--

Развивающие игры для учащихся 1-4 классов

Развивающие игры для младших школьников во внеурочной деятельности

Криптограмма

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание. Криптограмма в переводе с греческого означает «тайное письмо». В криптограмме зашифрован текст. Чтобы его расшифровать, нужно:

а) разгадать ключевые слова, зашифрованные с помощью чисел, опираясь на подсказки; каждому числу в криптограмме соответствует какая-либо буква;

б) записать под каждым числом ключевого слова соответствующую ему букву разгадки.

Таким образом можно разгадать код, с помощью которого нетрудно прочесть саму криптограмму. Для этого стоит только в саму криптограмму записать под числами соответствующие им буквы кода.

Нечистая сила

Цель: развитие внимания, воображения.

Описание. Не дочитав последние две строчки стихотворения, педагог предлагает ребятам догадаться, кто в данном произведении подразумевается под нечистой силой.

Нечистая сила

В нашем доме часто стали

Совершаться чудеса:

С холодильника пропали

Как-то сыр и колбаса.

 

Может, это Домовой

Сыр отведал с колбасой?

 

А вчера к утру исчезло

Из бидона молоко.

Это, право, интересно:

Выпить столько нелегко.

 

Может, бабушка Яга

Захотела молока?

 

До обеда в сковородке

Дожидались нас лещи.

Что такое, что за шутки?

Их теперь ищи-свищи.

 

Может, это Царь Кощей

Съел зажаренных лещей?

 

Проследить решили с братом,

В доме нечисть есть иль нет.

Мы устроили засаду

И открыли, в чём секрет.

 

Нет, друзья, не полтергейст

Совершал на кухню рейс.

Вопрос: Кто подразумевается под нечистой силой?

Ответ:

Это наша киска

По имени Ириска!

В. Сибирцев

Хохотальная путаница

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. После прочтения педагогом стихотворения детям предлагается выполнить задание.

Жил-был один слоненок

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хочу я рассказать.

Ее я помню с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помню,

Но буду вспоминать.

 

В одном огромном парке,

А может, и не в парке,

А может, в зоопарке

У мамы с папой жил

Один смешной слоненок,

А может, не слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодил.

 

Однажды зимним вечером,

А может, летним вечером

Он погулять по парку

Без мамы захотел

И заблудился сразу же,

А может, и не сразу же,

Уселся на скамеечку

И громко заревел.

 

Какой-то взрослый аист,

А может, и не аист,

А может, и не взрослый,

А очень молодой,

Решил помочь слоненку,

А может, поросенку,

А может, крокодильчику,

И взял его с собой.

 

- Вот эта твоя улица?

- Вот это моя улица.

А может быть, не эта,

А может, не моя.

- Вот это твоя клетка?

-Вот это моя клетка,

А может, и не эта,

Не помню точно я.

 

Так целый час ходили,

А может, два ходили

От клетки до бассейна

Под солнцем и в пыли,

Но дом, где жил слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик,

В конце концов нашли.

 

А дома папа с бабушкой,

А может, мама с дедушкой

Сейчас же накормили

Голодного сынка,

Слегка его погладили,

А может, не погладили,

Слегка его пошлепали,

А может, не слегка.

 

Но с этих пор слоненок,

А может, поросенок,

А может, крокодильчик

Свой адрес заучил

И помнит очень твердо,

И даже очень твердо.

Я сам его запомнил,

Но только позабыл.

Э. Успенский

Задание. Нарисовать портрет главного героя стихотворения - «слонёнка, а может, поросёнка, а может, крокодильчика», совместив на портрете несколько признаков от каждого из названных животных.

Стась-мечтатель

Улёгся Стась

Средь лужка,

Глядит в небеса

И думает:

«Кабы

Были бы те облака -

Ромовые бабы!

А те розовые тучки -

Сливочные тянучки!

А те золотые в лазури -

Пончики в сладкой глазури...

А весь бы небесный купол

Из сахарного песку был,

А дождик бы шёл - из конфет...

Вот был бы чудесный свет!

Лежал бы я на траве,

На шёлковой мураве,

В сладкое небо глядел

И ел бы себе... и ел...»

Ю. Тувим

Задание. Продолжите мысленно рисовать «вкусные» картины, используя различные природные явления: туман, град, гололёд, вьюгу, листопад, ледоход и др.

