить кружки, вместе или отдельно, дорисовав к ним недостающие детали? Какие еще рисунки с кружками можно придумать.

Невидимки

Попросите ребенка представить себе и нарисовать, используя разные цвета, что-нибудь невидимое — звук, настроение или запах, как он выглядел бы, на его взгляд, если бы был видимым?

Какого цвета буква?

Как известно, каждая буква алфавита ассоциируется у каждого человека с определенным цветом. Какого цвета буквы у вашего ребенка? Спросите, какого цвета, на его взгляд, буква А, И, Р, М? Какими он их себе представляет, как видит их внутренним зрением? Предложите ему нарисовать разноцветными карандашами буквы такой формы и цвета, какими они ему видятся.

Цветные салки

Из числа играющих выбирают ведущего. Дети становятся рядом и ждут, ведущий поворачивается к ним спиной и громко называет любой цвет. Если на ребенке есть предмет одежды такого цвета (любого оттенка), он берется за него рукой и спокойно стоит на месте. Все, кому не за что взяться на себе, разбегаются, а ведущий стремится догнать их и осалить. В 10—15 м от кона можно начертить «город». Того, кто успеет добежать туда, осаливать нельзя. Осаленный участник становится ведущим.

Цветные кегли

Для игры понадобится 15 разноцветных кеглей трех цветов, по пять каждого, и игральный кубик, противоположные стороны которого окрашены в те же три цвета, что и кегли. Играют два человека. На полу чертят круг диаметром 2,5 м. В нем расставляют кегли. Затем игроки бросают кубик. Задача игроков по сигналу войти в круг и собрать большее количество кеглей выпавшего цвета, опередив противника и не сбив остальные кегли. Побеждает тот, кто возьмет больше кеглей нужного цвета, но если при этом он собьет хотя бы одну кеглю другого цвета, победа не засчитывается.

Цветовой спектр

Расскажите ребенку, что в известной поговорке: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» скрыты названия каждого цвета радуги. Каждое слово в ней начинается на ту же букву, что и название каждого цвета: К — красный, О — оранжевый, Ж — желтый, 3 — зеленый, Г — голубой, С — синий, Ф — фиолетовый. Запомнив эту поговорку, легко запомнить основные Цвета. Какие еще цвета знает ребенок? Какими он мог бы дополнить этот список: розовый, коричневый, черный, белый. А какие оттенки он может назвать? Есть цвета, которые скорее можно отнести к оттенкам: болотный, персиковый, бордовый, алый и т. д. Вспомните их вместе с ребенком. Опробуйте новые краски или цветные карандаши, отмечая разницу оттенков.

Цветик-семицветик

Нарисуйте или склейте из цветной бумаги цветок, каждый лепесток которого разного цвета. Затем склейте или нарисуйте цветы с лепестками той же цветовой гаммы, но других оттенков. Чем больше таких цветов получится, тем лучше.

План ассоциаций

Люди издавна стремятся наглядно представить мыслительный процесс, отображая его в виде схем, диаграмм, планов. Это способствует развитию воображения, помогает найти неожиданное решение проблем. Нарисуйте с ребенком план ассоциаций. Выберите ключевое слово интересующей ребенка темы. Запишите его ярким фломастером в центре листа. Вспомните и напишите вокруг него все ассоциирующиеся с ним в большей или меньше степени слова. Возможно, от этих слов потянутся цепочки других. Соедините их стрелками в нужной последовательности. Так вам и ребенку будет легче систематизировать знания по заданной теме.

План местности

Предложите ребенку составить план вашего квартала или района. В центре нарисуйте ваш дом. Вокруг него хорошо знакомые ребенку объекты: двор, детскую площадку, сквер, детский сад и т. п. Линиями обозначьте дорожки. Попробуйте также составить план своей квартиры, комнаты ребенка.

Интересные предметы

На прогулке рассматривайте природные формы: цветы, листья, стволы деревьев, облака, коряги, камни. Рассматривайте и обсуждайте с ребенком их форму, цвет, фактуру, трогайте на ощупь, поворачивайте или осматривайте в различных ракурсах. Задавайте вопрос: на что это похоже? Принесите домой наиболее интересные природные материалы и сделайте из них поделки: фигурки сказочных персонажей и животных, икебану, небольшой макет уголка природы.

Панно-коллаж

Изготовьте вместе с ребенком интересную поделку из различных материалов: панно-коллаж. На плотный большой лист картона приклейте большой лист бумаги (ватман). Нанесите контуры выбранного рисунка (это может быть силуэт растения или животного), а затем заполните его клочками бумаги, листьями, кусочками ткани, семенами или перышками, подбирая их по цвету и текстуре к данному рисунку. Получится объемное цветное изображение. Освоив эту технику, впоследствии можете усложнять задачу, создавая не один контур, а целый мозаичный пейзаж.

