Игры для развития мышления детей

Игры для развития мышления детей

Развивающие игры для детей от 5 до 7 лет

Развитие мышления начинается с раннего возраста. Оно выражается в освоении через восприятие свойств окружающих предметов и улавливании простейших связей между ними. В дошкольный период преобладает форма наглядно-действенного мышления. Ребенок решает задачи в действенной, наглядной форме. Если трехлетнему малышу необходимо решить задачу, поместится ли данный мячик в конкретной коробке, ребенок обязательно должен попробовать положить мячик в коробку и только после этого определить, можно ли это вообще сделать.

По мере разнообразия предметных действий, которые может совершать ребенок, и освоения действий, которым обучает ребенка взрослый, развивается и мыслительная деятельность ребенка.

Мышление не может осуществляться без речи. Для развития речи существует много различных игр. Ниже мы предлагаем игру, одновременно развивающую логическое мышление и речь детей.

☺ Игра «рассказ наоборот»

Детям младшего школьного возраста (играть могут одновременно несколько человек) предлагается попробовать сочинить рассказ или сказку наоборот. Предположим, один говорит: «И началась у них с тех пор счастливая и спокойная жизнь». Другой: «Вернулись братья в свою деревню». Третий: «Наконец поняли они, что мир лучше ссоры. Четвертый: «Сколько в одиночку старались мост построить, а ничего не выходит» и т.д.

☺ Игра «Ассоциация»

Группа детей выстраивается в круг, и им предлагается два любых слова. Например, щенок и мячик. Детям по очереди предлагается связать эти два слова в одно предложение. Кто последний придумает предложение, тот и выиграл. В предложенном примере могут возникнуть следующие ассоциации.

Щенок играет в мячик.

Щенок прыгает как мячик.

Щенка надо кормить, а мячик — нет.

Щенок пушистый и теплый, а мячик гладкий и холодный.

У щенка глаза круглые, как мячик.

Дети любят играть со щенком и мячиком.

И т. д.

Очень хорошо развивают мышление ШУТЛИВЫЕ ЗАТЕЙЛИВЫЕ ЗАДАЧИ, требующие для своего реше­ния внимательности, логики и смекалки. Одновременно именно эти качества и развиваются у ребенка, когда он решает такие задачи. Приведем некоторые из них.

Сколько ног? Мальчик зашел в комнату и в каждом из четырех углов увидел по три кошки, каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: сколько ног было в комнате?

Ответ: Две ноги мальчика, так как у кошек и котят лапки.

Таблетки. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?

Ответ: Один час.

Разрежь веревку. Мальчику надо разрезать веревку длиной 1 метр на 4 куска. Сколько он сделает разрезов?

Ответ: Три разреза.

Отцы и дети. По дороге шли два отца и два сына. Сколько человек шли по дороге?

Ответ: Три человека: дедушка, его сын и внук.

Утки. По небу летели утки: две впереди, одна позади, одна между двумя, три в ряд. Сколько всего летело уток?

Ответ: Всего три утки, одна за другой.

Мешки с зерном. Рядом с мешком, полным зерна, лежали еще два таких же мешка. Как их оба наполнить зерном из первого мешка до верха?

Ответ: Надо один из пустых мешков вложить в другой, такой же, а затем в него насыпать зерно.

Волк, коза и капуста. Крестьянину надо перевести на другой берег реки волка, козу и капусту. Но в лодку кроме него можно поместить только что-то одно. Если увезет волка, коза съест капусту, если увезет капусту, волк съест козу. Как крестьянину перебраться на другой берег, сохранив всех в целости?

Ответ: Крестьянин перевозит на другой берег козу, оставив волка с капустой. Вернувшись, забирает волка и перевозит его на другой берег. Оставив здесь волка, забирает козу и увозит ее с собой обратно. Оставляет козу на первом берегу и забирает капусту, перевозя ее на другой берег к волку. Затем возвращается и перевозит козу. В итоге на другом берегу оказываются все в целости и сохранности.

Теннисный мяч. Как бросить тенистый мяч так, чтобы он пролетел небольшое расстояние, остановился и начал двигаться в обратном направлении, причем мяч не должен стукаться о препятствие, его нельзя чем-нибудь ударять или привязывать?

Ответ: Мячик нужно бросить вверх.

Железнодорожный переезд. У некой дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все это происходило на глазах работника ГАИ, но он не остановил даму. Почему?

Ответ: Дама шла пешком.

Лодка. Двое подошли к широкой реке. У берега стояла пустая лодка. Как им перебраться на другой берег с помощью лодки, чтобы лодка осталась стоять на прежнем месте?

Ответ: Два человека подошли к реке с разных берегов и переправились по очереди.

В основе мышления лежит умение находить закономерности. Умение находить закономерности формируется в обучении. Этому умению можно учить через игру с самого раннего детства.

☺ Игра «расположи правильно картинки»

Покажите ребенку (5 — 6 лет) следующие картинки.

Расположите картинки по порядку.

Как развивается растение?

Ребенок должен расположить картинки в правильном порядке, как развивались события.

Далее приводятся ряды фигурок в квадратиках.

☺ Игра «Что лишнее»

Ребенку предлагается рассмотреть приведенные ниже картинки и определить, что на них лишнее, сопоставив картинки по одному определяющему признаку.

Необходимо вычеркнуть тот рисунок, который отличается от четырех остальных, не подходит к ним.

Можно предлагать детям это задание на время. Кто сделает это задание быстрее и с минимальным числом ошибок, тот и выиграл.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на знакомство для детей 14-16 лет

Игры для развития детей 3 – 4 лет. Трудовые игры

Игры для детей 5 – 6 лет

Игры для развития детей 5 – 6 лет

Игра «Поле чудес» для детей начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!