Кит и кот

В этой сказке нет порядка:

Что ни слово - то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и КИТ.

 

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал, КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел,

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

Кот плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану.

 

Ловит КИТ мышей на суше.

КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался,

Если ж был неравен спор -

От врагов своих спасался,

Залезая на забор.

Добрый КОТ ни с кем не дрался.

От врагов уплыть старался:

Плавниками бьет волну

И уходит в глубину...

 

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его:

- Кис, кис! -

Он охотно спрыгнет вниз.

Так бы все и продолжалось

Без конца, само собой,

Но развязка приближалась:

В море вышел китобой.

Зорко смотрит капитан.

Видит - в море бьет фонтан.

Он команду подает:

- КИТ по курсу! Полный ход!

 

Китобой подходит к пушке...

Пушки - это не игрушки!

Я скажу начистоту:

Не завидую КИТУ!

 

- Мама! -

Крикнул китобой,

Отскочив от пушки. -

Что же это?.. Хвост трубой...

Ушки на макушке...

 

Стоп, машина! Брысь, урод!

Эй, полундра: в море - КОТ!

- Успокойся! Что с тобой?

-Я, - кричит, - не котобой!

Доложите капитану -

Я стрелять в кота не стану!

Наказать я сам готов

Тех, кто мучает котов!

 

«Всем-всем-всем! —

Дрожа, как лист,

Телеграмму шлет радист.—

Всем-всем-всем! На нас идет

Чудо-Юдо Рыба-Кот!

Тут какая-то загадка!

В этой сказке нет порядка!

Кот обязан жить на суше!

SOS! (Спасите наши души!)»

И в ответ на китобазу

Вертолет садится сразу.

В нем ответственные лица

Прилетели из столицы:

Доктора, профессора,

Медицинская сестра,

Академик по КИТАМ,

Академик по КОТАМ,

С ними семьдесят студентов,

Тридцать пять корреспондентов,

Два редактора с корректором,

Кинохроника с прожектором,

Юные натуралисты

И другие специалисты.

Все на палубу спустились,

Еле-еле разместились.

Разбирались целый год -

Кто тут КИТ и где тут КОТ.

 

Обсуждали, не спешили.

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка.

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

В сказке буквы переставил,

Переправил "КИТ" на "КОТ",

"КОТ" на "КИТ", наоборот!»

 

Ну, и навели порядок:

В сказке больше нет загадок.

В океан уходит КИТ,

КОТ на кухне мирно спит...

Все как надо,

Все прилично.

Сказка стала — «на отлично»!

Всем понятна и ясна.

 

Жаль,

Что кончилась

Она!..

Б. Заходер

Задание. Придумайте пары слов, отличающиеся всего лишь одной буквой, например: САЛАТ - САЛЮТ, ДУДКА - ДЕДКА, БАК - БЫК, ЛЕНЬ - ЛИНЬ, ДЕНЬ - ДАНЬ.

Есть где-то Кошачья Планета.

Там кошки, как люди, живут:

Читают в постели газеты

И кофе со сливками пьют.

 

У них есть квартиры и дачи,

Машины и прочий комфорт,

Они обожают рыбачить

И возят детей на курорт.

 

Летают в заморские страны,

Находят алмазы с кулак,

Сажают на клумбах тюльпаны

И даже разводят собак.

 

Роскошная жизнь на планете

У кошек, котов и котят!

Но странные жители эти

Всё время о чём-то грустят.

 

Как много игрушек хороших,

Как много пластинок и книг!

Вот нет только кошек у кошек...

Ах, как же им грустно без них!

А. Усачёв

Задание. Придумайте другую планету, которой управляют животные, например: Слоновья Планета или Муравьиная Планета. Расскажите, чем там занимаются животные.

Мы-артисты!

Цель: развитие артистических способностей.

Описание. Ученики выбирают карточки с записанными на обратной стороне заданиями - разыграть с помощью жестов и мимики определённую ситуацию. На обдумывание даётся одна минута. Затем один из учащихся демонстрирует выполнение задания, а остальные пытаются угадать суть ситуации. И т. д.