Мозаика

Для развития воображения и внутреннего зрения очень полезно собирать мозаики.

Начав с купленных в магазине мозаик с предложенными узорами и пазлов, вы можете впоследствии собирать мозаики из подручных материалов: ими могут стать семена растений, бисер, бусины, пуговицы, разноцветные кусочки стекла или керамики, наклеенные на основу. Картинку для мозаики вы можете взять из книжки с иллюстрациями, открытки, и т. д. Помогите ребенку нарисовать ее контуры, а подбирать кусочки по форме и цвету и наклеивать их на основу будет он сам.

Волшебная коробочка

У каждого из нас в детстве была такая коробочка — в нее мы складывали мелкие наиболее заинтересовавшие нас с эстетической точки зрения предметы — фантики, пуговицы, бижутерию, меховой шарик, морские камешки необычной формы — все что задевало воображение и приятно было держать в руках. Заведите с ребенком такую коробочку. Время от времени открывайте вместе с ним эту «шкатулку сокровищ» перебирайте эти предметы, рассматривая их форму, текстуру. Сможет ли ребенок узнать эти предметы с закрытыми глазами, на ощупь?

Пантомима

Изобразите вдвоем с ребенком при помощи пантомимы:

1. Часы с кукушкой, заводящийся мотоцикл, вентилятор, торшер.

2. Подсолнух, тюбик с зубной пастой, мигающую лампочку.

3. Разозленную кошку, Кинг-конга, важного индюка.

4. Художника, который пишет портрет, повара, готовящего изысканное блюдо, зубного врача, удаляющего зуб.

Без предмета

Дайте ребенку задания изобразить без предмета следующие действия:

1. Фехтовать шпагой.

2. Перебрасываться мячом с товарищем.

3. Подбрасывать и ловить воздушный шарик.

4. Играть в настольный теннис.

5. Чистить картошку.

6. Разрезать арбуз и съесть кусок.

7. Наполнить водой из крана вазу и поставить в нее цветы.

8. Развернуть конфету.

9. Поточить карандаш.

Можете придумать и выполнить другие задания. Пусть ребенок придумает и задаст вам свои задания. Выполните их.

Театр теней

Организуйте дома театр теней. Вам понадобится экран (любое белое полотно), источник света (настольная лампа, свеча) и темнота в комнате. Фигурки вы можете вырезать из бумаги, можете сделать картонных марионеток, можете изображать руками, при помощи ладоней и пальцев (птица, лошадь, олень, гусь и т. д.). В своем театре вы можете разыгрывать любые сюжеты с любыми персонажами.

Театр в коробке

Театр в коробке по устройству напоминает ярмарочный раек. Вы можете легко изготовить его дома. Большую картонную коробку обклейте яркой разноцветной бумагой снаружи и однотонной внутри. Поставьте ее на бок, чтобы зрителям было видно ее дно. Это и будет ваша сцена. На боковых гранях коробки сделайте вертикальные прорези, для перемещения картонных актеров. На верхней грани, которая является потолком над сценой, вдоль дна сделайте прорезь для рисованных декораций. Нарисуйте декорации к вашей пьесе на картонке, размером немного меньше чем дно коробки (в вашем театре оно является стенкой, ограничивающей сцену на заднем плане). Вы будете вставлять их в прорезь и менять по мере необходимости. Нарисуйте на плотном картоне героев пьесы, раскрасьте их, вырежьте и наклейте на длинные картонные полосы. Вставьте эти полосы в прорези по бокам коробки, и управляйте своими актерами. Так вы можете инсценировать любой сюжет.

Кукольный театр

Вы можете организовать кукольный театр на дому. Вам понадобится ширма и куклы, которых вы будете одевать на руку. Таких кукол вы можете изготовить вдвоем с ребенком, сшив костюмы, а головы можно сделать из яичных скорлупок, расписав лица. Инсценируйте сначала какую-нибудь недлинную, известную сказку, позже сможете освоить и поставить более сложный сюжет.

Домашний театр

Попробуйте себя в качестве актеров. Осуществите домашнюю постановку какой-либо детской сказки, которая особенно нравится ребенку. Распределите роли, привлеките к участию в постановке домочадцев и друзей ребенка. Сшейте костюмы, придумайте грим для героев, раздайте слова, отгородите занавесом часть комнаты и приступайте к репетициям. Интересный досуг в течение нескольких вечеров вам гарантирован. Не забудьте пригласить на премьеру друзей и знакомых.

Рекомендуем посмотреть:

Медитация для детей

Подготовка детей 4-5-6 лет к школе

Игры на развитие речи, мышления у детей 4-8 лет

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!