Игры на развитие логическое мышления детей 5 - 6 лет

Игры на развитие логическое мышления детей 5 - 6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет

Разбитие математических навыков на примере методики Б. Блума (1979 г.)

Цель игры: развитие внимания, сообразительности, способности анализировать, применять и развивать математические навыки.

Необходимые материалы и наглядные пособия: предметы, окружающие вас в повседневной жизни

Ход игры.

Задание 1: в непринужденной обстановке, как бы между прочим, попросите ребенка посчитать, сколько стульев в комнате и хватит ли их, если в гости придут 5 его друзей, сколько стульев будет лишних или сколько стульев придется принести из другой комнаты.

Задание 2: попросите ребенка проиллюстрировать математическое действие с помощью различных предметов (при этом обращайте внимание малыша на то, что математические действия можно выполнять только с однородными предметами), например показать на кубиках и решить пример 2+2.

Задание 3: предложите ребенку несколько заданий на классификацию геометрических фигур по цвету, размеру.

Анализ.

1. Нарисуйте ряд геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг, треугольник. Попросите ребенка нарисовать фигуру, которая будет идти за треугольником.

2. Попросите ребенка выстроить кубики по высоте в порядке убывания, затем — в порядке возрастания.

3. Придумывайте самостоятельно различные задачи на классификацию предметов по определенному признаку или свойству.

Синтез.

1. Предложите ребенку изобразить новую геометрическую фигуру и дать ей название, придумайте название фигуре от слияния геометрических фигур сами и попросите ребенка нарисовать эту фигуру: треуквадр, труекру и т. д. Полет фантазии и воображения принесет малышу и вам массу удовольствия.

2. Обрисуйте ситуацию, когда во всем городе в один момент пропали все часы. Спросите ребенка, как можно узнать, который час, пока не привезут в город новые часы. Постарайтесь, чтобы ребенок высказал как можно больше предположений на этот счет (записывайте все ответы на магнитофон или в тетрадь, и вы найдете при повторном и внимательном прочтении рациональный ответ или рациональное решение проблемы). В городе могут пропасть и другие необходимые предметы.

Оценка.

1. Спросите ребенка, каким способом можно измерить длину следующих объектов: рост муравья, длину бревна, рост ребенка, высоту машины, длину карандаша (похвалите малыша, если он нашел самый рациональный способ — линейкой или муравьями, по аналогии с известным мультфильмом «38 попугаев»).

2. Поинтересуйтесь у малыша, чем лучше всего отмерять следующие продукты для выпечки пирога — ложками или чашками: соль, сахар, мука, вода, какао.

Фантазия и изобретательность родителей стимулируют активность ребенка, его стремление к познанию. Придумывайте как можно больше жизненных ситуаций, где можно было бы применить математические знания (поход в магазин, в парк и т. д.).

Где ты живешь?

Цель игры: развитие умения анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение.

Ход игры: подходя к вашему дому, спросите ребенка: «На каком этаже мы живем?», «А над нами какой этаж?», «Под нами какой этаж?» Подобные вопросы задайте и относительно того, на каком этаже проживают бабушка, друзья и т. д. Старайтесь немного запутать ребенка, не соглашайтесь с ним. Наблюдайте за его поведением, манерой доказывать свои знания. В конце игры обязательно похвалите ребенка.

Путаница, или 12 братцев перепутались

Цель игры: развитие умения анализировать, сопоставлять, высказывать свое мнение.

Рекомендации: играть стоит в том случае, если ребенок знает название месяцев и времен года.

Ход игры: спросите у ребенка: «Сколько месяцев в году?», попросите их перечислить.

«Назови зимние (летние, весенние, осенние) месяцы?»

«Сколько в году летних месяцев? Зимних? Весенних? Осенних?»

«Месяцы перепутались (Ваши варианты), поставь их друг за другом так, как они должны идти».

«Какой месяц идет за мартом, а какой был до марта?» (варианты самые разнообразные)

«Каким по счету в году идет месяц май, а как называется десятый месяц в году?»

«Март, май, июнь. Какой месяц не весенний? Какой весенний месяц потерялся?»

Заданий может быть великое множество, они очень нравятся малышу, более того, он сам изобретает новые задания с большим энтузиазмом.

❧ Родителям на заметку. Наилучшее усвоение и применение знаний происходит в спокойной и доверительной обстановке.

Моя линия – твой рисунок

Цель игры: развитие воображения, способности анализировать, мелкой моторики рук, духа соревнования, умения играть в команде.

