Ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Развиваем кругозор ребенка

Ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Развиваем кругозор ребенка

По мере дальнейшего физического и психического развития пределы доступного для ребенка становятся все шире. И действительно, малышу семи-восьми месяцев жизни доступно лишь пространство, ограниченное стенками детской кроватки, манежа; малышу десяти — двенадцати месяцев жизни мама иногда позволяет поползать по детской комнате, а то и по квартире (дому); годовалый ребенок, сделавший первые шаги на радость близким, активно осваивающий навык ходьбы, уже довольно часто выходит за пределы своей комнаты, забредает в спальню к родителям, на кухню, порой он совершенствует свой навык во дворе дома, на дачном (приусадебном) участке, в саду, в ноле, на солнечной лесной полянке... Эта тенденция все большей доступности окружающего мира будет сохраняться еще долго — пожалуй, до тех пор, пока будет иметь место само развитие ребенка (с преобладанием в первое время активного развития физического, а затем с преобладанием развития психического).

Нужно ли форсировать каким-то образом этот процесс — процесс расширения пределов доступного для малыша? Пожалуй, нет. Если присмотреться вниматель­нее к ребенку раннего возраста, можно заметить, что постигает он ровно столько, сколько способен постигнуть, — в полном соответствии с теми возможностями физического и психического развития, какие отпустила ему на данный момент Природа.

Так, для «понимания» ребенка первых месяцев жизни, проводящего все время в пределах кроватки, и доступно только то, что этими пределами ограничено, — погремушки, соска-пустышка, пара простейших игрушек и бутылочка с питьем; для «понимания» ребенка, только научившегося ползать, доступно несколько больше — то, к чему он смог приблизиться, что он смог пощупать, обнюхать, попробовать на вкус и на зубок; еще больше доступно «пониманию» ребенка, научившегося ходить и даже бегать, поехавшего впереди мамы на трехколесном велосипеде; Природа, как бы удостоверившись в том, что возможности интеллекта малыша увеличились, предоставляет ему возможность пройти очередной этап физического развития и тем самым сделать чуть более доступным окружающий мир.

Таким образом, всемудрая матушка-Природа дает ребенку информацию об окружающем его мире дозированно, дает ровно столько, сколько он может взять, не перегружает его.

Если же молодые мама и папа из щедрости своей захотят дать своему малышу информации больше, чем рассчитала Природа, то у них вряд ли что-то получится: малыш будет видеть, будет слышать, однако не впитает информацию, как губка впитывает воду. Быть может, какие-то молодые родители с этим не согласятся; тогда пусть они попробуют взять своего годовалого ребенка на экскурсию в планетарий; малыш, конечно же, будет видеть движение прекрасных звезд по небосклону, будет слышать музыку и голос экскурсовода и будет переполнен какими-то своими впечатлениями, но в какой-то момент, уставший от этих впечатлений, просто заснет... его «губка» ничто не впитает — во всяком случае, не впитает ничего того, что не готова «удержать» и «нести».

Работать над кругозором ребенка, конечно же, нужно—и работать постоянно. Но информация, предоставляемая малышу, должна соответствовать возможностям его понимания; быть может, эта информация лишь чуть- чуть должна опережать возможности его интеллекта. Непознанное представляется ребенку загадочным, загадочное увлекает и понуждает интеллект работать актив­нее; работая же, интеллект развивается.

Наиболее близок пониманию ребенка младшего дошкольного возраста мир животных и растений. И это не случайно. Наши предки были частью природы, их окружали самые разные животные и растения; и пищу и одежду — все давало им близкое природное окружение (впрочем, жители сельской местности и ныне близки к природе в отличие от горожан), и современному ребенку на подсознательном уровне мир животных и растений кажется наиболее гармоничным и по-своему понятным.

С более внимательного ознакомления с миром животных и растений и следует начинать развивать кругозор малыша. Понятно, что немалое значение в этом деле имеют кино, телевидение, домашнее видео, и их возможности непременно следует использовать. Однако впечатления от непосредственного общения с животными и растениями стократ сильнее, а значит, и практическая польза от такого общения будет больше.

В связи с этим рекомендуется по возможности чаще устраивать для ребенка экскурсии в зоопарк, на различные выставки животных — в том числе и экзотических (к примеру, рептилий), посещать конкурсы домашних любимцев (кошек, собак, певчих птиц и т. д.); даже рядовое посещение зоомагазина, стены которого уставлены клетками, а то и просторными вивариями, подоконники — аквариумами, для малыша — событие из событий. Заочно ребенок со многими из животных знаком по маминым сказкам, по картинкам, по мультикам и познава­тельным телепередачам; знакомство с животными, реальными для него, — настоящий праздник!

Очень увлекательно и полезно для малыша и знакомство с миром растений. Погулять с бабушкой по огороду, с дедушкой по саду, выйти с мамой в поле, полное самых разных трав и цветов, ощутить запах полевых растений, услышать стрекот кузнечиков в траве и песни птиц, шум ветра в листве — для ребенка четырех-пяти лет лучшее времяпрепровождение; яркими впечатлениями, простейшими знаниями, полученными от таких прогулок, он будет пользоваться всю свою жизнь, поскольку впечатления, полученные после, уже не будут такими яркими, а знания, обретенные в более старшем возрасте, не будут столь волнующими... Если семья живет в большом горо­де, нужно почаще посещать с ребенком скверы и парки, ботанический сад, всевозможные выставки — цветов, кактусов, плодов и др.

Можно не сомневаться в том, что четырех-пятилетиему ребенку уже будет понятна, а значит, и интересна экспозиция краеведческого музея. Очень увлекательным для ребенка занятием будет сбор домашнего гербария, и малыш наверняка, затаив дыхание, станет расправлять цветочки и листочки, прикрывая разложенное на картоне растение тонкой бумагой и наблюдая, как старшие укладывают получившийся странный предмет под пресс. Собранными и удачно засушенными растениями можно украсить комнату ребенка, поместив их в рамки под стекло, и если ребенок поучаствует в этом, то будет невероятно доволен и горд.

Мама должна активно работать над кругозором ребенка — не только показывать ему животных и растения, но и рассказывать о них, рассказывать то, что знает сама; ребенку этого возраста достаточно и минимума знаний: где животные живут, что едят, как воспитывают своих детенышей; как растения называются, какую пользу могут принести человеку (декоративные, лекарственные, употребляемые в пищу и т.д.).

Если мама и другие домашние регулярно и неустанно занимаются с малышом, работают над его кругозором, то он в свои четыре-пять лет легко отличит волка от собаки, козу от овцы, сову от перепелки, аиста от журавля, ромашку от календулы, яблоню от груши, мать-и-мачеху от подорожника. И в жизни ему это пригодится...

Рекомендуем посмотреть:

Простые правила введения прикорма

Поведение четырех-пятилетнего ребенка в обществе людей

Рекомендации, которые необходимо соблюдать при введении прикорма

Как определить: Нормально ли развивается ребенок?

Полезные советы для будущих мам

Нет комментариев. Ваш будет первым!