Игры для развития внимания детей. Развивающие игры для детей

Игры для развития внимания детей. Развивающие игры для детей

Внимание — основное психическое свойство человека. Внимание — одна из самых «больных» проблем родителей и школьников. «Он у вас такой невнимательный!» — типичное восклицание учителей на сетование родителей, что у ребенка плохие оценки.

Внимание характеризуется направленностью и объемом, т.е. в поле внимания всегда оказывается ограниченное число объектов. Чем меньше ребенок, тем меньше объектов он одновременно может удерживать в «поле внимания». Но даже взрослый не может концентрировать свое внимание более чем на пяти объектах.

Внимание также характеризуется устойчивостью, т. е. временем сохранения внимания на объекте. Чем большее значение имеет для человека объект вни­мания, тем устойчивее оно удерживается. Сохранение внимания на конкретном объекте тем меньше, чем младше ребенок.

Наконец, внимание характеризуется переключаемостью, т. е. скоростью, с которой оно переносится с одного объекта на другой. В детстве у ребенка преобладает непроизвольное внимание, т. е. невольная сосредоточенность на объекте или явлении, имеющих для ребенка эмоциональное значение.

Внимание привлекается ко всему, что для ребенка интересно. Следовательно, интерес — мощнейший фактор концентрации внимания. Если предмет или ситуация не интересны для человека, а обратить внимание на это необходимо (например, скучное, неинтересное объяснение учителя), то внимание сосредотачивается с помощью волевого усилия. Такое внимание, которое направляется усилием воли, называется произвольным.

Высшей формой внимания является переход произвольного внимания в наблюдательность — сознательное целенаправленное сосредоточение психической активности на конкретном объекте. Чем более развито у ребенка произвольное внимание, тем легче ему учиться. Так как произвольное внимание связано с развитием воли, то оно слабо проявляется у детей и подростков. В этих возрастах вообще слабая волевая регуляция. Следовательно, чтобы привлечь внимание ребенка, нужно ориентироваться на его непроизвольную форму, т.е. привлекать внимание с помощью интереса.

Игра интересна ребенку — значит, с помощью ее можно тренировать внимание. Ниже мы предлагаем ряд игр, которые помогут не только тренировать непроизвольное внимание, но и перестраивать его в произвольную форму и целенаправленное наблюдение.

Классической и доступной в любых условиях игрой, развивающей внимание, является игра «Что пропало?».

В эту игру можно играть с одним ребенком и с несколькими. На какой-то поверхности (стол, стул, пол) раскладываются несколько мелких предметов в пределах 15 — 20 штук. Это могут быть карандаши, монеты, бижутерия, мелкие игрушки, миниатюрные предметы быта (наперсток) и т. п. Детям предлагается несколько  секунд внимательно рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты. Затем возможны несколько вариантов продолжения игры.

1 вариант. Несколько предметов убирается. Задача ребенка — определить, какие предметы исчезли.

2 вариант. Несколько предметов перекладывают на другие места. Задача ребенка — определить, какие предметы переложены.

3 вариант. К имеющимся предметам добавляется еще несколько новых. Ребенок должен определить, какие предметы появились.

4 вариант. Ряд предметов убирают и на их место кладут новые. Ребенок должен определить, какие предметы убраны и какие новые появились.

Еще одна распространенная игра-тренировка внимательности «Картинки-загадки».

Ребенку предлагается рассматривать специальные картинки и решать поставленные задачи: найти несколько одинаковых предметов, или в общем сюжете отыскать конкретные предметы.

Найди двух одинаковых слонов

Помоги Сереже отыскать 6 медведей

Найди 8 отличий у этих зайчиков

Не менее занимательны для тренировки внимания различные лабиринты.

Какой шнур надо зажечь, чтобы запустит ракету?

Где образуются узлы, когда козлы помчатся в разные стороны?

Оживи марионетку: найди, от чего какая нить

☺ Игра «Самый внимательный»

Все игроки выходят из комнаты, а ведущий (часто взрослый) кладет на видное место (например, на шкаф, на стол среди других предметов и т.п.) какой-нибудь маленький предмет. Например, колпачок от ручки, колечко или значок и т. п. Игроки по очереди входят в комнату и один раз обходят ее по кругу. Их задача — за это время отыскать предмет. Если они нашли его, они остаются в комнате (садятся у стены на стул, чтобы не мешать другим игрокам), если не нашли, выходят из комнаты и повторно входят после других игроков. Задача — найти предмет с первого раза. Те, кто справились с этим, — самые внимательные.

☺ Игра «Ночной сторож

Интересная игра для группы детей младшего школьного возраста. Она позволяет тренировать не только внимание, но и координацию движений.

Игра проводится на открытом воздухе или в зале. Двое ребят по жребию или по желанию становятся «сторожами». Каждому завязывают платком глаза. Они становятся на расстоянии друг от друга примерно одного шага, лицом друг к другу и берутся за руки. Остальные играющие встают примерно за 8 метров от «сторожей». По очереди они приближаются к «сторожам» и стараются проползти между ними, так, чтобы их не заметили. Если они коснутся «сторожей» или те их почувствуют и схватят, то меняются местами с «лазутчиком». Если «лазутчику» удается трижды незаметно проползти между «сторожами», то он получает приз.

Следующая предлагаемая игра направлена на развитие внимания при выполнении физических упражнений.

☺ Игра «Зеркало»

1 вариант. Играют двое и более человек, разбившись на пары. Один из пары будет «зеркалом», второй — ведущим. Ведущий встает перед «зеркалом» и начинает совершать разнообразные движения и демонстрировать различные выражения лица. «Зеркало» должен повторять эти движения и мимику в том же темпе и ритме, что и ведущий. Если он собьется, то сам становится ведущим.

2 вариант. Один человек — ведущий, остальные — игроки. Ведущий встает перед игроками таким образом, чтобы всем было его видно. Он начинает показывать какое-либо физическое упражнение, а все остальные участники должны выполнить противоположное упражнение (например, ведущий поднял руки вверх — игроки должны опустить руки вниз; ведущий повернул голову налево, а игроки — направо; ведущий наклонился — игроки выпрямились и т.д.).

3 вариант. Этот вариант можно выполнять попарно или группой. Ведущий начинает воображаемо выполнять (имитировать) какое-то известное действие (например, копать грядку, делать прическу, жарить яичницу и т.п.). Игроки на протяжении 10 секунд наблюдают за ним, а затем начинают зеркально повторять его движения до тех пор, пока не угадают, что за действие он делал. Тот игрок, который первый правильно угадал, что делал ведущий, сам становится ведущим.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Моторные игры

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет

Примеры развивающих игр для детей

Подвижные игры для детей от 7 до 10 лет

Развивающие игры для детей от 7 до 10 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!