Необходимые материалы и наглядные пособия: альбомный лист, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Рекомендации: игра проходит наиболее интересно, если играют несколько человек.

Ход игры.

1-й вариант: индивидуальная игра. Вы проводите линию, задача ребенка — дополнить ее так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Не торопите и не подсказывайте малышу возможные варианты решения, помните, что он видит мир своими, а не вашими глазами. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок проводит линию, а вы доводите ее до логического конца.

2-й вариант: при помощи считалочки (варианты вы найдете в главе «Бабушкин сундук») участники игры разбиваются на две группы. Вновь при помощи считалочки определяют команду, которая начинает игру. Команда, начинающая игру, проводит линию, цель второй команды — продолжить ее так, чтобы первая команда не смогла ее завершить (нарисовать какой-либо предмет). Первая команда проводит линию вновь, чтобы как-то выровнять положение или завершить рисунок. Каждой команде даются 3 попытки. Если первая команда за три попытки не смогла нарисовать что-либо, победителем считается вторая команда, мешающая первой. Если же первая команда смогла завершить рисунок, значит, победила она.

Хвалите детей за выдумку и неординарный подход к решению задачи.

Муха

Цель игры: развитие внимания, внутреннего контроля, способности анализировать и сопоставлять, предугадывать.

Рекомендации: для наглядной иллюстрации игры на листе бумаги начертите квадрат и разбейте его на 4 квадрата 2x2, затем 3x3 квадрата.

Ход игры.

1-й вариант: нарисовав квадрат и разбив его на 4 квадратика 2x2, предложите в любой из квадратиков поместить муху и спросить ребенка, как она может двигаться «вверх», «вниз», «вправо», «влево» в зависимости от нахождения мухи.

2-й вариант: попросите малыша закрыть глаза и представить нарисованный на бумаге квадрат, разбитый на 4 квадрата. В нижний левый угол необходимо поместить муху и начать ее передвигать по команде папы или мамы. Малыш при выполнении команды должен показать рукой, куда летит муха. Его задача состоит в том, чтобы, выполняя команды, не ошибиться, и чтобы муха не вылетела за пределы квадрата. Постепенно усложняйте задание, вводите фактор неожиданности: нарочно ошибайтесь, чтобы малыш не смог выполнить задание, но в то же время был в состоянии указать на ошибку и аргументировать свои слова.

3-й вариант: если ребенок справляется с квадратами 2 на 2, следует увеличить количество квадратов 3 на 3. Игра в первое время проходит на нарисованном поле, в дальнейшем — на воображаемом поле.

Пословицы и поговорки

Цель игры: развитие абстрактного мышления, умения оперировать понятиями, приобщение к русскому фольклору.

Рекомендации: в том случае, когда возможно применить пословицы и поговорки, объясняйте ребенку их переносный смысл и народную мудрость.

Ход игры: при подходящей ситуации спросите ребенка о том, что он думает по поводу поговорки (варианты пословиц и поговорок вы найдете в главе «Бабушкин сундук»).

«Золотые руки» — они что, действительно из золота, или здесь заключен какой-то скрытый смысл? Выслушайте все аргументы малыша. Если у него будет правильное предположение, акцентируйте на этом его внимание. Спросите ребенка о том, когда и в каком случае можно применить данную поговорку.

В ситуации, когда ребенок пытается проявить участие в чужом деле, спросите, что он думает по поводу пословицы «Не в свои сани не садись».

Ненавязчиво пытайтесь донести суть и переносный смысл пословиц и поговорок. Читая сказки, заостряйте внимание на том, как переносный смысл пословиц и поговорок объясняется в сказках

❧ Родителям на заметку. Ненавязчиво приучайте ребенка к тому, что если он замечает ошибку, то нужно указывать на нее доброжелательным и спокойным голосом.

Что нарисовано невидимым карандашом?

Цель игры: развитие воображения, внимания, умения концентрироваться, развитие мелкой моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клеточку, карандаш.

Рекомендации: предварительно напишите в тетради задания и нарисуйте ответы-эталоны, с которыми вы будете сравнивать ответы малыша.

Ход игры: попросите ребенка выполнить следующие действия (одно движение — одна клеточка): поставь точку в углу клеточки, проведи карандашом вверх, вправо, вниз, влево. Назови получившуюся фигуру (квадрат).

Усложните задание: скажите малышу, что в его руках невидимый карандаш (переверните карандаш обратной стороной), он тоже пытается рисовать: вправо, вправо, вверх, влево, влево, вниз. Получился прямоугольник.