Вариант 1

Ты, сидя в шезлонге, загораешь на пляже. Вдруг к тебе подлетела оса. Ты делаешь всё возможное, чтобы она от тебя отстала.

Вариант 2

Ты подсматриваешь в замочную скважину. Тебе ужасно интересно, что там происходит.

Вариант 3

Ты в гостях за обедом ешь блюдо, которое тебе ужасно не нравится, но ты делаешь вид, что оно очень вкусное.

Вариант 4

Ты с помощью лопаты выкапываешь ямку, сажаешь в неё маленькое деревце, поливаешь. Ты хорошо поработал и очень доволен собой.

Вариант 5

Ты смотришь по телевизору выступления фигуристов. Восхищаешься. Пытаешься сделать то же самое на полу перед зеркалом.

Вариант 6

Твои приятели о чём-то весело шушукаются. Тебе очень хочется узнать, о чём говорят ребята, но так, чтобы они этого не заметили.

Вариант 7

Ты собираешься в гости. Тебе необходимо прекрасно выглядеть, поэтому ты перемериваешь множество вещей. Наконец, одна из них тебе понравилась.

Вариант 8

Ты списываешь контрольную работу у соседа по парте, очень стараясь, чтобы не заметил учитель.

Вариант 9

Ты замесил жидкое тесто, выливаешь часть его на сковородку, печёшь первый блин. Он «отказывается» покидать сковородку. Ты прилагаешь усилия. Наконец получилось.

Вариант 10

Ты попробовал одну конфету из коробки. Она оказалась на удивление вкусной. Ты взял еще одну, ещё... Коробка пуста. Ты не можешь поверить своим глазам.

Вариант 11

Ты стоишь перед дверью своей квартиры. Точно знаешь, что в квартире кто-то есть. Ты звонишь, стучишь, колотишь в дверь ногами.

Вариант 12

Ты сидишь на стуле, читаешь анекдоты. Начинаешь смеяться, падаешь со стула. Потираешь ушибленное место.

Если бы да кабы...

Цель: развитие творческого воображения.

Описание. Детям предлагается дать волю своему воображению и мысленно пообщаться со сказочными героями, дав ответ на предложенный вопрос.

Вопросы:

- Если бы ты встретил Красную Шапочку до того, как она вошла в лес, от чего бы ты её предостерёг?

- Если бы ты стал обладателем скатерти-самобранки, то как бы ты ею воспользовался?

- Если бы ты оказался в тёплых краях вместе с Дюймовочкой, ставшей женой эльфа, о чем бы ты ее расспросил?

- Если бы в твои руки попало волшебное блюдечко и золотое яблочко, что бы ты попросил их показать?

- Если бы к тебе прилетел в гости Карлсон, как бы вы развлекались?

- Если бы ты вдруг стал таким же маленьким, как Незнайка - размером с огурец, - как бы ты себя чувствовал?

- Если бы тебе довелось заглянуть в избушку Бабы Яги, какой подарок ты бы ей принёс, чтобы она стала доброй и помогла тебе?

- Если бы ты поймал золотую рыбку, то каких три желания попросил бы её исполнить?

- Если бы старик Хоттабыч попросил тебя рассказать, что представляет собою планета Земля, что бы ты ответил?

- Если бы ты оказался в Доме дружбы крокодила Гены и Чебурашки, в какие игры ты предложил бы поиграть своим новым друзьям?

- Если бы лиса Алиса позвала бы тебя прогуляться, что бы ей на это ответил?

- Если бы тебя познакомили с царевной Несмеяной, как бы ты попытался её рассмешить?

- Если бы на пороге твоей школы появился бы огнедышащий Змей Горыныч, как бы ты поступил?

- Если бы тебе поручили испечь Колобок, каким бы ты его сделал?

- Если бы Курочка Ряба снесла для тебя золотое яичко, что бы ты с ним сделал?

- Если бы Дедка долго раздумывал, какой овощ ему посадить, что бы ты посоветовал?

- Если бы у тебя появились сапоги-скороходы, какое применение ты бы им нашел?

- Если бы ты случайно встретил Русалочку, что бы ей пожелал?

- Если бы вылепленная тобою Снегурочка вдруг ожила, что бы ты стал делать?