Задание еще сложнее: невидимыми стали и карандаш, и бумага. Попробуйте с ребенком мысленно нарисовать фигуру (диктуйте заранее составленные задания). После того как малыш закончит мысленное рисование, попросите нарисовать полученную фигуру на листе бумаги и сравнить с эталоном.

Хвалите малыша за удачное выполнение задания. Если ошибок много, не беда, значит, на данный момент предложенные задачи слишком сложные. Вам следует их упростить. Если ребенок нервничает по поводу неудач, откажитесь от данной игры и вернитесь к ней через некоторое время.

Шифровальщик

Цель игры: развитие памяти, ассоциативного мышления, умения концентрироваться, мелкой моторики, соревновательного духа.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клетку, ручка или карандаш.

Ход игры.

1-й вариант: заранее составляется список из 10 слов. Вы говорите по порядку слова, а ребенок пытается очень быстро нарисовать, что они значат. Рисунок может быть непонятен для окружающих, но он должен быть ясен самому малышу. После того как все слова «нарисованы», попросите ребенка по рисункам повторить перечисленные слова.

2-й вариант: игра-соревнование. При помощи считалочки выбирается ведущий, который придумывает 10 слов. Он говорит по порядку слова, а участники игры их зарисовывают. После завершения задания каждый участник по своим рисункам называет слова. Кто назовет больше всех слов правильно, тот и будет победителем.

Интересны символы, которыми обозначаются слова, они могут быть неординарными и информативными. Хвалите ребенка за неординарность подхода к решению задачи.

❧ Родителям на заметку. Народная мудрость питает умы, будоражит сознание, побуждает к познанию многих людей, и уже долгие годы (О.И. Капица, 1928 г.).

Лодочник, коза, волк и капуста

Цель игры: развитие логического мышления, сообразительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь, ручка.

Ход игры: задача: «Лодочнику необходимо перевезти на противоположный берег реки козу, капусту и волка. Как ему это сделать, если в лодку можно взять не более одного пассажира? »

Проследите ход мыслей ребенка, они могут быть самыми неожиданными. Если малыш не может решить задачу, не спешите бросаться на помощь, пусть он немного подумает и найдет решение самостоятельно.

Если же он длительное время не может найти решения, даже после перерыва, дайте ему намек: лодочник ездит несколько раз: если взять волка — коза съест капусту, если капусту — волк съест козу, а если козу — ?

Значит, решение: лодочник берет козу и первой ее перевозит на другой берег, потом едет за волком и перевозит его, забирает козу обратно, оставляет козу на противоположном берегу и берет капусту. После того как капуста доставлена по назначению, лодочник возвращается за козой.

❧ Родителям на заметку. Ребенок по природе пытлив, подмечает любые мелочи и нюансы, ничто не ускользает от его взгляда.

Друзья

Цель игры: развитие внимания, сообразительности, способности анализировать, применять и развивать математические навыки.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь, карандаши.

Ход игры: попросите ребенка назвать его лучших приятелей. Пусть он возьмет тетрадный лист и нарисует своих друзей (можно схематично или символами, но должно соблюдаться одно условие — рисунки должны давать представление о росте мальчиков или девочек). Возле каждого рисунка напишите имя.

Задание 1: попросите ребенка назвать самого высокого и самого низкого из друзей.

Задание 2: попросите ребенка сосчитать своих друзей (оптимально 5-6 человек).

Задание 3: спросите ребенка, кто стоит первым, кто третьим, шестым, кто стоит правее Леши, левее Славы и т. д.

Задание 4: попросите ребенка сосчитать, сколько останется детей, если двое уйдут домой? А если к оставшимся детям придет еще один мальчик?

❧ Родителям на заметку. Новое — хорошо забытое старое. Поройтесь в закромах памяти, и вы вспомните множество веселых задач и заданий, которыми вы с упоением занимались в детстве. Пришла очередь ваших детей их узнать.

Рассеянный художник (диск телефона)

Цель игры: развитие памяти, способности анализировать, сообразительности, соревновательного духа, умения быстро и четко работать.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь, карандаши.

Ход игры.

1-й вариант: нарисуйте диск телефона, расставьте цифры на диске, но не в правильном порядке, а как попало. Попросите ребенка исправить ошибки рассеянного художника,

2-й вариант: нарисуйте несколько дисков с перепутанными цифрами, раздайте рисунки игрокам. Кто первым исправит ошибки рассеянного художника, тот победитель.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития детей от семи до десяти лет

Развивающие игры для детей. Игры для тренировки восприятия

Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет

Развивающие игры для детей 6 лет

Весёлые игры для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!