Проиграем ситуацию

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Описание. Для проведения игры дети разбиваются на группы. Количество игроков в группе зависит от количества ролей, представленных в карточке-ситуации. Каждая группа получает карточку с данным в ней текстом, описывающим какую- либо жизненную ситуацию.

Задача: сыграть эту ситуацию по ролям и придумать небольшое продолжение, а точнее, завершение истории. Учитель напоминает детям о необходимости соблюдения правил этикета и о существовании таких качеств личности, как доброта, сочувствие, взаимопонимание. На подготовку отводится 5-7 минут, затем группы детей по очереди демонстрируют свое творческое мастерство.

Пример карточки-ситуации

Действующие лица: автор, бабушка, четверо внучат.

Очень любят бабушку

Четверо внучат.

– С добрым утром, бабушка! –

Весело кричат.

А. Барто

Вариант доигрывания ситуации

Бабушка (улыбаясь). Доброе утро, мои милые, доброе утро. Как спалось?

Внуки. Спасибо, хорошо.

- Я спал без задних ног!

- Бабушка, а я во сне тебя видел!

- Бабушка, а ты уже давно встала?

Бабушка. Давно, давно, мои родные. Я уже и завтрак вам приготовила. Ну, пойдемте к столу. Угощу вас блинками с вареньицем! (Уходят.)

Карточки-ситуации

Утренняя песенка

Действующие лица: автор, мама.

Проснувшись, крикнул маме я:

- Прощай, моя Пижамия!

Да здравствует Туфляндия!..

А мама мне в ответ:

- По курсу - Свитерляндия!

Шляпляндии - привет!

- Ура Большой Пальтонии!

Шарфанции — виват!..

А если вы не поняли,

То я не виноват!

М. Яснов

 

Кто хитрей

Действующие лица: автор, дед.

Мне сказал однажды дед:

- Ты смотри - не лазь в буфет!

Там, на самой верхней полке,

Поселились злые волки.

Только дедушка уснул,

Я скорей подставил стул,

Приоткрыл немножко дверцу,

Отодвинул банку с перцем,

Переставил всю посуду -

Я волков искал повсюду...

Поутру проснулся дед,

Не спеша полез в буфет.

Думал к чаю взять ирисок,

А ирисок - нет как нет.

Обыскал он все до щелки,

Заглянул и вверх и вниз...

Я сказал: - Наверно, волки

Утащили твой ирис.

Н. Саконская

 

Хитрыи соня

Действующие лица: автор, Сурок, сынок Сурок.

- Вставай, сынок! -

Сказал Сурок. -

Тебе сегодня

На урок.

Вставай, малыш!

И Крот и Мышь

Уже идут,

А ты всё спишь!

 

Сынок Сурок

Открыл глазок

И на другой

Улёгся бок:

- Ума вполне

Хватает мне,

А в школу

Я схожу... во сне.

Г. Ладонщиков

 

Упрямый козлик

Действующие лица: автор, коза, козлик.

Надвигается гроза;

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой:

- Ну, пойдём,

Пойдём, сыночек!

Тут грозою нас убьёт,

Тут нас дождиком замочит... -

Но козлёнок не идёт:

Бодается, брыкается,

Ногами упирается...

Горя много терпят мамы,

Если дети их упрямы!

Г. Ладонщиков

 

Правила дорожного движения

Действующие лица: автор, утята.

Утка крякнула:

- Кря-кря!

Свет зелёный вижу я!

Ну-ка, дети, дружно в ногу

Перейдём через дорогу!

М. Дружинина

 

Соседи

Действующие лица: автор, волчонок, поросёнок.

На пеньке у трёх сосёнок

Сочинял письмо волчонок:

«Симпатичный поросёнок!

Пишет вам один соссд.

Я живу у трёх сосёнок.

Приходите на обед».

День прошёл - пришёл ответ:

«Сами бы пришли, сосед.

Адрес прежний: я живу

В том знакомом вам хлеву.

Где коровы, гуси, утки,

Прямо у собачьей будки!

Приходите к нам, волчонок!

Ждёт вас толстый поросёнок!»

Л. Мезинов

Рекомендуем посмотреть:

Игра в начальной школе. Экологическая ромашка

Игры с пословицами для начальной школы

Игра «Поле чудес» для детей начальной школы

Игры со словами для 4 класса

Игры по русскому языку, 2-3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!